Поможем детям преодолеть страх перед водой.
учебно-методический материал на тему

Якушина Дина Сергеевна

Поможем детям

преодолеть страх перед водой.

 

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности: оно развивает целеустремленность, настойчи­вость, самообладание, решительность, сме­лость, дисциплинированность, умение дей­ствовать в коллективе, проявлять самосто­ятельность.

Тем не менее не всем детям общение с во­дой доставляет удовольствие и радость, не­которые боятся входить в воду и нырять. Главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха перед глубиной. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небе­зобидное чувство.

Беспокойство взрослых за детей, не уме­ющих плавать, вполне обоснованно: еже­годная статистика несчастных случаев на воде достаточно высока. При этом боль­шинство из них происходит из-за неумения плавать. Чтобы оградить ребенка от несча­стного случая на воде, есть только один способ - научить малыша плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Понимая это, нельзя при­нимать решение немедленно приступить к занятиям плаванием. «И малышу польза, и нам спокойнее», -резонно заключаем мы, взрослые, чувствуя в себе не­ожиданный прилив сил. Но, решительно взявшись за дело, вдруг обнаруживаем, что ребенок отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педа­гогического порыва. Почему? Он боится воды!

Чтобы понять, с чего начинать работу, надо разо­браться в причинах возникновения страха перед во­дой. По мнению психолога В. Шебанова, «чувство страха - это нормальная защитная реакция, основан­ная на инстинкте самосохранения».

Обычно страх возникает, если у человека сущест­вует биологическая к тому предрасположенность, а пусковым механизмом для развития страха могут стать несколько обстоятельств.

Часто виновниками возникновения детских стра­хов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и детей. Например, педагоги и родители слишком эмоцио­нально реагируют на каждую неудачу ребенка в обу­чении плаванию. Могут назвать его «трусишкой», посмеяться над ним, заставить его насильно что-либо выполнить и т.д.

Бывают случаи, когда после первой неудачной по­пытки в обучении ребенок не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что вода попадает в рот, нос, уши. Вместо того чтобы поддержать малыша, объяснить, что неприятные ощущения пройдут, что он к ним привыкнет, роди­тели идут у него на поводу, разрешая не ходить в бассейн и остаться в группе. И так происходит мно­гократно. В результате, когда у ребенка появится желание пойти на занятие, он увидит, что его сверст­ники уже выполняют сложные, по его мнению, уп­ражнения, и у него закрепляется еще больший страх перед водой.

Тревожность взрослых, их занятость попадают на благодатную почву - страх и неуверенность перед водой будут преследовать ребенка всю жизнь.

«Чаще всего страх перед водой возникает у детей после пяти лет», - пишет Н.Н. Кардамонова в книге «Плавание: лечение и спорт» (М.: Феникс, 2001). Так что начинать обучение плаванию лучше раньше это­го времени. Позднее оно пойдет тяжелее: ребенку придется преодолевать свой страх перед водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomozhem_detyam.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Поможем детям

преодолеть страх перед водой.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности: оно развивает целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Тем не менее не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду и нырять. Главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха перед глубиной. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Беспокойство взрослых за детей, не умеющих плавать, вполне обоснованно: ежегодная статистика несчастных случаев на воде достаточно высока. При этом большинство из них происходит из-за неумения плавать. Чтобы оградить ребенка от несчастного случая на воде, есть только один способ - научить малыша плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Понимая это, нельзя принимать решение немедленно приступить к занятиям плаванием. «И малышу польза, и нам спокойнее», -резонно заключаем мы, взрослые, чувствуя в себе неожиданный прилив сил. Но, решительно взявшись за дело, вдруг обнаруживаем, что ребенок отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педагогического порыва. Почему? Он боится воды!

Чтобы понять, с чего начинать работу, надо разобраться в причинах возникновения страха перед водой. По мнению психолога В. Шебанова, «чувство страха - это нормальная защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения».

Обычно страх возникает, если у человека существует биологическая к тому предрасположенность, а пусковым механизмом для развития страха могут стать несколько обстоятельств.

Часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и детей. Например, педагоги и родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу ребенка в обучении плаванию. Могут назвать его «трусишкой», посмеяться над ним, заставить его насильно что-либо выполнить и т.д.

