Долгосрочный проект "Адаптация детей к детскому саду"
проект (младшая группа) на тему

Как помочь ребенку и родителям перенести период адаптации к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx53.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    ГБОУ Школа 1161 СП

                        Проект:  «Адаптация детей 2-3 лет  

                                    к  детскому саду»

                                           Первая младшая группа, 2-3 года

Участники:

воспитанники

гр. №2 «Солнышки», 27 человек,

воспитатели, родители

Продолжительность:

Проект долгосрочный (3 месяца)

Сроки реализации:

С 15.09. 2014 по 15.12 .2014      

Исполнитель:

Воспитатель 1 категории  

Борзёнкова С.А.

                                         

                                                             г. Москва 2014

Вид проекта: информационно-социальный.

Проект долгосрочный – 3 месяца, сроки реализации проекта сентябрь 2014 – декабрь 2014.

Актуальность проекта:

Ребенок - величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад, «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т. п. В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т. е. дезадаптации. Родители отмечают, что дети без желания идут в детский сад, хотят, чтобы их раньше забрали, часто спрашивают, когда будет выходной, предлагают «сделать им отпуск, каникулы», просят взять их с собой на работу, разрешить остаться дома, съездить погостить к бабушке.

Дети в 2-х лет не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад... как в камеру хранения, не зная, что происходит с ним в течение дня. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос, влажная от волнения рука - масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т. п., а недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т. п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено. В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды.

Цель проекта:

Совместная адаптация ребёнка и семьи. Создание доверительного отношения родителей к работникам детского сада. Вызвать интерес у родителей за всё происходящее в детском саду, знать и разрешать проблемы, успехи их ребёнка, помочь понять родителям их обязанность: совместно с педагогами помочь своему ребёнку развиваться. Приобщать родителей к процессу развития ребёнка путём организации содержательного общения с ними в условиях детского сада.

Задачи проекта:

1. Изучить передовой педагогический опыт и новые подходы по организации адаптационного периода у детей 2 – 3 лет.

2. Приобщать родителей к процессу развития ребёнка путём организации содержательного общения с ними в условиях детского сада.

3. Организовать жизнь ребёнка в детском саду так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Содержание практической деятельности:

Этапы реализации проекта:

1 этап - составление плана работы по адаптации, с учётом возраста детей, их индивидуальных особенностей;

- анкетирование родителей, анализ анкет педагогами;

- изучение передового психолого-педагогического опыта и новых подходов в организации адаптационного периода.

2 этап – взаимодействие с родителями по адаптации детей с целью создания доверительного отношения между родителями и педагогами дошкольного учреждения;

- цикл занятий с детьми и родителями по подготовке к детскому саду, которые проводятся воспитателями группы совместно с логопедом детского сада и музыкальным руководителем;

- консультации по адаптации ребёнка в детском саду;

- сочинение родителями на тему «Мой ребёнок. Какой он?»;

- прогноз степени адаптации ребёнка в ДУ;

- родительское собрание на тему «Подружить всегда нас рад наш любимый детский сад».

3этап – Работа с детьми по адаптации в ДОУ – главное направление проекта:

- контроль с помощью «Листа адаптации», где отмечаются в контрольные дни (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16-й, 32-й и при необходимости 64-й (по методике К. Печоры)) эмоциональное состояние дошкольника, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.

- первоначальное установление индивидуального режима для каждого воспитанника, время пребывания малыша в ДОУ будет увеличиваться постепенно в зависимости от его привыкания;

- организация мини-игровой зоны с наиболее яркими игрушками и полочкой для любимых игрушек, приносимых ребёнком из дома, а также полочкой для фотографий из семейных архивов детей;

- система специальных игр, которые помогут детям справиться с напряжённой стрессовой ситуацией в период привыкания;

- праздник «Давайте все подружимся!» с участием различных персонажей.

                          ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  ПРОЕКТА.

Направление и содержание работы

Цель

Срок

Изучение соответствующей литературы.

Изучение передового психолого-педагогического опыта и новых подходов в организации адаптационного периода.

сентябрь

Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период.

Для грамотного составления плана работы по адаптации, с учётом возраста детей, их индивидуальных особенностей (приложение 1).

сентябрь

Работа с родителями

Предоставление родителям анкет для заполнения и их анализ (приложение 2,3).

