Родительское собрание "«Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Полторацкая Наталья Николаевна

Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sbranie.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №7 «ЯРОСЛАВНА»

Алтайский край  город Рубцовск

Родительское собрание

Тема: «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».

подготовила:

воспитатель Полторацкая Н.Н.

2015г

 

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут, и который

призван изменить».

М.Горький

Цель:  создание условий способствующих выявлению факторов влияющих на формировании интересов детей и выборе будущей профессии;

Задачи: формирование у родителей заинтересованности, активного творческого участия в образовательном процессе;

создание условий способствующих обогащению знаний детей о профессиях;

развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей;

побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания интересов и увлечений у детей в семье.

Форма проведения: семейная гостиная.

Участники: родители, дети компенсирующей подготовительной группы №2, музыкальный руководитель, студенты по специальности «Дошкольное образование» и преподаватели  КГБПОУ «РПК».

Воспитатель.

Добрый вечер, уважаемые родители, гости! Мы рады видеть вас в нашей семейной гостиной. Предлагаем Вашему вниманию  тему для обсуждения: «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».

Психологическая разминка «Улыбка».

- Но сначала я хотела бы узнать: какое у  Вас настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом и улучшить настроение.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

 Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, важный период становления личности.

Сюжетно - ролевые  игры  позволяют развивать творческие способности детей, инициативность и самостоятельность, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. 

Эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению, расширяет знания детей о различных профессиях, помогает в социальной адаптации.

Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Многих родителей беспокоят эти вопросы. И предлагаю Вам обсудить основной вопрос.

- Как и чем могут помочь родители, чтобы их ребенок в будущем не разочаровался в выборе жизненного пути?

- Какова же роль родителей и что они должны учесть?

Слайд  1,2,3

Создавая альбом «Секреты семейного воспитания» мы постарались не только обратить внимание на интересы и увлечения наших детей, но и способствовать развитию индивидуальных творческих способностей.

Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему.

  «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» А.С. Макаренко.

Семья - это, то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Несомненно, воздействует и общая атмосфера, профессиональные семейные традиции. Продолжение семейных традиций всегда всемерно поддерживалось, приветствовались «семейные династии» - актерские, врачебные, учительские и другие.

Часто ли вы рассказываете детям о том, кем работают их родители, кем были их бабушки и дедушки, другие близкие родственники?

 Возможно, у вас есть Почётные, знаменитые члены семьи. Знают ли об этом ваши дети?

Игра «Вопрос - ответ».

Родителям предлагается ответить на вопросы, которые написаны на лепестках. После обсуждения, оформить на столе  «Волшебный цветок».

Родители читают вопрос, и вместе обсуждается ответ.

1.Считаете ли Вы необходимым,  рассказывать ребёнку-дошкольнику о своей

профессии?

2.Знают ли Ваши дети, кем работали их бабушки и дедушки?

3.Есть ли у Вас дома развивающие игры по ознакомлению детей с

профессиями?

4.Кем бы хотел стать Ваш ребёнок?

5.Кем бы Вы хотели видеть своего ребёнка в будущем?

6.Как и во что играют наши дети дома? От чего это зависит?

7.Чем родители должны руководствоваться при подборе игр и игрушек для детей?

Воспитатель.

 - Посмотрите, какой у нас получился красивый волшебный цветок.

- Как вы думаете, в чём заключается его волшебство?

Загадайте желание и пусть оно у Вас обязательно исполнится.

Воспитатель.

 - Уважаемые папы и мамы!

Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

Под музыку Л. Деревягиной «Кем быть?» дети входят в зал и рассаживаются на специально приготовленные места.

Воспитатель.

И сегодня  нам очень хочется рассказать об интересах и увлечениях наших детей.
Ребёнок.

Профессий много есть на свете,
Профессии нужны, важны,
Но чтобы выбрать, знайте, дети,
Мы очень много знать должны!
А пока мы подрастаем,
Мы в профессии играем!

Родитель.

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить!

Воспитатель.

 Как же выбрать себе профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе.
Только тогда можно стать мастером своего дела.

 Уважаемые родители поделитесь своим опытом, какие факторы повлияли на ваш выбор вашей профессии? (ответы родителей).

Воспитатель.

 А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их папы и мамы не знают,

Кем станут, кем вырастут дети.

И мечтали дети

Обо всем на свете.

Сценка о профессиях:

1  Я буду археологом!

2  Буду я строителем!

3 А я тогда - учителем!

4 Я хочу артисткой быть!

5  Мы хотим зверей лечить!

6 Буду я спасателем!

7 А я - изобретателем!

8 Я буду пожарником

9  Ну а я - начальником!

Слайд 4 «Отгадай профессию».

Воспитатель.

Выбор профессии - это, несомненно, выбор своего будущего. От правильности этого выбора зависит самореализация молодого человека, дальнейшая удовлетворенность своей судьбой и самим собой. 

Где музыка, там танец.

Я буду танцевать!
Ведь танцем что угодно

смогу я передать!
Этими словами  мне хотелось  Вам представить творческого, талантливого человека. Чьи детские мечты и увлечения способствовали выбору профессии. Приглашаем выпускницу нашего детского сада  Маргариту Левановну И.  
 

Представляет презентацию о творческом поиске, путей к достижению целей.

