Консультация для родителей на тему: "Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста".
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Козлова Татьяна Сергеевна

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от социального окружения. Воспитание и развитие - способы передачи этических норм старшего поколения младшему. На развитие у ребенка представлений о морали оказывает влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_normy_morali_u_detey_v_dou.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:  

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от социального окружения. Воспитание и развитие - способы передачи этических норм старшего поколения младшему. На развитие у ребенка представлений о морали оказывает влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность.

Взрослым важно помнить, что социальный мир выступает не только источником знаний, но и является источником развития - умственного, нравственного, эмоционального, эстетического.

Социальное развитие начинается в период первичной социализации – в младенческом и раннем возрасте. В этот период ребенок познает необходимые навыки общения с окружающими (взрослыми и сверстниками). На основе сотрудничества со взрослыми в дальнейшем ребенок усваивает способы деятельности и поведения закрепленных в культуре каждого общества.

С возрастающей самостоятельностью и осознанностью поступков у детей растет способность к управлению собственным поведением, которая начинает определять поступки старшего дошкольника.

В дошкольном возрасте взрослые через непосредственное обучение и воспитание формируют у ребенка элементарную систему знаний и представлений, создают наиболее благоприятные условия для нравственного развития. Но это не должно проходить через заучивание моральных норм и бездумную отработку правил поведения. Нравственное воспитание должно стать активным жизненным процессом, процессом постоянных выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процессом самоопределения и самоуправления.

На современном этапе в определении содержания моральных норм должны  стать общечеловеческие ценности, такие как сострадание, добро, милосердие, справедливость, щедрость, гуманизм. Взрослые в этом играют важную роль. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Взрослый своим поведением должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать замечать состояние сверстника и проявлять сочувствие, готовность помочь. Необходимо поощрять даже самые незначительные стремления к проявлению гуманных взаимоотношений. Воспитатель не просто партнер, а тот, кто задает зону ближайшего и более отдаленного нравственного развития для ребенка.

Одна из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте - повышение их осознанности. Потребность соответствовать положительному эталону поведения возникнет лишь в том случае, когда поступки или формы поведения для ребенка приобретут личностный смысл. Только тогда морально - нравственные представления перерастут в мотивы собственных действий ребенка и станут залогом и источником его поведения. Этические представления дети усваивают на конкретных жизненных примерах. Если ребенок наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе.

Выделяют такие понятия, как хорошо - плохо, можно - нельзя, вежливость - грубость, правда - ложь, добро - зло, сострадание - равнодушие, терпимость - нетерпимость, отзывчивость - черствость, щедрость - жадность, милосердие - жестокость. Одна из главных задач формирования у детей этических представлений – формирование у них умения правильно оценивать свои поступки, сравнивать свое поведение с поведением других.

Освоение ребенком социальных норм – это процесс социального развития через общение, игру. Необходимо развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи задавая им вопросы, проведением специальных бесед, инсценировок, игр, при помощи создания различных проблемных ситуаций, в которых дети должны принимать какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения. Нравственные привычки детей крепнут по мере обогащения их социального опыта.

Вывод: уровень нравственного развития дошкольника обусловлен системой условий и факторов; формирование нравственных представлений и овладение детьми этическими понятиями – сложный процесс, в котором происходит развитие нравственной сферы личности.

Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения вносит определенный вклад в формирование у детей представлений о нормах морали.

В наше время в обществе с его повышенным вниманием к человеку нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Необходимо с ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого познавательные способности, самостоятельность, организованность и дисциплинированность. В детском саду этому должно придаваться особое значение. Ведь уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании. Воспитательные воздействия педагогов и родителей на детей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми должно строиться на доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе чувства – жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

Важная роль в работе воспитателя отводится общению с людьми, в частности коммуникативному общению. Поэтому умение правильно говорить становится одним из «секретов» мастерства педагога.

В народной мудрости говорится «свято место пусто не бывает». Если та часть внутреннего мира ребёнка, где может рождаться отказ от сиюминутной выгоды ради моральных принципов, не будет своевременно заполнена достойным содержанием, его место займут другие, менее желательные мысли и побуждения.

Попробуем раскрыть это утверждение. Старший дошкольник достаточно часто оказывается в ситуациях морального выбора: рассказать о своей шалости или свалить вину на другого ребёнка? Незаметно взять чужие игрушки, лакомство или преодолеть желание завладеть этими вещами? Обмануть сверстника в обмене игрушками или нет?

Всё это несущественные, с точки зрения взрослых, мелочи! Но решив скрыть свой поступок, присвоить чужое, поменять испорченную игрушку на хорошую, получив от этого удовлетворение и убедившись в успешности и безнаказанности таких отступлений от морали, ребёнок в следующий раз будет делать то же самое, но легче, быстрей и охотней.

Каждое нарушение моральных запретов способствует появлению пренебрежения к ним и укрепляет соблазн нарушить их ещё и ещё раз. В то же время преодоление своих сиюминутных (и не вполне этичных) желаний укрепляет готовность следовать принципам морали и в дальнейшем.

