" Как преодолеть страх перед водой"
консультация (младшая группа) на тему

Мы не редко сталкиваемся у детей с проявлениями повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью, формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции ребенка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают особенности в движении, появляется затрудненность дыхания. Поэтому очень важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды – плотностью, вязкостью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой. На первых занятиях детей, которые боятся воды, нельзя стыдить и заставлять входить в воду. Постепенно, после того как ребенок вошел в воду, ему нужно дать возможность освоиться с температурой воды, разогреться, освоиться с местом купания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_preodolet_strah_pered_vodoy.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

                  Как преодолеть страх перед водой.

                                    (консультация для родителей)

 Подготовила:

воспитатель

Фурман Н.М.

Мы не редко сталкиваемся у детей с проявлениями повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью, формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции ребенка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают особенности в движении, появляется затрудненность дыхания. Поэтому очень важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды – плотностью, вязкостью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой. На первых занятиях детей, которые боятся воды, нельзя стыдить и заставлять входить в воду. Постепенно, после того как ребенок вошел в воду, ему нужно дать возможность освоиться с температурой воды, разогреться, освоиться с местом купания.

 Основные причины возникновения водобоязни у детей:

1.Страх смерти как результат утопления.

2.Ужас неведомого и невиданного.

3.Генетически наследованные реакции на прошлые утопления.

4.Личный опыт утопления (захлебывания), в том числе приобретенный в младенческом возрасте.

С проблемой водобоязни человек справляется самостоятельно, но необходимо последующие обучение. Очень важно с первых занятий выявить эти страхи у ребенка, правильно и индивидуально подобрать средства и методы обучения.

Часто бывает и так: ребенок систематически и успешно плавает в домашней ванне или бассейне. Но летом, когда родители поехали с ним отдыхать и предложили искупаться в море, ребенок не решается самостоятельно войти в воду. В этом случае сыграли свою роль психологические факторы: необозримость водного пространства, неизвестная глубина, «высокое небо», множество купающихся.

Нельзя торопить малыша, насильно вносить его в воду; постепенно шаг за шагом, рядом с родителями, глядя на более смелых сверстников, ребенок преодолеет психологический барьер.

Практические советы по преодолению водобоязни и освоению с водной средой:

 1.Как можно раньше приучайте ребенка к водным процедурам. Если ребенок боится мыться, не спешите. Дайте ему тазик с игрушками, затем игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребенка из лейки, ковша, начиная с ног. Постепенно приучайте к душу. Следите за температурой воды. Выберите, ту которая понравится ребенку.

 2. Объясните ребенку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Покажите предметы под водой. Предложите их достать.

 3.Научите ребенка опускать лицо в воду, задерживая дыхание («Птички умываются»).

 4.Следующий шаг – открытие глаз в воде. Предметы будут иметь расплывчатое изображение – нужно привыкнуть к этому. Предложите ребенку на вдохе открыть глаза в воде и увидев на дне лежащий предмет, достать его. Если же ребенок отказывается, попробуйте дать ему плавательные очки. В дальнейшем откажитесь от них.

 5.Дыхание – важное упражнение в плавании. Вдох выполняется быстро через рот, выдох постепенно, полностью в воду через рот и нос. Ребенку можно дать задание «Спой рыбкам песенку»: на выдохе нужно произнести звук (у). Это упражнение можно выполнять, сидя за столом, опуская лицо в тазик с водой.

 6.Далее в ванной предложите ребенку принять горизонтальное положение на груди, спине с опорой на предплечья.

 7.Согласовывайте лежание на груди с погружением под воду на задержке дыхания («Подводная лодка»). Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.

 8.На задержке дыхания предложите ребенку, лежа на спине, убрать руки со дна и выпрямить их вдоль туловища, а сами поддержите ему затылок рукой.

 9.Дома можно научить ребенка ритмично работать ногами кролем. На суше покажите, какими должны быть ноги: прямые, носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Затем, приняв горизонтальное положение в воде, опираясь на предплечья, сначала медленно  и редко, затем быстро и часто выполните движения ногами в воде. На поверхности воды должен образоваться маленький фонтан без брызг.

 10.Вот и водоем. Помните: вы рядом, вы – пример для ребенка. Сначала выполняете упражнение вы, а затем, после слов «Делай как я», - ребенок. Подбадривайте его, чаще хвалите.

 Оказавшись в воде, привыкните к ощущениям. Постарайтесь не напрягаться.

  Постепенно присоединяйтесь, погружаясь в воду до уровня подбородка, на вдохе до носа, глаз, с головой. И так несколько раз.

  Походите, побегайте, попрыгайте, поползайте на руках по дну вдоль берега или по направлению к берегу.

  Отойдя от берега на глубину до пояса, рассмотрите дно, выполните погружение с головой на несколько секунд.

  Предложите ребенку (с вашей помощью), оттолкнувшись от дна ногами, проскользить по направлению к берегу с поддерживающим предметом в руках, не опуская лица в воду, затем опустив его. Далее – в согласовании с движениями ног кролем.

  Можно предложить  ребенку следующие упражнения.

  Лежа в упоре на руках, плечи под водой. После глубокого вдоха опустить лицо в воду и одновременно поднять руки вверх («Лодочка»). Не торопясь соединить кисти рук, чтобы не потерять равновесие.

   

  Стоя в воде по пояс, после вдоха оттолкнуться ногами от дна и выполнить скольжение на груди. Ребенка можно слегка поддерживать за пояс.

   Сядьте на дно, руки вытяните вперед. После вдоха поднимите  таз, голову положите на воду. Чтобы нос не попадала вода, надуйте щеки. Если нужно подстрахуйте ребенка.