Долгосрочный проект "Буккроссинг в детском саду"
проект (подготовительная группа)

В современных реалиях все меньшее внимание уделяется чтению, а уж семейному чтению и подавно. Как заинтересовать детей дошкольного возраста и их родителей в чтении, книгах, литературе? Наш проект может помочь в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx39.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«БУККРОССИНГ В ДЕТСКОМ САДУ»

Сроки реализации: с 01.03.2022 г. по 30.05.2023 г.

Педагог: Гамбарян Гаяне Генриковна, воспитатель ДО№1 ГБОУ «Школа №1356» г.Москвы

АННОТАЦИЯ

Проект «БУККРОССИНГ В ДЕТСКОМ САДУ» разработан педагогами ДО№1 ГБОУ «Школа №1356» г.Москвы для детей старшего дошкольного возраста и их родителей и направлен на стимулирование интереса детей и взрослых к книге, развитие традиций домашнего чтения посредством буккроссинга.

Актуальность: В дошкольном возрасте роль книги играет огромную роль. У ребенка с помощью книг развивается мышление, воображение, память, абстрактное и логическое мышление. Книга приучает к усидчивости и выработке навыков самостоятельной работы, заставляет думать, анализировать, предугадывать. С помощью литературных произведений маленький читатель расширяет словарный запас, развивает любознательность, учится правильно и красиво говорить.

Книга учит ребенка сочувствовать, сопереживать, помогает понять взаимоотношения людей, развивает умение анализировать поступки положительных и отрицательных персонажей.

В современном мире ситуация с чтением книг резко изменилась. С появлением интернета, различных мультимедийных технологий, гаджетов, книга утеряла прежнюю актуальность. Взрослые все меньше читают детям книги, а детям интереснее проводит свободное время за телефоном, компьютером, гаджетом. Следствием недостаточного общения детей с книгами и своими родителями является увеличение количества речевых нарушений, оскуднение словарного запаса, нарушения мыслительных процессов, недоразвитие коммуникативных функций.

ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Название проекта: «Буккроссинг в детском саду»

Адресность: Родители, педагоги, дети старшего дошкольного возраста

Участники: Педагоги, дети и родители ДО№1 ГБОУ «Школа №1356» г. Москвы

Цель: Повышения интереса детей к книге; возрождение традиций семейного чтения; повышение читательской культуры дошкольников.

Задачи проекта:

для детей:

1. Повысить интерес детей к книге и чтению через игровые технологии: викторины между группами, литературные гостиные, конкурсы.

2. Создать «Говорящую стену» для обмена впечатлениями о прочитанной книге.

3. Организовать обратную связь о передвижении своей книги через почтовый ящик.

для родителей:

1. Принять участие в организации буктрейлера (создании коротких видеофрагментов, рассказывающих о какой-либо книге).

2. Стать участником интернет-сообщества буккроссеров с целью включения в технологию «отпускания книги на волю», отслеживания пути книги.

3. Воспитывать у детей осознанное, бережное отношение к книгам через личный пример, беседы, игровые ситуации.

для педагогов:

1. Создать новую среду, организованную в фойе детского сада, обеспечивающую доступность к книгам всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей).

2. Организовать процесс обмена книгами с помощью игровых технологий.

3. Расширить представление детей о многообразии жанров художественной литературы.

4. Организовать консультацию по подбору книг для детей дошкольного возраста.

5. Показать связь ИКТ и книги.

Ожидаемый результат:

1. Дети интересуются книгами, активно вовлечены в движение Буккроссинг не только в детском саду, но и в целом.

2. У детей сформирована потребность в ежедневном использовании художественной литературы.

3. Возрождение традиций семейного чтения.

4. Родители активные участники буккроссинга и помощники в его организации.

Сроки реализации: 01.03.2023 г. по 30.05.2023 г.

Тип проекта: Познавательно-творческий, практико-ориентированный, долгосрочный.

Продукт проекта: Специально организованное пространство в фойе детского сада для обмена книг (Буккроссинг).

Итоги проекта: Участие в конкурсах, фестивале успешных образовательных практик.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Механизмы реализации проекта:        

1. Презентация проекта детям и родителям и обсуждение идеи «Буккросинга» в детском саду.

2. Показать родителям через консультации, практические семинары целесообразность вовлечения детей дошкольного возраста в буккроссинг.

3. В фойе детского сада создать пространство, способствующее свободному обмену книг.

4. Наладить взаимообмен книгами по разнообразной тематике.