Танец с дочерью.

Воспитатель.

Разносторонние интересы и увлечения наших детей будут способствовать выбору будущей профессии.

Приглашаем юного музыканта, который делает первые шаги, исполнить песню «В траве сидел кузнечик». Поддержим аплодисментами Викторию Л.

Воспитатель.

Слайд 5

Предлагаем вам разгадать кроссворд.

Загадки:

Скажи, кто так вкусно 
Готовит щи капустные, 
Пахучие котлеты, 
Салаты, винегреты, 
Все завтраки, обеды?

                                 Повар

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь -

Как лечиться, знает... (врач)

У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще - мольберт-треножник,
Потому что я …(художник)

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я -
…( шофёр)
Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок... (учитель)

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?

                        ( Космонавт)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

Вот на краешке с опаской 
Он железо красит краской, 
У него в руке ведро, 
Сам раскрашен он пестро.

                                           (Маляр)

Воспитатель.

 Молодцы, отгадали все профессии! Отгадайте ещё загадку.

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? (Портниха)

Приглашаем маму Яши Б., рассказать нам о факторах, которые способствовали выбору её профессии. Представить выставку своих изделий.

(Презентация выставки.)

Воспитатель.

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Наш любимый,...   (воспитатель)

У нас в гостях студенты по специальности дошкольное отделение РПК, будущие воспитатели.

Давайте вспомним  поговорки и пословицы о труде.

Какие труды такие плоды.

Маленькое дело лучше большого безделья.

С мастерством люди не родятся,

А добытым ремеслом гордятся.

Была бы охота - будет ладиться работа.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Хорошая работа мастера хвалит.

За много дел не берешься, а в одном отличись.

Воспитатель.

Предлагаю поиграть, вспомнить некоторые профессии.
Игра «Строители». (Две команды: 1- родители и дети, 2- студенты РПК и дети - строят из конструктора дом).

Слайд игра «Повар»

Игра «Повара». (Две команды: 1- родители и дети, 2- студенты РПК и дети – Выбирают необходимые продукты для приготовления компота и борща).
Артём 

Строитель нам построит дом
И мы в нём дружно заживём
Глафира
Костюм нарядный выходной 
Искусно нам сошьёт портной 
Лиза
Даст книги нам библиотекарь
Хлеб испечёт в пекарне пекарь
Алёна
Учитель выучит всему,
Научит грамоте, письму.
Миша
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон
Воспитатель.

Я, думаю, ты подрастёшь,
И дело по душе найдёшь!
Сегодня много мы узнали.
Как вы всё точно рассказали.
Все: Все профессии нужны, 
        Все профессии важны!
Вика
Сколько их не сосчитать,
Обо всех не рассказать.
Только важно, очень важно
Человеком в жизни стать!

 Игровая пауза. - Наши дети очень любят играть. Я вам предлагаю сейчас немного отдохнуть и поучаствовать в нашей любимой игре « Что мы делаем - не скажем, а сейчас мы вам покажем». (В игре принимают участие дети, родители, воспитатели, студенты РПК).

Воспитатель.

А вы, ребята, поскорее подрастайте

Из моря профессий, свою выбирайте.

Дорогие ребята, наши родители приготовили для вас сюрприз.

(Родители дарят детям настольные игры о профессиях, атрибуты к сюжетно – ролевым играм.)

Воспитатель.

Ребята, я благодарю вас всех за активное участие.

Что вам особенно было интересно?

Дети выходят из зала под песню А Деревягиной «Кем быть».

Заключительная часть.

Воспитатель.

Уважаемые родители! В заключение нашей встречи предоставляется слово преподавателю высшей категории РПК Марине Витальевне К.

Воспитатель

(Воспитатель, под спокойную, мечтательную музыку, читает стихотворение А. Лопатиной «Дружите с детьми».)

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей.

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять

 - Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети - мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей.

И в заключении нашей встречи, предлагаю Вам игру «Солнышко». (Участники встают в круг).

Расскажите о своих впечатлениях о нашей встречи, что вам особенно понравилось.

В чём вы считаете  актуальность  обсуждаемой  темы. (Все участники встречи передают солнышко и рассказывают о своих впечатлениях).

Воспитатель.

Пусть наше солнышко согревает Вас и наших детей своим теплом!

- А. де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще.

 Открывайте мир вместе с ребёнком!

До новых встреч!

Спасибо всем за внимание!

Литература:

1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2011.

Приложение 1.

Анкета для родителей

1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)

2. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

3. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?

4. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?

5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?

6. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?

7. В какие игры чаще всего играет ребёнок?

 

Приложение 2.

Памятка для родителей. Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипедики.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Военные игрушки: мечи, пистолеты, автоматы и др.

9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

 

Приложение 3.

Памятки по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7. Свободно выражать свои чувства.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

10. Делать выбор.

 

Советы взрослым

1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

5. Игра с ребёнком научит нас:

Говорить с ребёнком на его языке;

Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);

Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

Любить детей такими, какие они есть!

 

Приложение 4.

Памятка

для детей и их родителей по выбору профессии.

Уважаемые папы и мамы!

Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.

Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Успех профессиональной деятельности заключается в том, чтобы ХОЧУ (желание подростка), МОГУ (способности и возможности подростка) и НАДО (ответственность) совпадали.