Бывают случаи, когда после первой неудачной попытки в обучении ребенок не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что вода попадает в рот, нос, уши. Вместо того чтобы поддержать малыша, объяснить, что неприятные ощущения пройдут, что он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая не ходить в бассейн и остаться в группе. И так происходит многократно. В результате, когда у ребенка появится желание пойти на занятие, он увидит, что его сверстники уже выполняют сложные, по его мнению, упражнения, и у него закрепляется еще больший страх перед водой.

Тревожность взрослых, их занятость попадают на благодатную почву - страх и неуверенность перед водой будут преследовать ребенка всю жизнь.

«Чаще всего страх перед водой возникает у детей после пяти лет», - пишет Н.Н. Кардамонова в книге «Плавание: лечение и спорт» (М.: Феникс, 2001). Так что начинать обучение плаванию лучше раньше этого времени. Позднее оно пойдет тяжелее: ребенку придется преодолевать свой страх перед водой.

Для успешного подхода к решению проблемы

можно выделить несколько основных правил

Правило 1

Для мнительных, тревожных детей нужно создать атмосферу спокойствия и терпимости. Быть с ними по возможности выдержанными, стараясь вызвать доверительные отношения. Такому ребенку нужно, чтобы в детском саду был кто-то, кому он мог бы довериться. Важно поведение инструктора и воспитателей групп; их психологическое состояние порой оказывает на детей достаточно сильное воздействие.

Правило 2

Будьте терпеливы! Пусть все идет своим чередом. Если у ребенка достаточно времени для игр в воде, его страх постепенно уменьшится. Такова жизненная закономерность. Ребенок, который боялся заходить в воду по щиколотку, в поиске красивых камешков и ракушек не заметит, как зайдет в нее по колено. В какой-то момент он сядет в воде, чтобы взбить ножками фонтан, или зайдет по пояс, играя с друзьями в догонялки.

Правило 3

Надо запомнить простую истину: кто-то боится воды меньше, кто-то больше, поэтому не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые ведут себя смелее. Помните, каждый малыш - индивидуальность, а значит, не такой, как все! Он в чем-то лучше, а в чем-то хуже других. Не пророчьте ребенку будущее труса. Не раздражайтесь сами и не стыдите его. Так вы только заставите его почувствовать свою ущербность и неполноценность. Он может внушить себе, что неумение плавать и боязнь воды - его личные изъяны, а не преходящее состояние. Поддержите ребенка, скажите ему, что многие люди побаивались воды. И это нормально. Действительно, страшно впервые не найти дно под ногами и погрузиться в воду с головой. Но страх можно преодолеть. Ведь у многих это получилось, хотя, конечно, им пришлось потрудиться.

Правило 4

Выразите свою уверенность в том, что ребенок сможет добиться успеха. При этом не называйте конкретного срока. Более того, подчеркните, что это может произойти в любое время. Раньше или позже - не имеет значения. Главное - результат.

Большое место в мышлении ребенка-дошкольника

занимают ролевые игры и образные сравнения

Образные сравнения помогают при выполнении таких упражнений, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула», «Крокодил».

Ролевые игры

Дети учатся многому, подражая другим, в том числе и персонажам игр, которые помогают ребенку справиться со страхом. Особенно легко он преодолевается, если персонаж (пример для подражания) похож на ребенка характером и привычками, одного с ним возраста и пола. Объясняется это просто. Ребенок думает: «Если это получается у кого-то, то получится и у меня, ведь мы с ним похожи». Предложите малышу игру «Мальчик или девочка, которые учились плавать», «Русалочка», «Водяной». Сочинить историю нужно так, чтобы персонаж испытывал те же проблемы, что и ваш малыш; следует найти способы, с помощью которых он преодолеет свой страх и в конце концов добьется своего.

Игру можно заменить историей, главный герой которой похож на ребенка и имеет те же проблемы (А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»; Н. Носов. «Огурцы», «Живая шляпа» и др.). В этом случае огромную роль играет совместная работа с педагогом-психологом и воспитателями групп. Педагог-психолог проводит с детьми индивидуальные занятия, содержащие коррекционно-развивающие упражнения на преодоление детских страхов. Воспитатели по просьбе инструктора включают в занятия по развитию речи данные и другие произведения с последующим их обсуждением. Проводят беседы в утреннее и вечернее время с детьми, испытывающими страх перед водой. На прогулке, в свободное время разучивают подвижные игры, которые затем инструктор использует для обучения плаванию.