5. Организовать активное взаимодействие с библиотекой.

6. Выстраивание обратной связи с детьми, родителями, педагогами по

эффективности Буккроссинга.

ПЛАН РАБОТЫ

Наименование мероприятия

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность

педагогов

Сроки

Ответственные

Создание «Говорящей

стены»

Создание рисунков, моделей о прочитанных произведениях из буккроссинга, обмен ими с одногруппниками

Проведение с детьми бесед о прочитанных произведениях из 

буккроссинга

Организация 

«Говорящей стены» в группах; мотивация детей для размещения своих 

«впечатлений» о прочитанных

произведениях

В течение проекта

Воспитатели

Анкетирование родителей

Выражение своего мнения

Заполнение анкет с целью выявления самой читающей семьи

Анализ анкет; формулирование проблемы

Март, 2023

Воспитатели

Опрос детей «Моя любимая книга»

Участие в опросе с целью изучения интереса к книгам

Анализ результатов опроса; выстраивание деятельности по проблеме

Март, 2023

Воспитатели

Анализ и оценка

имеющихся ресурсов

Отбор книг в

детской домашней

библиотека с целью

поделится с другими

Анализ наличия

дома литературы, подходящей

для размещения в

буккроссинге

Беседы о пользе передачи ненужной книги в другие руки

Март, 2023

Воспитатели

Агитационная акция 

«Буккроссингу – дорогу!» 

Участие в создании буклетов, памяток

Изучение буклетов

Создание буклетов, памяток, стендовой

информации, объявления;

раздача буклетов

Март, 2023

Воспитатели

Организация места для буккроссинга

Участие в разработке макета, оформлении зоны буккроссинга, его эмблемы; помощь в оформлении зоны

Поиск идей для оформления

Выбор места и мебели для «Безопасной полки»; создание символики, правил работы буккроссинга; создание медиатеки, формуляра

книгообена

Март, 2023

Воспитатели

Организация буктрейлера

Изготовление рисунков, поделок, которые родители 

смогут использовать в буктрейлере

Создание буктрейлеров по

прочитанным с детьми произведениям

Подготовка материалов для родителей 

по созданию буктрейлера;  организация места по обмену

роликами буктрейлера

В течение

Проекта

Воспитатели

Ящик «Для ваших пожеланий»

Озвучивание впечатлений о проекте с помощью

рисунков, карточек эмоций

Описание впечатлений своих и детей о проекте и помещение их в ящик для отзывов

Создание ящика обратной связи; изготовление карточек эмоций для детского отзыва

В течение

Проекта

Воспитатели

Флешмоб «Мы читаем книги, чтобы узнать, кто мы такие»

Участие в подготовке

флешмоба, его проведении

Участие в написании сценария,

изготовлении атрибутов,

помощь в записи флешмоба

Написание сценария флешмоба;

подготовка детей к

проведению флешмоба и атрибутов;

проведение флешмоба

Апрель, 2023

Воспитатели, музыкальный руководитель

Выставки «Старые книги», «Детские журналы»

Рассматривание выставочных экземпляров, подбор 

разнообразных 

старых и новых книг для выставки

Подбор старых книг из семейной библиотеки, любимых книг детей, старых и новых детских журналов

Подготовка места для проведения выставки, оформление материалов о различных книгах

Апрель, 2023

Воспитатели

Книжная ярмарка

Участие в ярмарке, ее проведении

Участие в оформлении

помещения для ярмарки; оказание помощи воспитателям и детям в

организации места

Информированиео проведении ярмарки, организация места для ее проведения;

написание сценария

Апрель, 2023

Воспитатели

Организация либмоба

«Читаешь ты, читаю я, читают все мои друзья!»

Разработка буклетов для

раздачи

Раздача буклетов;  создание банка идей по разработке буклетов

Оказание помощи при раздаче буклетов; организация либмоба; совместная с детьми разработка

буклетов для дальнейшей раздачи

Апрель- май, 2023

Воспитатели

Интервью о проекте «Буккроссинг в детском саду»

Рассказ о своих впечатлениях о проекте, о том, какой книгой

поделились, какую оставили себе

Мини

сочинение 

«Теперь мы читаем вместе» 

Составление вопросов для интервью;

видеозапись интервью

Апрель- май 2023

Воспитатели

Обработка результатов

проекта

Создание

видеофильма «Буккроссинг – наш

книговорот!»

