Программа готовности к обучению в школе.
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Серина Наталья Павловна

Поступление ребенка в школу, очень важный и ответственный период жизни ребенка.   Учебная деятельность требует определенного уровня развития памяти, внимания, мышления, произвольности поведения, мелкой моторики рук. Необходимо так же занимаясь с детьми учитывать ведущую деятельность дошкольника - игровую.  Программа дошкольного образования развивает все способности, но с целью профилактики школьной дезадаптации  считаю необходимым   проведение психологом занятий развития. Основным условием этих занятий является ситуация эмоционального успеха. Основным подходом в этих занятиях должно быть сочетание игровых и учебных типов деятельности, так как  переход от детского сада к школе, это переход от игровой деятельности к учебной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gotovnosti_obucheniyu_v_shkole..doc94 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

развития и коррекции готовности

к обучению в школе

 

     

                                                               

                                                                                                         Составитель:  Серина Н.П

                                                                  педагог психолог МДОУ №92

Воркута

2010 год

Пояснительная записка.

Поступление ребенка в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности  ребенка.  Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелыми в физиологическом  и социальном отношении, он  должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная  деятельность требует определенного уровня развития произвольности поведения, умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления  окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность саморегуляции поведения и проявление волевых  усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и  зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» – комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни  ребенка.  

Программа дошкольного образования развивает все способности, но с целью профилактики школьной дезадаптации  считаю необходимым   проведение психологом занятий развития. Основным условием этих занятий является ситуация эмоционального успеха. Основным подходом в этих занятиях должно быть сочетание игровых и учебных типов деятельности, так как  переход от детского сада к школе, это переход от игровой деятельности к учебной.

Цель программы:  Достижение уровня психического развития детей, который позволит  им нормально обучаться в школе.

В соответствии с поставленной целью  ставятся  следующие задачи:

1. Развитие личности

  1. Развитие произвольности поведения.
  2. Создание ситуации эмоционального успеха.
  3. Профилактика тревожности.
  4. Профилактика страхов.
  1. Повышение уровня самооценки.

2.  Интеллектуальное развитие.

  1. Развитие памяти.
  2. Развитие внимания
  3. Развитие   мыслительных  процессов анализа и синтеза
  4. Развитие логического мышления,  речи.

Программа представляется собой целостную систему коррекционно-развивающей работы предполагающую стимуляцию познавательной активности как средства устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания; развитие памяти; развитие восприятия; формирование мыслительной деятельности для успешного усвоения знаний.

В программу включены следующие разделы, отражающие сущность коррекционно-развивающей работы по формированию психологических процессов:

I. «Предпосылки овладения учебной деятельностью»

II.  «Внимание»

III. «Память»

IY. «Мышление»

Y. «Произвольность».

Программа рассчитана на 20 занятий в течение учебного года.

Планируемые результаты: Результатом проделанной работы является достижение детьми такого уровня психического развития, которой позволило бы нормальное обучение их в школе. Повышение уровня произвольного внимания, эмоциональной раскрепощенности,  пространственной ориентации,  развитие мышления и речи.

        Формами контроля являются первичная  и рубежная диагностики.

Используется тест Керна-Йирасека.

Перспективное планирование.

Содержание

Цель

1.

Игра: «Давай поздороваемся».

Игра:  Поставь пальчик.

Игра: «Выложи картинки по порядку»

Упражнение: «Тихое озеро»

Ритуал прощания.

Развитие внимания, расширение словарного запаса, воспитание  способности к согласованному взаимодействию, релаксация и развитие воображения.

2

Игра: «Что я умею?»

Игра «Изобрази явление»

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Игра «Вспомни движения.».

Упражнение «Полет высоко в небе»

Ритуал прощания.

Развитие зрительного восприятия, внимания, мыш ления и речи, стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать. Релаксация и развитие воображения.

3

Игра: «Найди пару».

Игра «Кто наблюдение?»

Игра «будь внимателен»

Игра «Подбери пару к слову»

Упражнение «Путешествие в волшебный лес»

Ритуал прощания.

Развитие восприятия и памяти, активизация сло варного запаса, стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразитель ных движений. Релаксация и развитие воображения.

4

Игра: «Скажи комплимент»

Игра   «Что это? Кто это?»

