Долгосрочный детско-родительский творческий проект «Мини-музеи в детском саду».
проект (старшая группа)

Борисова Екатерина Алексеевна

Проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный  детско-родительский творческий проект «Мини-музеи в детском саду».

Тип проекта: информационно-творческий, коллективный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Тема проекта: патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Цель проекта – развитие личности гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины.

Задачи  проекта:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • расширение представлений о России, её столице;
  • знакомство детей с символами государства – гербом, флагом, гимном;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Этапы реализации проекта: 
I. Подготовительный:
* Ознакомление участников проекта с актуальностью данной темы. 
 * Разработка моделей будущих экспозиций. 
* Подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала. 
* Разработка диагностического материала для детей о России, о родном городе.
* Составление перспективного плана мероприятий в музее. 
 II Практический: 
* Создание собственной развивающей среды. 
* Разработка мероприятий в музее.
* Пополнение знаний детей о России и о родном городе.

III Заключительный: 
*Проведение диагностики.
*Обобщение знаний детей.

Формы  работы  с детьми старшего дошкольного возраста 
по патриотическому  воспитанию

Предполагаемые итоги реализации проекта 
к концу дошкольного периода ребенок: 
-  обладает начальными знаниями 
о своей семье, о правах человека; об истории своего города, области и государства, знаком с  русскими традициям и промыслом;  знает  основные символы государства – герб, флаг, гимн;  
- обладает установкой 
положительного отношения к миру, знаетчто нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат талантливыми людьми.

В рамках проекта:

В мини-музее «Отечество моё – Россия» собраны экспонаты, отражающие национальные, природные особенности нашей страны и нашей области: портрет президента, флаг и герб России, карта России, карта Смоленской области, флаг и герб Смоленской области, герб города Починка, карта Починка, отмечено нахождение детского сада, нанесены маршруты экскурсий, прогулок детей); фотографии, открытки, магниты с изображением гербов городов России, памятников городов России и памятников архитектуры; гжельские игрушки и посуда, хохломская посуда, изделия из бересты; макеты Московского Кремля,  макеты древних жилищ, куклы в национальных костюмах, матрешки.

Центральное место в мини - музее занимает макет печи, рядом с печью помещается макет избы. Дети знают, что по правую сторону от входа в избе, за печкой, занавеской отгорожен «бабий кут», там находится домашняя утварь: горшки, чугунки, ступки, лотки, корыто, миски, ложки, самовар и т. д.  А по другую сторону от печи – «хозяйский кут» с инструментами для работы в поле, предметами для ухода за животными.  «Красный угол» в избе – это иконы, стол, лавки.

В мини – музее «Отечество моё – Россия» проводятся экскурсии, как детьми, так и педагогами. Тематика экскурсий разнообразна: «Как на Древней на Руси», «Встреча весны на Руси», «Здравствуй, Масленица!»,  «Этой ярмарки краски», «Пасхальная радость», «В Светлое Христово Воскресенье», «Кукла – травница», «Бабушкин сундук», «Моя Родина – Россия», «Все мы – одна семья, все народы – здесь друзья»,  «День Победы», «Под мирным небом Родины моей»,  «День победы помнят деды», «Слава армии родной», «Полет в космос»,  «Что мы знаем о космосе и космонавтике?», «Мой любимый город», «Путешествие по Смоленску».

Особый интерес у детей вызывает коллекция  мини – музея русского национального  костюма. В ходе проекта дети отправляются в увлекательное путешествие по разным краям нашей Родины и знакомятся со старинным русским костюмом. Они узнают о том, когда человек начал носить одежду; как рубаха в поле выросла; что такое русский национальный костюм; чем женская одежда отличалась от мужской; какое ремесло делает костюм живописным; чем одежда прошлого отличается от настоящего.

Дети знакомятся с элементами вышивки и принимают активное участие в украшении нарядов. ООД организуется по типу творческих мастерских в музее, где дети получают основную часть теоретической информации и определенные практические навыки.