Можно сказать, что положительный или отрицательный выбор закладывает фундамент для его повторения в будущем. Поэтому именно в этом возрасте на начальном этапе морального становления закладывается моральный облик человека. Это период, когда ребёнок особенно чувствителен и восприимчив к моральному воспитанию.

 Что же представляет собой моральный поступок психологически?  Моральным является выбор поступка, отвечающий принципам морали, но требующий при этом добровольного сознательного отказа от своих желаний и интересов.

Это значит, что человек может, во-первых, поступить двумя различными способами – или подчиниться требованиям морали вопреки своим интересам, или удовлетворить свои желания вопреки моральным нормам. Во-вторых, он должен сделать этот выбор сам, в отсутствии внешнего контроля и принуждения.

Когда должна осуществляться критическая моральная самооценка? Очевидно, чтобы влиять на реальный поступок, она должна быть дана до его совершения.

Основными психологическими условиями морального выбора являются:

содержание образа – Я (в него должно входить представление о наличии у себя моральных качеств и одобрение их в себе); способность осуществлять критическую моральную самооценку.

Какие из перечисленных психологических образований, обеспечивающих моральное поведение, имеются у дошкольников?

Первое условие – образ «Я» и его содержание. К концу третьего года жизни наличие у детей образа «Я» является совершенно очевидным. Они начинают вполне осмысленно употреблять слово «я», понимают, что они самостоятельные, отдельные от других существа, что у них есть свои желания (часто непонятные и забавные, с точки зрения взрослых), и право их иметь они готовы отстаивать.

В содержание образа «Я» входят некоторые знания о себе. Наиболее определёнными являются представления о своей внешности. Дети трёх лет могут не только показать, но и правильно ответить на вопросы, есть ли у них нос, пальцы на руках и ногах, хвостик, пёрышки и т.д. Они также достаточно осведомлены о таких моторных умениях как бег, прыжки и т.д. Несколько позже появляются представления о наличии у себя некоторых обобщённых качеств. На вопрос  «Какой ты?» 75% детей двух с половиной – трёх лет вообще ничего не отвечают, а самые активные тычут себя пальцем в грудь, как бы говоря: «Вот я какой». Похожая картина наблюдается и на четвёртом году жизни: 60% детей не отвечают на этот вопрос, а оставшиеся называют своё имя, пол, иногда говорят: «Никакой», и только единицы считают, что они большие и сильные, (такой опрос проводился специалистами в детских садах).

Существенный перелом в этом отношении начинается после четырёх лет. Число детей, не отвечающих на вопрос, какие они, резко снижается до 14%, остальные называют своё имя и пол или указывают такие качества, как хороший или большой.

После пяти лет практически все дети отвечают на данный вопрос. При этом 80% из них указывают именно на свои качества (большой, хороший, умный, красивый, добрый), остальные характеризуют себя так: «Хожу в садик». У детей в шесть-семь лет появляются и собственно моральные характеристики. Так 35% детей упоминают среди своих качеств такие, как «добрый», «не жадный», «не злой», «тоже занимаюсь добрыми делами».

Наряду с этим всё большее место в образе «Я» начинают занимать представления о своих знаниях и умениях, которые, однако, не всегда соответствуют реальности.

Образ «Я» включает и отношение ребёнка к тем качествам, которые, как он считает, ему присущи. Например, у каждого есть представление о своей внешности. Но одни оценивают её очень высоко (на вопрос «Какая ты?» девочка с придыханием отвечает: «Очень красивая»); другие не обращают на внешность внимание, а третьи страдают от реальных или мнимых недостатков своей внешности. Что касается собственно моральных черт, то они осознаются старшими дошкольниками значительно хуже, чем такие качества, как сила, ловкость или конкретные умения и знания.

Второе условие – способность к критической моральной самооценке. Она также частично представлена у старших дошкольников. У них есть так называемые общая самооценка и частные самооценки. Первая отражает общее отношение к себе и практически у всех является положительной, а у большинства и весьма высокой. Частные самооценки представляют собой оценки своих возможностей и достижений в чём-то конкретном: спорте, рисовании, чтении, счёте и т.д.

Самооценка, как и любая оценка, предполагает наличие шкалы и критерия, с которыми соотносятся собственные качества и достижения и по сравнению с которыми они квалифицируются. Так, критерием грамотности может стать знание букв. А может – определённая скорость чтения. И тот, кто получает высокую оценку по первому критерию, может вообще не соответствовать второму.

Критическая самооценка в области морального поведения также предполагает наличие у ребёнка критериев, на основе которых он оценивает свои поступки. Как правило, такими критериями являются не столько знание моральных норм, сколько положительные и отрицательные моральные характеристики, воплощённые в обобщённых образах, например в образах Буратино и Карабаса.

Третье условие – способность заранее, до совершения поступка, соотнести его с критериями, т.е. вообразить свои возможные действия в данных условиях. Эта способность имеется у всех дошкольников как результат интенсивной ролевой игры.

Ребёнок должен не только считать, что ему присущи положительные моральные качества, но и ценить их в себе и дорожить ими. Он должен чувствовать, что, совершив некоторые поступки, он утратит эти качества и уже не сможет уважать себя. Одновременно перед его внутренним взором может возникать образ его антипода, т.е. кого-то с противоположными качествами, отвергаемыми ребёнком, кому он не хочет уподобляться.