Поиск идей для создания

фильма

Подготовка иллюстраций; монтаж видео и

наложение музыкального сопровождения; сбор материалов

Апрель- май 2023

Воспитатели, 

родители

Квест –игра

«В поисках книги знаний» 

Прохождение квеста, закрепляя опыт деятельности в ходе проекта

Подготовка

необходимого материала и атрибутов

Разработка сценария игры;

подготовка необходимого материала и

атрибутов

Апрель- май 2023

Воспитатели

Представление опыта

Обмен впечатлениями с друзьями;

презентация ребятам старших и средних групп 

буккроссинга 

Публикация опыта в журнале, сети интернет; обмен опыта, впечатлениями от реализации 

проекта 

Май 2023

Воспитатели

Трудовая 

деятельность 

«Книжкина больница»

Самостоятельный ремонт

книг из буккроссинга

Обеспечение детей

материалом, необходимым для ремонта книг подготовка необходимых

материалов для ремонта книг

Обсуждение правил обращения с книгой и возможностей ее ремонта

В течение

проекта

Воспитатели

Литературная гостиная 

«Час для вас»

Подготовка и

участие в инсценировках по произведениям

любимых писателей;

разыгрывание минисценок

Помощь в подготовке

минисценок;

совместное участие в спектакле

Подготовка места для организации литературной гостиной;

разыгрывание этюдов

выразительного чтения

В течение

проекта

(один раз в месяц) 

Родители

.

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. В детском саду имеется специально организованное место для свободного обмена книгами.

2. Книгообмен носит стабильный характер, 75 % полок имеют достаточное количество художественной литературы.

3. Налажен процесс обмена книгами между всеми участниками проекта.

4. 65% родителей являются активными участниками и помощниками по привитию любви детей к художественной литературе.

5. Дети заинтересованы разнообразной литературой.

6. 90% педагогов владеют игровыми технологиями привития любви детей к книгам.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

1. Обмен педагогическим опытом с другими образовательными учреждениями.

2. Публикация в различных педагогических онлайн-изданиях о методике организации проекта и его результатах.

3. Размещение материалов на официальном сайте ГБОУ «Школа №1356».

4. Участие в различных Всероссийских дистанционных педагогических

профессиональных конкурсах на образовательных порталах.

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА

Возможные негативные последствия

Способы их коррекции

1.

Неготовность детей отдавать свои книги

Применение игровых ситуация и приемов

2.

Недостаточная пополняемость книжных полок литературой

Привлечение других возрастных групп и родителей детского сада

3.

Отсутствие поддержки родителей 

Применение активных способов вовлечения; информационные стенды, памятки, почтовый ящик «Для ваших пожеланий»

4.

Низкий уровень мотивации всех

участников проекта 

Проведение онлайн-семинаров, литературных гостиных, флешмобов

Список использованных источников:

1. Агеева Л.В., Шелякина Н.А., Герус В.Л. «Как привить любовь к чтению» - методические рекомендации учителям и родителям // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 563-566.

2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозаика-синтез, 2005.

3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992.

4. История развития буккроссинга [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия wikipedia.org (дата обращения 11.02.23);

5. «Как заинтересовать ребенка чтением и научить любить книгу – советы для родителей», автор статьи Екатерина Морозова, многодетная мама, редактор рубрики "Дети" в журнале Colady

6. Новоселова Е. Охотниками за смыслом / Елена Новоселова // Российская газета. - 2007. - С. 9.

Анкета для родителей по вопросам приобщения детей к чтению

Уважаемые родители!

Для того чтобы определить, насколько Ваш ребенок приобщен к чтению, какое внимание уделяется этому вопросу в семье,

просим ответить на вопросы данной анкеты.

1. Как Вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться

читать? _______________________________________________

2. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

• да;

• нет.

3. Умеет ли читать и понимать прочитанное ваш ребенок?

• да;

• нет.

4. Есть ли у вас дома библиотека и что она собой представляет?

• несколько книжных полок;

• книжный шкаф;

• стеллажи с книгами;

• (другое)_________________________________________________

5. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

• да;

• нет.

6. Часто ли вы читаете ребенку книги?

• каждый день;

• каждый вечер перед сном;

• когда попросит;

• иногда.

7. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка: ________________________________________________________________

________________________________________________________________

8. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений: ___________________________________________________

________________________________________________________________

9. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

• да;

• нет;

• иногда.

10. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

• да;

• нет;

• не знаю.

11. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок? ____________

_____________________________________________________________

12. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

• да;

• нет;

• не знаю.