По результатам анкетирования делается прогноз степени адаптации ребёнка к детскому саду. дети, адаптация которых, согласно прогнозу будет протекать легко, достаточно быстро переводятся на пребывание в д/с на целый день. Родителям, у чьих детей спрогнозирована адаптация средней тяжести, рекомендуется некоторое время находиться в группе д/с вместе с ребёнком. Для детей с тяжелой степенью адаптации период родительского присутствия удлиняется, а ежедневный промежуток времени нахождения в д/с укорачивается.

Сентябрь-

октябрь

Использование фотоальбомов для предварительного знакомства ребенка с детским садом.

Формирование у детей и родителей положительных ассоциаций, связанных с детским садом и педагогами.

Сентябрь

октябрь

Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями «Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребёнка к новым условиям»; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?". Проведение консультации «Рекомендации по подготовке ребёнка к детскому саду».

Создания доверительного отношения между родителями и педагогами дошкольного учреждения; приобщать родителей к процессу развития ребёнка путём организации содержательного общения с ними в условиях детского сада. Вызвать интерес у родителей за всё происходящее в детском саду, знать и разрешать проблемы, успехи их ребёнка, помочь понять родителям их обязанность: совместно с педагогами помочь своему ребёнку развиваться.

Постоян-

но

Цикл занятий с детьми и родителями по подготовке к детскому саду, которые проводятся воспитателями группы совместно с логопедом детского сада и музыкальным руководителем. (приложение 5)

Развитие мыслительных операций, социальных навыков, знакомство детей и родителей друг с другом и с педагогами. Кроме того, мамы имеют возможность повторять все игры дома, закреплять то, чему научились дети в ДОУ.

Сентябрь

октябрь

Сочинение родителями на тему «Мой ребёнок. Какой он?».

Определение степени субъективной готовности ребёнка к поступлению в детский сад, соответствующие рекомендации родителям по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.

сентябрь

Родительское собрание на тему «Подружить всегда нас рад наш любимый детский сад». (приложение 6)

Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

ноябрь

Организационные мероприятия по формированию материально-технической базы.

Подготовка места для приема детей:

• подбор мебели;

• подготовка дидактического материала в соответствии с возрастом.

Оформление приемной:

вынос новых, ярких игрушек;

изготовление "полочки любимых игрушек" ребенка;

подготовка «полочки для фотографий из семейных архивов»;

• изготовление ярких подвесок.

Сделать его более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывание места для уединения ребёнка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

Вызвать у малыша желание остаться, потрогать и рассмотреть игрушки. Любимые игрушки из дома помогают ему почувствовать себя наиболее спокойно, не прерывать связь с домом, а фотографии из дома помогут поднять настроение загрустившему ребёнку.

Подвески помогают зрительно «снизить» потолок и почувствовать ребёнку себя более комфортно и спокойно.

сентябрь

Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна.

Создание бодрого радостного настроения у детей в течении всего дня, избежать обыденной обстановки.

До 15 сентября

Подготовка наборов игрушек-забав, кукол бибабо для развлечения детей.

Помочь детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания.

До 15 сентября

Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и  на участке)

С целью отвлечения детей от мыслей о доме, вовлечение в игровую деятельность.

сентябрь

Обеспечение детей играми, в которых задействуются кисти рук: нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего».

Затормаживание отрицательных эмоций монотонными движениями рук или сжиманием кистей. Развитие мелкой моторики, что способствует развитию речи.

Постоянно

Работа с детьми

Использование для общения с детьми игровых методов взаимодействия.

Помочь детям справиться с напряжённой стрессовой ситуацией в период привыкания.

Постоянно

Контроль с помощью «Листа адаптации», где отмечаются в контрольные дни (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16-й, 32-й и при необходимости 64-й (по методике К. Печоры))

Контроль эмоционального состояния дошкольника, его аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.

Сентябрь

октябрь

Первоначальное установление индивидуального режима для каждого воспитанника, время пребывания малыша в ДОУ будет увеличиваться постепенно в зависимости от его привыкания.

Облегчить процесс адаптации ребёнка в дошкольном учреждении, не допустить стрессовых ситуаций, которые могут возникнуть при расставании с родителями.

