Главные вкладки

    Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью.
    статья (средняя группа) по теме

    Эйсмонт Ирина Игоревна

    Дети с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР) – особая группа детей, основными проблемами которой являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем мире; недостаточная сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления, что усугубляется низким уровнем познавательной активности, а также недостаточной регуляцией произвольной деятельности и поведения. Так же характерной чертой этой группы детей является недостаточное развитие мелкой моторики рук.

    Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. Н. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Поэтому наличии у ребёнка речевого или интеллектуального дефекта, в том числе, сложного сочетанного нарушения, особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

    В литературе последних лет описаны приёмы работы по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью (Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. Т. Б. Филичева, с моторной алалией (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская, с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, с заиканием (Л. И. Белякова, Н. А Рычкова). Все авторы подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи и интеллекта.

    Анализ специальной психолого-педагогической литературы свидетельствует о достаточно глубоком изучении особенностей речевого и интелллектуального развития детей-дошкольников, взаимосвязи развития высших психических функций и мелкой моторики.

    Однако до сих пор остаются неясными некоторые конкретные пути развития и коррекции речевой и интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.

    Для построения коррекционной работы с этой группой детей необходимо особенно тщательно подходить к выбору средств и приёмов обучения. Я стремилась представить систему работы по проблеме развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием сказки и природного материала. Поскольку считала, что она отвечает особенностям детей среднего дошкольного возраста с ЗПР, их восприятия, мотивации и познавательной деятельности и позволяет в яркой и интересной для детей и педагога форме развивать и осуществлять коррекцию недостатков развития.

    Своё внимание я сосредоточила на практической работе в данном направлении. В то же время я не могла оставить без внимания тот факт, что эти игры имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребёнка, дают ему возможность прикоснуться к тому, что составляет основу «картины мира»

    • Игры с природным материалом в развитии ребенка.

    • Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». Кроме того, именно в процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры.

    • Б. Г. Ананьев отмечал, что психическое развитие человека обусловлено его способностью усваивать общественный опыт, накопленный человечеством. Это утверждение важно для определения роли игр с природным материалом в развитии ребенка вообще и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в частности.

    • Первичную информацию об окружающем мире ребенок в значительной мере получает в ходе игровых действий с природным материалом. Навыки, полученные детьми, позволяют им приобрести тот элементарный практический опыт, без которого процесс его развития становится невозможным или качественно отличается от того, как он протекает у детей в норме.

    • На характер социального опыта ребенка оказывает существенное влияние передача этнокультуры (язык, традиции, менталитет, заложенной в социальном опыте родителей и близких ребенку людей. Именно основы этнокультуры вплетены в народные сказки, тесно связаны с возможностями использования тех или иных природных материалов.

    • Обучение детей с проблемами в развитии играм с природным материалом строится на принципах филогенетического развития, которое включает в себя сенсорно – перцептивный опыт, накопленный человечеством.

    Сказка и игры с природным материалом в системе работы воспитателя группы для детей среднего возраста с проблемами в развитии.

    • Обучение игровым действиям с природным материалом не является изолированной задачей, а входит неотъемлемой составной частью в общий комплекс разработанной нами системы работы.

    • Развитие личности ребенка может быть более эффективным если он не просто представляет себе сказку, но и сам непосредственно соприкасается с ней. Это «соприкосновение» в прямом смысле происходит особенно эмоционально в процессе работы с природным материалом.

    • Природный материал не требует материальных затрат, доступен, экологичен, возвращает нас к культуре и мировоззрению своего народа. Природный материал разнообразен по своим качествам и свойствам, вызывает различные тактильные ощущения, что дополнительно стимулирует развитие речи и когнитивной сферы психики ребенка.

    Предлагаемая система работы включает:

    • театрализованные игры

    • режиссерские игры (по типу театрализованных)

    • работа с природным материалом

    • мнемотаблицы

    • трафареты

    • театр на ковролине

    • пазлы

    • разрезные картинки

    • настольно печатные игры

    • Суть обучения играм с природным материалом дошкольников с проблемами в развитии состоит в организации игровой деятельности, которая поможет ребенку овладеть средствами и способами познания окружающего мира, проявить самостоятельность, реализовать свою позицию в освоении культуры.

    • В коррекционно – развивающей работе педагог, прежде всего, опирается на следующее требование: закладывая культурный фундамент целостного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью, он должен обеспечивать гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим миром, создать обстановку психологического комфорта и физического здоровья.

    • Освоение детьми игрового опыта идет, как правило двумя путями: под руководством педагога и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка.

    • Необходимым условием успешности работы по обогащению игрового опыта детей является соблюдение в игре определенной последовательности:

    - проигрывание действий педагогом на глазах у детей;

    - совместное выполнение игровых действий педагогом и ребенком;

    - выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога;

    - выполнение игровых действий ребенком по образцу, предлагаемому взрослым;

    - выполнение действий ребенком по словесной инструкции;

    - сопровождение ребенком выполняемых действий речью.

    • Своеобразие познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью выдвигает определенные требования к организации обучения играм с природным материалом. Оно должно обеспечивать преодоление или ослабление недостатков в развитии ребенка, что даст ему возможность овладевать более сложным материалом, как игровым, так и учебным.

    • Работа с природным материалом направлена:

    на ознакомление со свойствами природных материалов,

    адекватными с ними действиями

    на развитие гностических функций руки, координацию

    обеих рук со зрительным прослеживанием

    на развитие элементарных математических представлений:

    величина, количество, цвет, форма

    на побуждение речевой активности, развитие воображения

    и памяти

    Работа с природным материалом.

    • Как составляющая общей работы по русским народным сказкам мною были разработаны совместные игры с природным материалом, позволяющие детям с интеллектуальной недостаточностью моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развивать воображение; учиться различным видам деятельности с природным материалом; отображать сюжет сказки, героев; осуществлять коррекцию и развитие высших психических функций.

    • Работа с природным материалом позволяет осуществлять развитие детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи, опираясь на наиболее сохранные функции, задействовать ближайшие зоны развития.

    • Сочетаясь со сказочным сюжетом и вплетенный в общую работу этот вид деятельности создает благоприятный эмоциональный настрой детей. Занимательность предлагаемого материала способствует развитию внимания, создаются условия для развития речевой активности, развитию сенсомоторной координации, развитию личности ребенка.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Физкультминутки как средство развития и коррекции зрительных функций и снятия зрительного утомления

    Здесь представлена наиболее полная подборка упражнений для снятия и профилактики зрительного утомления и снижения остроты зрения при различных нарушениях зрения....

    "Моделирование как один из приемов коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью"

    В данной статье автор рассматривает моделирование как метод коррекции в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста....

    "Дидактические игры как средство развития и коррекции социальных навыков у детей с ОВЗ"

    Презентация опыта работы по теме "Дидактические игры как средство развития и коррекции социальных навыков у детей с  ограниченными возможностями здоровья"...

    Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

    В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....

    Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.

    Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...