Русские национальные костюмы востребованы в нашем детском саду на фольклорно-музыкальных вечерах, праздничных утренниках, при встрече дорогих гостей, а также для выступления на городских фестивалях детского творчества.

В своей работе важным средством патриотического воспитания на народных традициях считаю сказки.

Русские народные сказки и литературные сказки пронизаны любовью к своей Родине, природе, семье. Именно в них простой народ и писатели закладывали этические традиции и нравственные идеалы.

В одном из групповых помещений организован мини-музей сказки. Домом для музея сказки  детьми была выбрана русская изба. Вокруг музея сказки растут: репка, цветик – семицветик, аленький цветочек , находятся и водоемы (ручей с живой и мертвой водой).

Жители музея сказки - сказочные герои (Курочка Ряба, Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Серый Волк, Козлята, Конек -  Горбунок, богатыри).  

Дежурные по музею сказок – маленькие волшебные человечки (Кот Учёный,  Карлосон и Буратино).

Дети с удовольствием выступают в роли экскурсоводов мини-музея сказки перед своими сверстниками, маленькими дошколятами, педагогами, родителями, показывая и рассказывая о своих коллекциях вещей сказочных героев,  будь то,  голубые шапочки Незнайки, Золотые Ключики и колпачки Буратино, или метлы и ступа Бабы Яги.

Как правило, экскурсии мини-музея сказок заканчиваются творческими работами детей в его мастерской, где полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка.

Дети с удовольствием работают и в мастерской мини-музея книги: их интересует история появления книги, им нравится узнавать, как, с помощью каких материалов люди в старину передавали информацию. Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, рассматривая экспозиции, дети приобретают умение выражать собственное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать деятельность, как свою, так и окружающих, развивают речь.

Основная идея мини-музея книги – знакомство с литературным наследием России. Важно с ранних лет приучать детей к гармонии русского слова, познакомить их с чувством  изящного, чувством наслаждения музыкальностью и поэтичностью русской речи.

В мини – музее книги  собраны книжки – малютки, книжки – раскладушки, книга – свиток, книги с закладками и т.д.. Книги в музее разделены и по жанрам: сказки, стихи, повести, басни, рассказы. Отдельно выделены произведения о природе. Книги в музее разделены и по назначению (обучающие, развивающие), по возрасту маленьких читателей и по размеру самих книг.

Дополнительными экспонатами музея книги являются портреты российских писателей, «орудия труда» писателей – от пера до современной авторучки, и «предметы труда» писателей – от бересты (предмета труда летописцев) до тетрадного  листа; электронные книги, собственные макеты книг, изготовленные детьми.

Сегодня важно, дать детям почувствовать, что Россия – это их родной дом, т. е. все те впечатления, знания, душевные взаимодействия, которые из беспомощного младенца создают человека с чувствами добра и родства, со всем богатством родной речи, с семейной и национальной памятью. Родной дом расположен не только в пространстве, но и во времени, и войти в него ребенок сможет, лишь ощутив давнюю жизнь как родственную, протягивающую к нему из дали времени свои дружественные руки.

В мини – музеях нашего детского сада хранятся рисунки, поделки, открытки  разных поколений выпускников, фотографии групп и выпускников, альбомы детских впечатлений, сундучки с групповыми коллекциями, подарки детскому саду от его воспитанников. В таком музее живет частица детства каждого выпускника ДОО. Мини – музей  Детского сада «останется с человеком» навсегда и будет пробуждать у него, взрослого, счастливые детские воспоминания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский информационно-творческий проект Мини-музей "Мой любимый город Энгельс"

Долгосрочный проект расчитан знакомить детей с любимым городом начиная со средней группы до подготовительной....

Консультация для воспитателей детского сада "Мини-музей в группе детского сада"

Консультация для воспитателей по организации мини-музея в группе детского сада....

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МИНИ-МУЗЕЙ «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»

Поводом организовать и провести этот проект послужило, то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к...

Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"

Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"...

Презентация Творческий проект Мини-музей "Золотой петушок"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15330708","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Познавательно-творческий проект "Мини-музей "Моря"

Проект составлен по работе мини-музея Моря...