Игровой метод способствует необходимой заинтересованности детей в обучении, позволяет увеличить число повторений одних и тех же упражнений, выполнять разнообразные исходные положения. Использование игр обеспечивает эмоциональность занятий, раскрепощение и освобождение детей от страхов.

К разным детям приходится подбирать

свой ключик, свои приемы

  • Поощрение сопротивления. Его смысл состоит в том, что взрослый соглашается с правом ребенка не делать того, чего он боится. Однако можно попросить малыша, чтобы он помог вам понять: что именно его страшит? Например, мы согласны с тем, что он боится зайти в воду даже по щиколотку. Может он войти так, чтобы вода покрывала лишь его пальчики? а всю ступню? а еще на полсантиметра? А что произойдет, если зайти еще дальше? И т.п. Эту игру-эксперимент необходимо проводить небольшими дозами, чтобы у малыша не накапливался страх и чтобы игра ему не надоела. Уговорить ребенка поучаствовать в эксперименте легко. Его же не заставляют делать то, что он не хочет. Взрослый просто пытается разобраться в ситуации и установить четкие границы «дозволенного». В то же время в ходе упражнения ребенок постоянно убеждается, что он может зайти в воду и по щиколотку, и по колено, и глубже. Так его страх постепенно исчезает, словно растворяется в воде.
  • Право выбора подходит, когда с ребенком занимаются индивидуально. Нужно заранее поставить ребенка перед фактом, что сегодня он будет учиться плавать, но предложить ему самому выбрать, что именно делать: лежать на спине, нырять или просто заходить в воду по щиколотку. После этого позволить ему выбрать время для начала упражнений: до того, как придут все дети на занятие, или после, когда все уйдут. Подумать, какой вариант в меньшей степени понравится ребенку, и настаивать именно на нем. Тогда, скорее всего, он выберет второй вариант. Естественно, с этим следует согласиться, тем самым демонстрируя малышу, что считаются с его мнением и желанием.

Для преодоления страха важен показ упражнений,

проводимых в воде

Тогда дети не только зрительно воспринимают структуру движения, но и убеждаются, что выполнение этого движения в воде вполне возможно. Это порождает уверенность и смелость при выполнении упражнений, способствует быстрейшему формированию новых навыков. Поэтому как на первом, так и на последующих занятиях необходимо многократно показывать этот способ в исполнении умеющего плавать ребенка (а не инструктора). Ребенок думает: «Раз получилось у моего сверстника, значит, получится и у меня», а инструктор во время показа может одновременно делать комментарии и страховать ребенка.

Спортивные досуги и праздники

Это не только неотъемлемая часть обучения плаванию, но и эффективная помощь в избавлении от неприятного чувства страха перед водой. Во время праздника выявляется умение ребенка проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях. В досугах и праздниках не забывают детей, испытывающих страх. Специально для них в эстафетные соревнования включаются конкурсы, не требующие плавательных навыков, или облегченные варианты их исполнения, или со вспомогательными средствами: кругами, надувными нарукавниками, мячами. Соревновательный характер игр и упражнений на праздниках способствует воспитанию у детей настойчивости, находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в спортивных состязаниях помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к занятиям в бассейне.

Используя эти тонкости, выражая уверенность, что трудности и страхи, с которыми сталкивается ребенок, естественны и вполне преодолимы, мы изменяем отношения малышей с водой в лучшую сторону. Но ребенок должен помнить об опасностях на воде и знать, как себя вести. И тогда, что бы ни произошло, он не испугается и не растеряется, а спокойно оценит обстановку и использует навыки, которыми владеет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА "Как преодолеть страх перед школой"

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников...

Памятка "Как воспитать у ребенка самостоятельность", Памятка «Как преодолеть страх перед школой»

Раздаточный материал на родительское собрание в подготовительной группе...

Памятка для родителей "Как преодолеть страх перед школой"

Памятка для родителей воспитанников подготовительной группы д/с....

" Как преодолеть страх перед водой"

Мы не редко сталкиваемся у детей с проявлениями повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью, формой страха, относящейся к ...

Поможем детям преодолеть страх перед водой

Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду и нырять. Главная опасность на воде – не действия в ней. А чувство страха перед глубиной. Именно...