13. Выписываете ли вы детские журналы? Какие? _________________

_______________________________________________________________

14. Рассматриваете ли вы с ребенком работы, представленные на выставках в коридорах дошкольного образовательного учреждения:

• да, там содержится много материала для бесед с ребенком;

• да, иногда;

• на это совсем нет времени;

• нет, никогда.

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей: «Бережное отношение к книгам!»

Уважаемые родители!

В дошкольном образовательном учреждении,

которое посещает ваш ребенок,

особое внимание уделяется вопросам приобщения детей к чтению,

миру литературы, а также привития им бережного отношения к книгам. Для того чтобы выяснить,

какое значение придается этим вопросам в вашей семье,

просим ответить на вопросы данной анкеты.

1. Фамилия и имя вашего ребенка: __________________________________

2. Сколько детей воспитывается в вашей семье? ______________________

3. Считаете ли вы важным привитие своему ребенку любви и бережного отношения к книгам? _______________________________________________

4. Как часто вы покупаете художественные книги ребенку? ____________

__________________________________________________________________

5. Ежедневно ли вы читаете ребенку? В какое время дня? ______________

__________________________________________________________________

6. Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл? _______________________________________________

7. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек? __________________________________________________________

8. Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку? _________________

9. Берете ли вы из библиотеки детские книги домой? _________________

10. Знает ли ребенок, что такое читательский билет и для чего он нужен? _________________________________________________________________

11. Знает ли ребенок, как найти в библиотеке необходимую книгу? _____

_________________________________________________________________

12. Как ребенок относится к книгам, которые приносит из библиотеки домой? __________________________________________________________

13. Организуете ли вы совместно с ребенком работу по ремонту детских книг? ____________________________________________________________

14. Проводите ли вы с ребенком беседы о том, как нужно относиться к книгам? __________________________________________________________

15. Считаете ли вы, что ваш ребенок одинаково бережно относится к личным книгам и взятым в библиотеке? _______________________________

Спасибо за сотрудничество!

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПРИ ЧТЕНИИ КНИГ ДЕТЯМ

Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.

Как, бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.

Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.

Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.

Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.

Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

Соберите дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читают.

Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.

Правила, с которыми нужно считаться, чтобы приучить ребенка к чтению:

• Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10 лет.

• Не хочет ребенок читать вслух, потому, что трудно. При чтении вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации.

• Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы ему шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с плохой полиграфией, книга загадок или оригами.

• Не хочет читать, потому что ему страшно, что у него получиться не так, как хотелось маме или папе.

• Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «Книга – лучший подарок» - эта фраза очень актуальна и популярна сейчас.

• Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или сказки.

• Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.

• Выпишите детский литературный журнал, который он будет ждать. Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения. Просите рассказать, что интересного прочитал.

• Пусть дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и родственникам.

• Купите настольную игру, предполагающую чтение.

• После просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и сравнить, совпадает сюжет книги и сюжет фильма. Посмотрев документальный фильм о динозаврах или о путешествиях, предложите ребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть картинки и не читать в этот раз, но в следующий раз его это обязательно заинтересует.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

• Наполняйте день ребенка потешками, прибаутками, приговорками.

• Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом.

• Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

• Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

• Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.

• Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ

* Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.

* Не читать вовремя еды.

* Не загибать листы, пользоваться закладкой.

* Класть книгу только на чистый стол.

* Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

* Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим» книгам.

КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ

* Объясните перед чтением или вовремя его трудные слова.

* Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

* Что нового, интересного узнал?

* Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.

* Как описана природа?

* Какие слова и выражения запомнились?

* Чему научила книга?

* Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»

Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»Проект долгосрочный практико-ориентированный Срок реализации проекта:октябрь-апрель 2011-12 уч.годаУчас...

Проект "Труд взрослых в детском саду" долгосрочный.

Закреплять знания детей о профессиях взрослых в детском саду....

Проект "Труд взрослых в детском саду" долгосрочный.

Закреплять знания детей о профессиях взрослых в детском саду....

Долгосрочный проект "Из детского сада в школу"

Информационно-творческий проект "Из детского садав школу" показывает работу воспитателя по подготовке детей к школе по  основным видам деятельности старших дошкольников, с учетом ФГТ. ...

Долгосрочный проект в детском саду "За здоровьем в детский сад"

Создание в ДОУ необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотив...

Долгосрочный проект" Сотрудничество детского сада с семьей"

Актуальность: предлагаемый проект направлен на интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ.Проблема существующих форм взаим...