программа психологических занятий Скоро в школу
учебно-методическое пособие на тему

Лабзина Светлана Владимировна

программа психилогических занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psikhologicheskikh_zanyatiy_skoro_v_shkolu.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психологических занятий "Скоро в школу!"

При учете основных компонентов готовности к школе в современных образовательных условиях на первый план выходит психологическая готовность ребенка, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность его обучения в дальнейшем. Психологическая готовность к школе включает следующие параметры психического развития:

• мотивационная готовность;

• определенный уровень развития произвольности поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;

• определенный уровень развития высших психических функций;

• общий запас знаний и представлений об окружающем мире.

Цель программы по подготовке к школьному обучению заключается в развитии необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно-потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе.

Задачи программы:

совершенствование движений и сенсомоторное развитие – мелкой моторики кисти и пальцев рук, навыков каллиграфии;

развитие отдельных аспектов психической деятельности – зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, пространственно-временных представлений и ориентации, слухового внимания и памяти; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие основных мыслительных операций – навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать свою деятельность;

развитие разных видов мышления – наглядно-образного, словесно-логического (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

развитие эмоционально-личностной сферы – расширение представлений об окружающем мире и обогащение словарного запаса; формирование учебной мотивации; развитие функций прогноза, планирования и саморегуляции; приобретение навыков группового взаимодействия.

Ожидаемые результаты: предполагается, что в ходе занятий дети дошкольного возраста получат новые теоретические знания, необходимые для успешного обучения в первом классе и основополагающие для становления грамотной и культурной личности.

На развивающих занятиях дети должны научиться:

• ориентироваться на сенсорные эталоны;

• узнавать предметы по заданным признакам;

• классифицировать предметы по форме, цвету, функциональному назначению;

• составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

• практически выделять признаки и свойства явлений;

• давать полное описание объектов и явлений;

• различать противоположно направленные действия и явления;

• видеть временные рамки своей действительности;

• определять последовательность событий;

• ориентироваться в пространстве;

• целенаправленно выполнять действия по инструкции;

• самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

• опосредовать свою деятельность речью;

• критически относиться к результатам своей деятельности;

• знать правила поведения в обществе;

• замечать и исправлять недостатки собственного поведения.

Объем программы и формы работы

Занятия проводит психолог самостоятельно или с помощью воспитателя дошкольной группы. Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев по два раза в неделю (56–60 астрономических часов).

Формы работы: групповая, индивидуальная; консультирование родителей.

Количество детей в группе: 7–8 человек.

Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения). Также используются: упражнения на развитие высших психический функций, штриховка, дорисовывание, складывание, раскрашивание, составление рассказов, кроссворды, загадки и т. д.

На всех занятиях обязательны наглядные материалы. Для успешного выполнения заданий дети сначала получают точную инструкцию или образец.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из 3 блоков.

1. Развитие познавательных процессов: работа с тетрадями ("Развиваем мышление"[1], "Учимся читать"[2]), решение логических задач, а также выполнение заданий, развивающих память, внимание, восприятие (15 минут).

2. Формирование бытовых и естественнонаучных знаний и представлений: устная работа, обсуждение наглядного материала разной тематики, чтение детям вслух (15 минут).

3. Развитие эмоционально-личностных качеств, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции: подвижные игры, мини-тренинги, релаксационные упражнения (15 минут).

Блоки занятий чередуются с 5-минутными переменами.

Внимание

Сложность предлагаемого материала возрастает от занятия к занятию. Вместе с тем, в пределах одного занятия игры и упражнения подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими.