Сентябрь

октябрь

Обеспечение индивидуальных игр-занятий с детьми: «Мой любимый садик», «Солнышко» и др. (приложение 7)

Налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительного отношения к детскому саду. Помочь почувствовать ребёнку себя любимым, нужным, успешным.

Постоян

но

Праздник «Давайте все подружимся!» с участием различных персонажей.

Подвести эмоциональный итог для ребят, составить положительное представление о д/с, заронить в их души желание приходить сюда снова.

декабрь

                         

                                Приложение 1.

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации

     (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)

■  В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.

■  Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.

■  Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома.

■  Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.

■  Не мешает, уже в первые дни, показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять малышу: его здесь любят.

■  В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.

■  Отрицательные эмоции затормаживаются монотонными движениями рук или сжиманием кистей, поэтому ребенку предлагаются соответствующие игры.

■  Периодически следует включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

■  Лучшее лекарство от стресса — смех. Необходимо создавать как можно больше ситуаций, в которых бы ребенок смеялся. Использовать игрушки-забавы, мультфильмы, приглашать необычных гостей — зайчиков, клоунов, лисичек.

■  Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.

■  Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.

■  Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

■  Непреложное правило — не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы дошкольника становятся для педагога профессиональными проблемами.

■  Необходимо ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Приложение 2.

Анкета для родителей

1.Ф. И.О. ребенка, год рождения_______________________________________________________________________

2. Состав семьи_________________________________________________________

3.Какой ребенок по счету_________________________________________________

4.Мать:

*Ф. И.О.________________________________________________________

*Год рождения ________________________________________________________

*Образование, специальность____________________________________________

*Место работы________________________________________________________

*Привычки, увлечения, хобби (вредные привычки указать отдельно)______________________________________________________________________

5. Отец:

*Ф. И.О._______________________________________________________________

*Год рождения________________________________________________________

*Образование, специальность____________________________________________

*Место работы________________________________________________________

*Привычки, увлечения, хобби (вредные привычки указать отдельно)_________________________________________________________________

6.С кем проживает ребенок?______________________________________________

7.Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни_____________________________________________________________________

8.Другие дети в семье, их возраст, взаимоотношения с ними______________________________________________________________________

9.К кому из членов семьи ребенок больше привязан?_________________________

10.Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые травмы, заболевания перенес? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Основные виды игр и занятий дома?_____________________________________________________________________

12.Какие игрушки любит, кто их убирает?___________________________________________________________________

13.Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, как часто?____________________________________________________________________

14.Какие кружки, секции посещает дополнительно?_____________________________________________________________________

15.Часто ли в Вашем доме бывают гости? (нужное подчеркнуть.)

* чаще 1 раза в неделю;

*чаще 1 раза в месяц;

*редко.

16.Насколько часто Вы с ребенком ходите куда-нибудь, куда?____________________________________________________________________

17.Как Вы наказываете ребенка? (перечислить)__________________________________________________________________

Фотоблоги, которые вас заинтересуютКакая мера наказания наиболее действенна?___________________________________________________________________

18.Какие меры поощрения Вы применяете?_______________________________________________________________________

Какая мера поощрения наиболее действенна?_____________________________________________________________________

19.Как ребенок относится к посещению детского сада?______________________________________________________________________

20.Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.)_____________________________________________________________________

21.Ваши пожелания:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 3.

Прогноз вероятной степени адаптации.

Степень адаптации

Характерные признаки

Лёгкая адаптация

Ребенок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается.

Вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на одобрения и замечания. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают его, не указывают, что ему нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости.

Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность.

Адаптация средней тяжести

Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями педагога. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делают ему замечания. Как правило, советы и рекомендации педагога принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.

Тяжелая адаптация

Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь. Не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала педагога оставляют ребенка или безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям.

Родители либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с ним в полном слиянии. Чаще в такой ситуации родители тревожны, воспринимают встречу с педагогом как экзамен. Такие родители нуждаются в дополнительных консультациях.

Приложение 4.

Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду

1.  Следует обратить внимание на домашний режим питания и сна и постепенно приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду.

2. Нужно постепенно формировать навыки общения ребенка со сверстниками: можно гулять с ним на участке детского сада и привлекать к совместной деятельности с другими детьми.

3. Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию.
4. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел.

5. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

6. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в дошкольное учреждение.

7. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптируются малыши, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребенка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым.

8. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, так ему будет легче отпустить вас.

9. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

10. Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы дошкольному учреждению.

11. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. В этом помогает посещение прогулок в детском саду. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

12. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес дошкольного учреждения и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом,

13. Примерно за неделю до первого посещения детского сада следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.

Приложение 5.

Структура занятия по подготовке ребенка к детскому саду, проводимого совместно с родителями.

1. Приветствие

Например:

У стола рядом с педагогом под пеленкой спрятан игрушечный заяц.

Педагог: Ой, кто это? (Достает из-под пеленки одно ухо зайца.)

К нам в гости заяц Степашка пришел. Поздоровайтесь с ним.

(Заяц по очереди здоровается со всеми детьми.)

2. Пальчиковые игры

Например: "Указочка", "Кулачок", "Тук-тук", "Сорока-ворона", "Сорока-белобока", "Совушка-сова" и др.

3. Артикуляционная гимнастика

Например:

Педагог: Ветер-озорник раскрыл окошечки. Покажите, как он открыл окошечки.

(Дети выполняют упражнение "Окно", повторить 3—4 раза.)

Педагог: А в наших окошечках песенка живет — А-а-а-а-а-а.

Какая песенка живет в окошечках?

(Дети вместе с педагогом тянут звук "а".)

5.Мыслительная разминка Игра "Волшебный мешочек"

(В мешочке спрятались кубик, шарик, пирамидка. Дети по очереди достают игрушку из мешка.)

Педагог: Что это? Это кубик? Покажи.

(После того как все игрушки узнаны и расставлены на столе, педагог предлагает еще раз назвать игрушки.)

Педагог: Что это? Это... Покажи. Это все игрушки. Повторяйте со мной. Это игрушки.

(Дети повторяют за педагогом.)

Педагог: Игрушки любят играть в прятки. Мы сейчас назовем их еще раз, и я спрячу одну игрушку под салфетку. (Игрушки те же.) Закрывайте глазки.

(Педагог прячет игрушки по очереди, если дети затрудняются ответить, можно вновь обтянуть игрушку тканью салфетки.)

Игра "Собираем пирамидку"

Каждому малышу выдается пирамидка, состоящая из 3 колец. Пирамидки разбираются (при помощи взрослых). Далее педагог-психолог предлагает ребятам найти самое большое кольцо, показывает свое. Дети по образцу находят самое большое кольцо от своей пирамидки. Кольцо нанизывается на пирамидку. Подобным образом подбираются кольца поменьше и самое маленькое и также отправляются на пирамидку.

5. Малоподвижные игры с малышами.

Приложение 6.

Родительское собрание.

Тема «Играем от души, играем вместе».

Проводится в форме тренинга.

Цель. Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Предварительная работа. Проба «Игрушка, которая мне нравится» (проводится с каждым ребенком индивидуально). Ребенку из десяти игрушек предлагают выбрать ту, которая ему нравится. Набор игрушек может быть произвольным, например, попугай, собачка, лев, динозавр, заяц, котенок, ящерица, деревянный строительный набор, кукла, машина. Когда ребенок выберет игрушку, его фотографируют с ней.

Условия проведения тренинга на собрании. Тренинг проводится в зале: в одной половине по кругу расставлены стулья для взрослых, чуть в стороне от них стоит стол с теми игрушками, которые предлагались детям в процессе вышеуказанной пробы; в другой половине зала находятся детские столы и стулья для игры с родителями, настольно-печатные игры (на две-три больше, чем участников, чтобы обеспечить свободу выбора), набор «Строитель» с мелкими деталями.

Для творческой работы родителей заготовлены листы белой бумаги формата A3, ножницы, фломастеры, клей, цветная бумага, старые детские журналы (для аппликации и коллажей). Подобрана спокойная, тихая музыка, которая используется и как общий фон, и как сопровождение упражнения.

Длительность тренинга. Около двух часов.

Последовательность проведения тренинга. Педагог встречает родителей в группе и приглашает их в музыкальный зал. Каждый участник занимает удобное для себя место.

Звучит музыка, что создает положительный эмоциональный настрой.

Первая часть. Вступительная.

