«Портрет будущего первоклассника»
консультация (подготовительная группа) на тему

Сенцова Марина Васильевна
«Портрет будущего первоклассника» «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». ( Венгер Л.А.) Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. В этот же период жизни меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович). 1. Социальное развитие. Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками. Общается со сверстниками, знает правила общения. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен. Хорошо адаптируется к новой обстановке. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого. Не избегает общения. 2. Организация деятельности. Может планировать свою деятельность. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание. Не отказывается от заданий. 3. Речевое развитие. Ребёнок правильно произносит звуки родного языка. Может выделить звук в начале, середине и конце слова. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок). 4. Развитие движений и пространственная ориентация. Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается. В сохранении равновесия движения координированы и ловки. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо). Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник). 5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам. Различает расположение фигур (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу и т.п.). Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу. 6. Личностное развитие. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…) 7. Здоровье. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год). Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям. Спокоен, усидчив, нераздражителен. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи). Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества). В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание). В речи нет выраженных задержек в развитии. 8. Развитие внимания и памяти. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна). Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк. «Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте». Ч. Темпл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_pervoklassnika.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Портрет будущего первоклассника»

 «Быть готовым к школе – не значит уметь  

читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе – значит быть

                             готовым всему этому научиться». 

 ( Венгер Л.А.)

    Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

    Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

     В этот же период жизни меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).

1. Социальное развитие.

Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.

Общается со сверстниками, знает правила общения.

Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.

Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

Хорошо адаптируется к новой обстановке.

Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.

Не избегает общения.

2. Организация деятельности.

Может планировать свою деятельность.

Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.

Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.

Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

Не отказывается от заданий.

3. Речевое развитие.

Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.

Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.

В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

4. Развитие движений и пространственная ориентация.

Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.

В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).

Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.

Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.

Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.

Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

Различает расположение фигур (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу и т.п.).

Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.

Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.

Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.

Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

6. Личностное развитие.

Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми.

Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.

Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.

Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.

 Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.

Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.

Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)

7. Здоровье.

Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).

Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.

Спокоен, усидчив, нераздражителен.

Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).

Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).

В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).

В речи нет выраженных задержек в развитии.

8. Развитие внимания и памяти.

Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).

Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.

Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.

После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

«Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте».    

 Ч. Темпл