Учебно-тематическое планирование по развивающим блокам программы

Тема

Количество занятий

(по 15 мин каждое)

Формы

работы

контроля

Блок по развитию познавательных процессов

1

Развитие ощущений и восприятия (слухового, тактильного, визуального)

4

Фронтальная, групповая

Выполнение упражнений, графическая деятельность, выполнение заданий в рабочих тетрадях, обсуждение

2

Классификация предметов

2

3

Выделение признаков и свойств предметов

5

4

Развитие умения ориентироваться в пространстве

4

5

Определение последовательности событий

2

6

Развитие графических навыков, в том числе написание букв и цифр

14

7

Развитие внимания

8

8

Развитие памяти

8

9

Формирование общих представлений о свойствах предметов

6

10

Развитие навыков работы по инструкции

3

Блок по формированию бытовых и естественнонаучных знаний и представлений

1

"Знакомство"

2

Фронтальная, групповая

Опрос, обсуждение, выполнение упражнений на заданные темы

2

"Мой адрес"

2

3

"Мой город, моя страна"

2

4

"Наша планета"

2

5

"Животные"

2

6

"Овощи и фрукты"

2

7

"Что растет в лесу"

3

8

"Явления природы"

2

9

"Моря, реки, озера"

2

10

"День и ночь"

2

11

"Неделя"

3

12

"Времена года"

2

13

"12 месяцев"

4

14

"Вчера, сегодня, завтра"

2

15

"Что такое время, и чем оно измеряется"

3

16

"Такие разные люди"

2

17

"Профессии"

4

18

"Виды спорта"

3

19

"Черты характера"

4

20

"Зачем нужно учиться"

2

21

"Светофор и зебра"

2

22

"Что мы узнали"

4

Блок по развитию эмоционально-личностных качеств

1

"Я такой"

1

Фронтальная, групповая

Опрос, рисование, обсуждение, проигрывание этюдов

2

"А какой ты?"

1

3

"Правила поведения в школе"

2

4

"Здоровый образ жизни"

2

5

"Мы – команда"

4

6

"Мои черты характера"

2

7

"Что я чувствую"

2

8

"Как просить прощения"

1

9

"Как попросить помощи"

1

10

"Мое настроение"

2

11

"Объясню словами"

2

12

"Не стесняюсь!"

2

13

"Мир волшебства"

4

14

Сказкотерапия

10

15

Арт-терапия

10

16

Подвижные игры

10

Основные критерии эффективности работы по программе:

• успешное выполнение к концу обучения по программе большинством детей предложенных заданий, упражнений;

• положительные результаты динамических обследований, проводимых психологом в конце года (приложение);

• успешное формирование функций саморегуляции, коммуникативных функций к концу года – по отчетам родителей. В конце года на родительском собрании они письменно в свободной форме выражают свое мнение относительно эффективности занятий. Необходимо, чтобы родители высказали свои предложения по поводу организационных и содержательных моментов занятий, а также отметили:

– что ребенок научился делать хорошо;

– что на протяжении года не смог усвоить.


[1] Гаврина С.Е. и др. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь. Издательство: РОСМЭН, 2005.

[2] Гаврина С.Е. и др. Учимся читать. Рабочая тетрадь. Издательство: РОСМЭН, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу"

Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу" в подготовительной группе....

Рабочая программа родительского клуба "Скоро в школу"

Комплекс тренингов детско-родительского взаимодействия, при подготовки ребенка к школьному обучению....

Методическая разработка программы для дошкольников "Скоро в школу!"

Методическая разработка коррекционно-развивающей программы для дошкольников...

Конспект НОО интегрированного занятия "Скоро в школу".в подготовительной к школе группе.

Конспект интегрированного занятия в группе конпенсирующей направленности детей с ОНР 6-7 лет. На занятии применяла нетрадиционные формы и технологии: мнемотаблицы,блоки Дьенеша....

Программа дополнительного образования Скоро в школу 2020-2021 учебный год

Программа дополнительного образования Скоро в школу 2020-2021 учебный год...

Программа коррекционно-развивающих занятий "Скоро в школу"

Программа коррекционно-развивающих занятий «Скоро в школу» направлена на формирование у детей с задержкой психического развития готовности к школьному обучению,  принятию новой социал...