Педагог знакомит участников тренинга с его целями и задачами, рассказывает об условиях и режиме работы, о том, в какой форме будет проходить каждая часть тренинга. Особый акцент делает на философии взаимодействия с детьми, основанной на признании личности ребенка и стремлении к сотрудничеству с ним.

Правила проведения тренинга:

•  Участники тренинга должны быть активны на всем его протяжении.

•  Участники тренинга должны придерживаться правил его проведения.

•  Участники тренинга вправе давать о себе только ту информацию, которую они сочтут нужной.

•  Участники тренинга не могут разглашать частную информацию, полученную от других участников в ходе тренинга.

• В процессе совместной деятельности с детьми взрослые должны признавать
личность ребенка и стремиться к сотрудничеству.

Вторая часть. Процедура знакомства.

Участники представляются и высказывают свои ожидания от предстоящей работы - надежды и опасения, связанные с организацией совместных игр с ребенком. Выражают желание понаблюдать за тем, как играют другие дети, как они общаются с педагогами и родителями в ходе игры.

Для облегчения общения психолог предлагает использовать бейджики, на которых каждый участник указывает свое имя, при желании - отчество и фамилию или только псевдоним.

Третья часть.

Упражнение «Моя любимая в детстве игрушка».

Педагог включает релаксационную музыку и медленно говорит: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию - оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы ее любите и стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости, и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».

Затем педагог предлагает рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали, о своей любимой игрушке.

Задавая общий тон, первым на вопрос отвечает воспитатель: «Когда я была маленькая, больше всего любила резинового клоуна. Он был очень старым, местами на нем стерлась краска. У него был большой колпак, пышный комбинезон с большими пуговицами. Клоун улыбался, и мне это нравилось. Я очень его любила, даже кормила манной кашей».

Далее все участники тренинга с удовольствием рассказывают о своих игрушках. Взрослые понимают, что любимую игрушку они помнят всю жизнь, и это дает им положительные эмоции. Далее разворачивается дискуссия на тему, предложенную педагогом: «Что должны сделать взрослые, чтобы дети через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках».

Четвертая часть.

Информация воспитателя о видах игр, их значении в развитии ребенка, о том, какие игры и игрушки нужны их детям.

На ее основании участники тренинга дискутируют на тему «Игровые уголки для детей дома. Какие игрушки полезны, а какие не следует приобретать» (см. приложение 6.1.). В процессе дискуссии родители обсуждают вопрос о количестве игрушек, об их видах. Делятся информацией о том, как хранятся игрушки у них дома, как лучше оборудовать игровой уголок, какова процедура уборки игрушек после игры. Родители обмениваются информацией о магазинах, торговых центрах, где по доступной цене можно приобрести качественные игрушки, с сертификатом.

Пятая часть. Творческая работа «Игрушка в жизни моего ребенка»

Педагог отмечает: «Мы сегодня убедились: у каждого человека есть любимые игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть. Хорошие родители должны знать, какие игрушки любит их ребенок, и с уважением относиться к его выбору. В детском саду много игрушек, но в течение дня ребенку хочется видеть свою любимую, ту, которая находится дома».

Родителям предлагается нарисовать на листе бумаги сюжетную картинку с любимыми игрушками их сына (дочери). Работы в дальнейшем скрепляют между собой (поезд) и располагают в игровом уголке группы. Это будет напоминать детям о доме.

Если родители испытывают затруднения, долго обдумывают сюжет рисунка, говорят о своем неумении рисовать, то в этом случае можно предложить им сделать аппликации, вырезав картинки из детских книг и журналов.

Шестая часть.

Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок».

Родители должны из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочел бы их ребенок. Далее показываются родителям фотографии, и те видят, совпал ли их выбор с выбором ребенка. Затем педагог предлагает пригласить детей. Родители идут в группу и возвращаются каждый со своим ребенком.

Седьмая часть.

Задание для детей «Узнай работу своей мамы/своего папы».

Педагог говорит детям, что из родительских работ будет сделан поезд, который украсит их группу.

Восьмая часть.

Игра «Как живете?» для всех участников тренинга с детьми.

Все становятся в круг. Ведущий задает вопросы, участники отвечают, имитируя движения.

-  Как живете?

-  Вот так! (Показывают большие пальцы обеих рук.)

-  Как идете?

