Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Сергеева Светлана Анатольевна

Поступление ребёнка в школу – это, с одной стороны, радостный, долгожданный момент, а с другой – напряженный, беспокойный период как для родителей, так и для детей. Все родители хотят видеть своих детей отличниками, преуспевающими во всех начинаниях, поэтому  уже заранее начинают учить детей читать, писать, считать, забывая при этом, что и чтение, и письмо основываются на развитии познавательных процессов памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. И если хоть один из вышеперечисленных процессов у ребёнка не сформирован, то обучение в школе создаст определённые трудности, как для ребёнка, так и для окружающих его взрослых. Рассмотрим, как  познавательные процессы влияют на успешность обучения ребёнка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_podgotovka.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая  подготовка ребёнка к обучению в школе

         Поступление ребёнка в школу – это, с одной стороны, радостный, долгожданный момент, а с другой – напряженный, беспокойный период как для родителей, так и для детей. Все родители хотят видеть своих детей отличниками, преуспевающими во всех начинаниях, поэтому  уже заранее начинают учить детей читать, писать, считать, забывая при этом, что и чтение, и письмо основываются на развитии познавательных процессов памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. И если хоть один из вышеперечисленных процессов у ребёнка не сформирован, то обучение в школе создаст определённые трудности, как для ребёнка, так и для окружающих его взрослых. Рассмотрим, как  познавательные процессы влияют на успешность обучения ребёнка в школе.

ВОСПРИЯТИЕ. Первое, с чем столкнётся ваш ребёнок на уроке, это необходимость ориентироваться в новом  для него пространстве. Вот перед ним лежит открытая тетрадь. Сумеет ли он по требованию учителя отступить столько-то клеток вправо, столько-то вниз, начать с красной строки. Как вы думаете, легко ли ребёнку будет продолжить урок, если его начало уже омрачено. Именно поэтому уже в возрасте 5-6 лет важно обучить ребёнка ориентироваться в пространстве, выучить, где находится право, лево, верх, низ листа. Закрепить полученные знания  можно, написав совместно с ребёнком графический диктант.  

ВНИМАНИЕ. Если процессы внимания не сформированы, то ребёнку будет тяжело сконцентрировать своё внимание на учебном материале, он будет часто отвлекаться и пропускать учебный материал на уроке. Внимание можно формировать и развивать с помощью просты заданий. Например, Попросите ребенка украсить рамкой лист бумаги. Рамка должна состоять из определенных фигур, к примеру, из крестиков, квадратиков и кружков, которые надо расположить в определенной последовательности, не нарушая ее.

Пусть ребенок сравнивает парные картинки и находит в них различие (до 10).

ПАМЯТЬ. Выделяют два вида памяти: кратковременную (она поверхностна и непрочна) и долговременную, которая подкрепляется поисками значения запоминаемого. Тренировать память ребенка можно, предложив ему следующие упражнения: «Посмотри и запомни». Ребенку предлагается в течение 10 секунд посмотреть на картинку, а затем нарисовать то, что он запомнил.

Разучивание с ребенком стихов, скороговорок «Послушай и опиши». Это упражнение используется для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой. Вы можете сказать: «Сейчас я буду читать слова, а ты услышав каждое слово, представляй себе, как выглядит то, что я называю, его вкус, запах, звуки, которые оно может издавать и т.п. Например, зубная паста на вид белая, с мятным запахом и вкусом и т.д.

МЫШЛЕНИЕ. Процесс мышления позволяет выделять существенные признаки предметов и явлений, закономерные связи и сложные отношения между ними, их сущность. Простые игры, такие, как «Четвертый лишний», «Назови одним словом» и другие, помогут обучить ребенка умению анализировать и синтезировать, выделять главное и второстепенное в практической жизни.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК - один из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Слабая мелкая моторика руки может привести к тому, что на урока письма ребенок будет уставать и почерк от строчки к строчке будет становиться хуже. При этом он будет неумолимо отставать от своих сверстников. Поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук.

СОЗДАТЬ ПОЗИТИВНУЮ УСТАНОВКУ В ОБУЧЕНИИ МОЖНО, ЕСЛИ БУДУТ УЧИТЫВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни. Необходимо учитывать принцип «От простого к сложному», т.е. нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент должен добавляться постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действие словами: «Следующий раз у тебя обязательно получиться лучше». Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если ребенку не хочется играть в какую то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас, так как в этом случае создается положительная атмосфера для развития и усвоения знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКОРО В ШКОЛУ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

СКОРО В ШКОЛУ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ....

Программа психологической подготовки детей к обучению в школе

Программа «ДОШКОЛЕНОК», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению. Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе. Задачи: 1. Расшир...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Программа психологической подготовки детей к обучению в школе «Я – будущий первоклассник» (для детей 6 – 7 лет)

Старший дошкольный возраст… Как много ребенок успел накопить необходимого опыта, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а поз...

Консультация для родителей "Скоро в школу или психологическая подготовка ребенка к обучению в школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу или психологическая подготовка ребенка к обучению в школе"...

“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.

В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР  к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...

Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию произвольной познавательной деятельности, психологической подготовки ребенка к обучению в школе

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а...