Именно моральное содержание образа «Я», готовность к критической моральной самооценке и способность предвидеть, как тот или иной выбор скажется на отношении к себе, и являются психологическими основаниями правильного морального выбора.

Моральные представления – наиболее изученная сторона морального развития не только у взрослых, но и дошкольников. Дети постоянно сталкиваются с моральными требованиями и запретами: «Надо делиться». «Нельзя драться» и т.п. Они часто слышат от взрослых моральные оценки тех или иных определённых условий.

В детской художественной литературе  широко и разнообразно представлены описания и сопоставления одобряемых и осуждаемых моралью ситуаций, поведения персонажей и соответствующие оценки.

В итоге после трёх лет дети уже имеют некоторый запас моральных познаний, могут сказать, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах и правильно оценить знакомые и понятные им действия и поступки. Практически все дети достаточно быстро и легко запоминают моральные требования и могут правильно ответить на вопросы, хорошо или плохо лгать, красть, обижать малышей и т.п. Некоторые дети способны даже обосновать свои суждения, почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо.

Поэтому в целом моральные знания дошкольников обычно не вызывают педагогического беспокойства.

Однако помимо моральных знаний есть ещё один важнейший компонент - эмоциональное отношение к поступкам, ситуациям и требованиям, к соблюдению и нарушению норм морали. Именно это позволяет реализовать основную функцию моральных знаний, оценку.

Нормы морали содержат, как известно, определённые требования и предписания того, что следует и чего не следует делать в разных обстоятельствах. Однако достаточно часто люди знают, как надо поступать, но не считаются или не согласны с этим.

В этом состоит ещё одна особенность моральных знаний. Их можно не признавать. Все знают, что Земля вращается вокруг Солнца. И если кто-то не признает этого, Земля не остановится. А от признания или непризнания моральных норм зависят и собственное поведение, и оценка других.

Чем вызвано расхождение между знанием и признанием нормы? Ярче всего оно выступает тогда, когда, несмотря на знания, люди нарушают нормы, объясняя это тем, что им трудно или не хочется поступаться своими интересами.

Менее очевидно расхождение между знанием нормы и оценкой, даваемой её соблюдению или нарушению другими в конкретных условиях. Казалось бы, оценка должна соответствовать знаниям, быть положительной при соблюдении нормы и отрицательной при её нарушении. Однако в действительности всё обстоит значительно сложнее. Это расхождение достаточно трудно выявить, особенно когда речь идёт о детях. Очень часто их правильные ответы на вопросы, например, хорошо или плохо говорить неправду, присваивать чужие вещи и т.п., не выявляют их подлинного отношения к обсуждаемым фактам.

Оценки соблюдения и нарушения норм морали должны быть взаимосвязаны. Это значит, что, одобряя соблюдение нормы, необходимо одновременно осуждать их нарушение. Но именно эта связь отсутствует почти у половины детей. Одобряя соблюдение нормы, они вполне положительно относятся к её нарушению, причём и ими самими, и другими. И, наоборот, осуждая нарушение норм, они могут не приветствовать её соблюдение. Особенно ярко это выступает в отношении к собственным действиям. Одобряя свой моральный поступок, дети не склонны осуждать собственные отклонения от тех же норм и всегда готовы найти им объяснение и оправдание. В итоге мы можем сказать, что правильные моральные знания ребёнка вполне могут уживаться с моральным равнодушием ко всему, что не касается его лично. И это моральное равнодушие может остаться на всю жизнь.

На конкретных примерах я разъясняю, как следует поступать. Например, «Заботливые дети – это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть». Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.). В беседах, проводимых с детьми,   я затрагиваю такие вопросы как, труд взрослых, его общественная значимость, патриотизм, нормы поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д.), об уважительном отношении к взрослым. В играх – инсценировках, например: «Я вижу, что зайчик чем-то огорчен. Как ему помочь? Что надо сделать?», привлекаю детей к проявлению заботливого отношения к сверстнику. Воспитатель часто ставит детей в условия, в которых они сами решают, как следует поступить, или облегчает это решение, давая не прямо выраженный совет, а как бы подсказывая: обращается к детям с вопросом о том, как можно порадовать заболевшего товарища (нарисовать общий рисунок, послать письмо).

Поэтому мы считаем, что одной из важных задач формирования морального сознания дошкольников является, помимо знакомства с нормами морали, формирование у них личного, эмоционального отношения к соблюдению и нарушению этих норм, а также взаимозависимости между одобрением и осуждением противоположных поступков: честности и, наоборот, нечестности; правдивости и, наоборот, лживости и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста...

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста связано с формированием у них чётких этических представлений. Отсутствие у детей таких представлений, незнание того, «что такое хорошо...

Консультация для родителей на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».

Сенсорный, чувственный  опыт  служит  источником  познания  мира.  В  раннем  возрасте  ребенок  особенно  чувствителен  к  сенсорным...

Консультация для родителей на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах ...

Доклад на семинар на тему" Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста"

Доклад на семинар на тему" Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста"...