О чем говорит рисунок ребенка?
статья ( группа) на тему

Бондарь Элла Витальевна

Изучая рисунки детей, психологи разработали специальные тесты и методики. Проективные методики проецируют, показывают неосознанные чувства на объект, не имеющий прямого отношения к ребенку. Ребенок присваивает свои чувства рисунку или нарисованному персонажу. Очень показателен, например, рисунок ребенка на тему его семьи. Когда ребенок рисует, он не контролирует свои чувства, эмоции и мысли. И переносит на него проблемы, которые не может решить сам. В этой статье я дам вам общие моменты, по которым вы сможете кое-что узнать для себя о своем ребенке, и его отношении к членам семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_chem_govorit_risunok_rebenka.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:

О чем говорит рисунок ребенка? Психологический тест

О чем говорит рисунок ребенка? Психологический тест

Изучая рисунки детей, психологи разработали специальные тесты и методики. Проективные методики проецируют, показывают неосознанные чувства на объект, не имеющий прямого отношения к ребенку. Ребенок присваивает свои чувства рисунку или нарисованному персонажу. Очень показателен, например, рисунок ребенка на тему его семьи. Когда ребенок рисует, он не контролирует свои чувства, эмоции и мысли. И переносит на него проблемы, которые не может решить сам. В этой статье я дам вам общие моменты, по которым вы сможете кое-что узнать для себя о своем ребенке, и его отношении к членам семьи.

Тайна рисунка

Дайте ребенку лист бумаги форматом А4, простой карандаш и цветные карандаши. пусть ребенок положит перед собой лист как ему удобно. Предложите ему нарисовать свою семью. не проговаривайте, кто входит в вашу семью. Пусть ребенок выразит только свои чувства и мысли. Когда рисунок будет выполнен, вы много узнаете о том, как малыш воспринимает взаимоотношения в семье, и какова его роль в семье с его точки зрения. Рисуя родных, ребенок, обычно четко знает, кого изобразить рядом с собой, наделяет членов семьи персональными и только им присущими качествами. Например, если ребенок нарисовал кого-то с четко прорисованными деталями (кармашки-бантики, украшения, шарики - много мелких деталей), это говорит об особой любви к такому человеку. Если же ребенок рисует фигуру со сжатыми кулаками, это может означать - страх безнадежность или даже агрессию. Если руки фигуры подняты вверх, то этот член семьи обычно положительно настроен и уверен в себе. Когда все члены семьи держатся за руки и улыбаются, это говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью, как дружную и сплоченную.

Подробный анализ

Чтобы более подробно проанализировать рисунок обратите внимание на следующие детали:

  • Размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети располагают рисунок не на всем листе, а лишь на его какой-то части. Часто стирают детали, сомневаются в правильности своего изображения, линию земли (пола рисуют высоко от нижней границы листа.
  • Фигуры людей. Дети часто изображают отцов сильными и крепкими, что ассоциируется у них с материальной основой и властью в семье. Если папа слишком крупно изображен по сравнению с мамой, то это значит, что, возможно, роль матери в семье принижается и существуют проблемы в родительских взаимоотношениях. Идеально. если папа и мама изображены в одном стиле и пропорции из фигур сохранены.
  • Контуры линий. Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует четкие ровные линии, рисует без сомнений. Нерешительный ребёнок обычно для рисования выбирает блеклые, неяркие цвета, линии рисует с плохим нажимом. Если ребенок агрессивен, от во время работы может часто ломать грифель карандаша, сильно давить на него. Мягкий по характеру ребенок будет рисовать много плавных, извилистых линий. Детки с волевым характером наоборот, будут в рисунке использовать углы и четкие прямые линии.
  • Выбор цвета. Цвет передает эмоциональное состояние ребенка. если ребенок использует яркие цвета, цвета радуги, значит, у него хорошее настроение. если же ребенок выполнил рисунок в мрачных тусклых цветах - это говорит о плохом настроении или сниженном эмоциональном состоянии.
  • Состав семьи. Очень важно, насколько состав семьи соответствует действительности. если ребенок кого-то на нарисовал, то это говорит о его незначительности этого члена семьи для ребенка или даже в целом для семьи. Возможно, что у ребенка с этим человеком конфликтные отношения, неприязнь. Он как бы отвергает этого человека. очень часто дети не рисуют братиков и сестричек если ревнуют родителей к ним, если есть конкуренция за внимание и любовь. Иногда дети в рисунке семьи изображают посторонних людей, на входящих в реальную семью. Это говорит, что у ребенка с этим человеком очень тесный эмоциональный контакт. Также дети могут изобразить дедушек, бабушек или других родственников, не живущих с ним в семье. Но ребенок их очень любит, скучает и считает их также членами своей семьи.
  • Ребенок рисует себя. Если ребёнок нарисовал себя в уголке листа, отдельно или спиной ко всем, то это значит что он чувствует себя одиноко, страдает от дефицита внимания и любви. Еще тревожнее, если ребенок вовсе не нарисовал себя. Но бывает, что ребёнок нарисовал только себя. Этот ребенок - маленький эгоист, привыкший быть объектом общей заботы. Конечно, смысл порой иной, ребенок по замыслу рисунка мог "куда-то спрятаться", это также говорит о непростых отношениях в семье. Анализ рисунка должен вестись параллельно с рассказом ребенка о рисунке.
  • Размеры фигур на рисунке. По их расположению можно судит о том, ка ребенок относится к тем или иным членам семьи. Самый значимый человек в семье для ребёнка будет изображен самым высоким и крупным. Самый маленький и неяркий - наоборот. Люди которые изображены рядом с ребенком являются для него самыми значимыми.
  • Выражение лиц. Рассмотрите лица фигур, пусть ребёнок вам расскажет, кто в каком настроении изображен: грустном или веселом. или может быть задумчивым. ребёнок вам расскажет, почему с его точки зрения у фигур такое настроение, какие у них мысли и мечты. это даст вам очень богатый материал для размышления.
  • Отдельные части тела. Голова - разум интеллект и контроль. Если ребенок особенно тщательно прорисовывает голову, то это может означать что в семье больше внимания уделяется разуму, чем душе. Уши отвечают за способность слушать и слышать собеседников, а также воспринимать критику и чужое мнение. Рот - способность отстаивать свои интересы и права. Телочеловека показывает чувства, эмоциональное состояние. четко прорисованное тело говорит о душевном, физическом и эмоциональном здоровье ребенка. Руки показывают на способность устанавливать контакт с близкими людьми. Ноги показывают способность передвижения ребёнка в мире, способность воспринимать новое.

Делаем выводы

Если, изучив рисунок ребенка, вы узнали что-то, вызвавшее у вас тревогу или опасения - не переживайте, все может быть совсем не так. Возможно ребёнок изобразил свое сиюминутное настроение. На рисунок могут повлиять ссоры с близкими людьми, или то, что накануне он увидел страшный эпизод по телевизору и находится под его впечатлением. Все замеченное надо обсудить с ребенком, чтобы развеять негативные мысли и через какое-то время вновь провести диагностику. А вот если результат в целом повторился, это уже о чем-то говорит и тогда Вам лучше обратиться за консультацией к психологу. Рисуйте, и воспользовавшись знаниями о тайнах детского рисунка, познавайте мир своего малыша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О ЧЁМ ГОВОРЯТ РИСУНКИ ДЕТЕЙ.

консультация для родителей...

О чем говорят рисунки маленьких детей.

Большинство детей любят рисовать, а затем с гордостью демонстрировать окружающим свои шедевральные рисунки. Но рисование – это не просто увлекательное занятие....

О чем говорит рисунок ребенка? Психологический тест

Изучая рисунки детей, психологи разработали спечиальные тесты и методики. Проективные методики проецируют, показывают неосознанные чувства на объект, не имеющий прямого отношения к ребёнку....

"О чём говорит рисунок ребёнка"

Как рисует малыш, что могут означать его "каракули"...

"О чём говорят рисунки ребёнка"

Буклет для родителей...

Консультация "О чем говорит рисунок?"

Использование детского рисунка для исследования личности ребенка и его взаимоотношений с членами семьи получило широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом.Д.Н.Унадзе считает, что реб...