-  Вот так! (Маршируют.)

-  Как бежите?

-  Вот так! (Бег на месте.)

-  Как ночью спите?

-  Вот так! (Соединяют ладони и кладут под голову.)

-  Как берете?

-  Вот так! (Прижимают ладонь к груди.)

-  А даете?

-  Вот так! (Выставляют ладонь вперед.)

-  Как молчите?

-  Вот так! (Надувают щеки и кулаками мягко ударяют по ним.)

-  Как грозите?

-  Вот так! (Пальцами грозят друг другу.)

Девятая часть. Имитационная игра «Прибежали козочки».

Педагог обращает внимание родителей на то, что эту игру дети очень любят, играют в нее и в группе, и на улице. Хотят играть «в козочек» и дома с родителями. Игра проводится два раза.

Прибежали, прибежали козочки, козочки. (Имитируют бег.) Собирали, собирали розочки, розочки. (собирают цветочки.) Прискакали, прискакали белочки, бейки. (Складывают лапки, как белочки.) Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе! (Качают головой из стороны в сторону.) Мальчики! (Произносят низким голосом.) Девочки! (Произносят высоким голосом.)

Десятая часть. Совместные игры детей и родителей

Родителям и детям предлагается выбрать настольно-печатные игры по душе и вместе поиграть (лото, кубики, мозаика, домино и т. д.). Воспитатели при необходимости помогают родителям и детям вместе играть.

Одиннадцатая часть. Ознакомление участников тренинга с решением клуба, принятие правил игры для детей и родителей (см. приложение 6.2).

Вручение родителям памяток по игре, журнала «Обучение и игра», а детям - настольных игр.

После проведения данного тренинга дети обращают внимание на творческие работы своих родителей, рассказывают о том, какие игрушки любят. По инициативе родителей педагоги группы проводят досуг «Моя любимая игрушка» с участием родителей

Приложение 6.1.

Чему обучается ребенок в игре?

•  Эмоционально «вживаться», «врастать» в сложный социальный мир взрослых.

•  Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

•  Осознавать свое реальное место среди других людей.

•  Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

•  Уважать себя и верить в себя.

•  Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

•  Свободно выражать свои чувства.

•  Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

•  Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

•Делать выбор.


Советы взрослым:

•  Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

•  Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

•  Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

•  Обратите особое внимание на неиграющих детей.

Какие игрушки нужны вашим детям? Игрушка - это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.

Виды игрушек:

•  Сюжетные (образные) - куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

•  Технические - транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты.

•  Забавы - смешные фигурки зверей, животных, человечков (в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность).

•  Маскарадно-елочные (связаны с празднованием Нового года).

•Спортивно-моторные - способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

• Театральные - имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения (куклы бибабо).

• Музыкальные - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки и т. д.

• Дидактические - с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т. д. (разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, пазлы, мозаики, лото и др.).

•Строительные (состоят из геометрических тел).

Приложение 6.2.

Вместе мы многое сможем.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Игра научит нас:

•  Говорить с ребенком на его языке.

•  Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм).

•  Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.

•  Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание.

• Любить детей такими, какие они есть.
• Смотреть на себя со стороны, глазами других людей.

• Предвидеть стратегию ролевого поведения.

• Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих.

• Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре.

• Доверять друг другу.

Приложение 7.

Игра «Мой любимый садик»

Цель: Показать всё лучшее, что есть в ДОУ.

Краткое содержание: В группе помещается небольшой стенд, посвящённый ДОУ. В центре стенда располагается фотография учреждения. Рядом приклеиваются лепестки, на которых делаются записи. В течение указанного времени на этом стенде должны появиться рисунки детей, записи педагогов и родителей, о том, что нового, хорошего и интересного произошло в д/с за прошедший день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...

Долгосрочный проект "Огород в детском саду"

Нужен ли огород в детском садике?Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Кроме этого, огород оказывают влияние не только на формирован...

Долгосрочный проект "Буккроссинг в детском саду"

В современных реалиях все меньшее внимание уделяется чтению, а уж семейному чтению и подавно. Как заинтересовать детей дошкольного возраста и их родителей в чтении, книгах, литературе? Наш проект може...

Долгосрочный проект «Здоровьесбережение в детском саду»

Актуальность создания проекта:Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент буд...