 Игра «Позы»

 Задание «Выложи цыфры так-же»

Упражнение «Порхание бабочки».

Ритуал прощания.

Развитие внимания и памяти, мышления,  речи,  воображения, эмоционально-выразитель ных движений, 

5

Игра: «Поздороваемся молча».  

Игра «Подбери парную картинку»

Игра «Будь внимательным»

Задание   «Выложи круги»

Игра «На что это похоже?»

Ритуал прощания.

Развитие внимания и памяти,  логического мышления, речи и памяти.

Стимуляция внимания, развитие умение быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразитель ных движений, развитие воображения, образного мышления, мел кой моторики.

6

Игра: «Камень, ножницы, бумага»

Игра «Что это?»

Игра «Посуда»

Задание  «Нарисуй и зачеркни»

Игра: «Магазин»

Ритуал прощания.

Развитие мышления и речи, расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию,  развитие слухового внимания, памяти и мышления.

7

Упражнение: «Сделай вместе».

Игра «Звери»

Задание «Разложи карточки»

Игра «Лиса с лисятами и сокол»

Упражнение «Плывем в облаках»

Ритуал прощания.

  Развитие внимания, развитие логического мышления, навыков произвольного поведе ния, волевых качеств расширение словарного запаса,   воспитание способности к согласованному взаимодействию,  релаксация и развитие воображения.

8

Упражнение: «Найди глаза»

Задание «Разложи картинки по группам»

Задание «Выложи фигуры, как запомнил»

Упражнение «Отдых на море»

Ритуал прощания.

Развитие навыков анализа и синтеза,  развитие слухового внимания, способности к воле вому управлению. Увеличение объема памяти и развитие внимания, релаксация и развитие воображения.

9

Игра: «Давай поздороваемся».

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Игра «Поезд»

Задание «Закрой лишнюю картинку»

Ритуал прощания.

Развитие зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, мыш ления и речи.

10

Игра: Поздоровайся по разному».

Игра «Подбери парную картинку»

Игра «Овощи»

Игра «Запомни картинки»

Упражнение «Порхание бабочки»

Ритуал прощания.

Развитие внимания и зрительной памяти, логического мышления, речи и памяти.

Расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

11

 Игра «Звери»

Задание «Разложи карточки»

Игра «Лиса с лисятами»

Упражнение «Плывем в облаках»  

Ритуал прощания.

Развитие логического мышления,  внимания, навыков произвольного поведе ния, волевых качеств Расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

12

Игра: «Найди пару»

Задание «Разложи картинки по группам»

Игра «Слушай хлопки»

Задание «Выложи фигуры , как запомнил»

Упражнение «Отдых на море»

Ритуал прощания.

 Развитие слухового внимания, способности к воле вому управлению поведением, развитие навыков анализа и синтеза.

  Увеличение объема памяти и развитие внимания.

13

Игра: «Поменяйся местами».

Игра «Чем походи и чем отличаются?»

Игра «Поезд»

Задание «Закрой лишнюю кпртинку»

Упражнение «Тихое озеро».

Развитие зрительного восприятия и памяти, внимания, мыш ления и речи.

 

 

14

Игра: «Простучи мелодию».

Задание «Подбери четвертую фигуру»

Игра «Палочки»

Задание   «Какой буквы не стало?»

Упражнение «Необычная радуга»

Ритуал прощания.

Развитие логического мышления, умения сравни вать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозак лючения и устанавливать закономерности в изображениях. Расширение объема памяти, развитие внимания. Развитие мелкой моторики, способности к согласо ванному взаимодействию. 

15

Игра: «Выбери настроение»

Задание «Назови предмет заданного цвета»

Игра    «Позы»

Задание «Анализируем ряды»

Упражнение   «Воздушный шарик»

Ритуал прощания.

Развитие воображения, эмоционально-выразитель ных движений, внимания и памяти, логической памяти.  Активизация сло варного запаса.

 Релаксация, развитие дыхания, воображения.

16

Игра: «Повтори движение».

Игра    «Что это?»

Игра   «Транспорт»

Задание  «Нарисуй и зачеркни»

Упражнение    «Что ты представляешь?»

(использование музыки)

Ритуал прощания.

Развитие мышления и речи, слухового внимания, памяти и мышления.

Расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

17

Упражнение: «Дорисуй эмоцию».

Игра: «Читаем слоги, складываем слова».

Игра «Будь внимателен»

Задание «На что похоже?»

 Упражнение«Полет в небо»

Ритуал пролщание.

 

Расширение объема внимания, развитие мышления и навыков послогового чтения.

Стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразитель ных  движений.

18

Игра: «Летает – не летает».

Игра «Выложи картинки по порядку»

Игра «Магазин»

Игра «Что к чему подходит»    

Упражнение «Отдохнем»

Ритуал прощания.

 

Развитие целенаправленного внимания, зрительной памяти, логического мышления и речи. Расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию. 

19

Упражнение: «Настроение»

Задание : «Разложи картинки по группам»

Игра «Слушай и выполняй»

 Игра «Слушай хлопки»

Задание «Дорисуй картинку»

Ритуал прощания.

Развитие навыков анализа и синтеза, развитие слухового внимания, способности к воле вому управлению поведением, развитие воображения, образного мышления, мел кой моторики.

20

Упражнение: «Оркестр»

Задание «Разложи по порядку»

Игра «Школа»

Игра «Кто больше назовет?»

Упражнение «Отдых»

Упражнение: «Нарисуй свои эмоции».

Развитие логического мышления,  развитие способности быстро переключать внима ние, воспитание выдержки и волевого усилия. Релаксация, развитие воображения.

 

ЗАНЯТИЕ 1

Игра: «Давайте поздороваемся».

Участники обходят все детей и здороваются с ними за руку, глядя в глаза и улыбаясь.

Игра:  «ПОСТАВЬ ПАЛЬЧИК»

Цель: развитие внимания.

Оборудование: 16 картинок с изображением овощей и фруктов ; фишки; коврики (по количеству детей).

Описание игры

Коврики, на которых будут сидеть (лежать) дети, располагаются в виде лепестков цветка.

В центре «цветка» выкладываются 16 карти нок изображением вверх так, чтобы они не каса лись друг друга.

Дети занимают свои места.

Звучит команда «Внимание!», затем называ ется какая-то из картинок, например: «Яблоко». Тот, кто пер вым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Игра про должается.

Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек.

Игра «ФРУКТЫ»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Оборудование: картинки с изображением фруктов |кс (по количеству детей).

Примечание. Эта игра аналогична игре «Овощи».

 Игра «ВЫЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ, НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, логическо го мышления и речи.

Оборудование: карточка к игре |рм| (для каждого ребен ка); картинки с изображением тех овощей и фруктов, которые нарисованы на карточках, данных в «Раздаточном материале»  (комплекту для каждого ребенка).

Описание  игры

Психолог дает каждому ребенку карточку к игре и комплект картинок с изображением тех овощей и фруктов, которые на рисованы на полученной им карточке.

Дети рассматривают карточки в течение 10 секунд, затем пе реворачивают их и, используя комплект картинок, воспроиз водят увиденное на карточках.

Психолог предлагает детям перевернуть карточки и прове рить порядок расположения картинок. По окончании провер ки, детей просят убрать «лишнюю картинку» и объяснить свое решение. Например: «Лишняя картинка — яблоко, потому что картофель, морковь, горох — это овощи, а яблоко — фрукт».

Выполнив задание, дети меняются местами. Игра повторя ется.

Примечание. Если во время игры дети сидят за отдельны ми столами, то они меняются местами, в других условиях про ведения игры — обмениваются стимульным материалом. Для усложнения задания в комплект можно ввести несколь ко картинок, которых нет на карточке.

 Упражнение «ТИХОЕ ОЗЕРО»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой ной музыки; коврики-(по количеству детей).

Описание упражнения

Психолог включает спокойную расслабляющую Музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабь тесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувство вать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечи ка. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и про зрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы от дыхаете...

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хо рошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощуще ния не покинут нас в течение всего дня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...

«Азбука общения» Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов.

Программа формирования мотивационной  готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов....

«Готовность к обучению в школе как итог и результат дошкольного развития ребенка: программа и методика педагогической диагностики»

данная статья содержит информацию о социально-психологической готовности ребенка к школе, о психофизиологических предпосылках. Так же раскрывается важность и содержание педагогической диагностики....

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...