Программа психологической подготовки детей к обучению в школе
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Долгорукова Ирина Викторовна

Программа «ДОШКОЛЕНОК», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.

 

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.

 

Задачи:

 

1. Расширение словарного запаса;

2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;

3. Развитие свойств внимания;

4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;

5. Развитие воображения;

6. Формирование навыков общения и совместной деятельности.

7. Развитие мотивационной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolenok.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

_______________________________________________________________________

Программа  

психологической

подготовки  детей

к обучению в школе

«Дошколенок»

Развивающая программа

Срок реализации 1учебный год

Занятия проводит педагог 1 категории

Долгорукова Ирина Викторовна

Пояснительная записка

          Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.

         Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

        Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

        Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

        В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;

3) сформированность наглядно-действенного и  наглядно-образного мышления;

4) развитие пространственных представлений;

5) умение фантазировать;

5) проявление самостоятельности.

Программа «ДОШКОЛЕНОК», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.

Задачи:

1. Расширение словарного запаса;

2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;

3. Развитие свойств внимания;

4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;

5. Развитие воображения;

6. Формирование навыков общения и совместной деятельности.

7. Развитие мотивационной сферы.

В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по проблеме подготовки в школьному обучению,  при составлении программы «ДОШКОЛЕНОК» я  опиралась на работы отечественных психологов Л.С.Выготского, Л.И.Божович, А.В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как М.Битянова, Л.Ф. Тихомирова, И.В. Вачков, М.М.Безруких.

Результатом реализации программы является  развитие у детей:

1. наблюдательности и коммуникативных способностей;

2. произвольного внимания;

3. зрительной, слухоречевой  памяти;

4. тонкой и грубой моторики;

5. активизации воображения;

6. способности логически мыслить;

7. пространственных представлений;

8. способности адекватно оценивать свою работу.

Предлагаемая мною программа состоит из  развивающих занятий, составленных с учетом  индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.

Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие  упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».

Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Занятия рекомендуется проводить с группой детей (8 человек). Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю педагогом-психологом. 

 

Список литературы

1. Вачков, И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке [Текст] / И.В. Вачков.- М.: Педагогика-пресс, 1996.  

2. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) [Текст] / И.В. Ганичева.  – М.: Книголюб, 2004.-144с.

3. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. -  М.: 2004.

4. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.

5. Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятии по подготовке детей к школе [Текст] / Ю.В. Останкова. – М.: Издательство «Учитель», 2006.

6. Светлова, Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша [Текст] / Е.И.Светлова. – М.: Эксмо, 2007.-160с.

7. Светлова, Е.И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / Е.И. Светлова. – М.: Эксмо, 2007. - 72с.

8. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет [Текст] / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2007. - 64с.

9. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2000.-256с.

10. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников [Текст] : Популярное пособие для педагогов и родителей/ Л.Ф. Тихомирова.  - Ярославль: Академия развития, 2004.- 120с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа готовности к обучению в школе.

Поступление ребенка в школу, очень важный и ответственный период жизни ребенка.   Учебная деятельность требует определенного уровня развития памяти, внимания, мышления, произвольности поведе...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

программа психологических занятий Скоро в школу

программа психилогических занятий...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Программа формирования социальной и психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: "В школу с улыбкой!"

Поступление ребенка в школу — один из наиболее важных и трудных этапов в жизни детей. Любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Психическое развитие – это процесс...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...

Рабочая программа "Психологическая годготовка детей к школе"

Проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе рассматривается во многих работах педагогов и психологов. Долгое время считалось, что критерием готовности ребенка является уровень ег...