Методическая разработка программы для дошкольников "Скоро в школу!"
методическая разработка (подготовительная группа)

Apxипова Вероника Николаевна

Методическая разработка коррекционно-развивающей программы для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «СКОРО В ШКОЛУ!"

учителя-дефектолога ГБУ

ДО ЦППМСП Московского района

Архиповой Вероники Николаевны.

Введение.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.

Работу по изучению учебных возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно:

1. Сбор предварительных данных о ребенке, их анализ и определение области дальнейшего поиска.

2. Изучение способностей ребенка по предлагаемым методикам в области, установленной на первом этапе.

3. Выбор педагогических средств, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка и совершенствование его учебной деятельности.

4. Реализация выбранных педагогических средств.

5. Определение эффективности педагогического воздействия и его корректировка в соответствии с полученными результатами.

Исследования показывают, что многие дети идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Они живо воспринимают слово учителя и активно выполняют его требования. Но в дальнейшем некоторые из первоклассннков сталкиваются со сложностями, с необходимостью сделать выбор между «надо» и «хочу», «интересно» и «неинтересно», «умею» и «не хочу».

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, нужно выполнять многие правила на уроке и вне его. И каждое такое правило, каждое «надо» требует, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания, умел сдерживать и контролировать свое поведение. Именно такое поведение и называется произвольным. Именно оно и позволяет бывшему дошкольнику быстрее и легче приспособиться к школе.

Для развития произвольного поведения детей дошкольного возраста была разработана программа «Скоро в школу!», которая включает в себя развивающие упражнения, игры, творческие задания.

Цель: Развитие познавательных процессов, подготовка к школе детей.

Задачи:

1. Развитие памяти.

2. Развитие воображения.

3. Развитие сенсорных способностей.

4. Развитие навыков логического мышления.

5. Развитие творческих способностей.

6. Развитие учебных навыков.

7. Обучение навыкам общения в группе детей.

8. Развитие мыслительной и конструктивной деятельности.

9. Развитие элементарных математических представлений.

Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет). Время проведения занятия 15 - 30 минут СВ зависимости от возраста). Направленность и сложность занятий строятся с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.

Занятия проводятся индивидуально и в малых группах (2 – 3 человека).

Для построения более эффективного взаимодействия с ребенком перед началом занятий проводится диагностическое обследование, направленное на изучение уровня подготовленности ребенка к обучению.

В рамках дифференцированного подхода проводится промежуточное диагностическое обследование детей с целью изучения успешности обучения после каждого блока занятий.

Работу с детьми проводят специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог.

Учебно-тематический план занятий.

Тема занятия

6-7 лет

5-6 лет

4-5 лет

количество часов

Диагностическое обследование (до и после проведения занятий)

2

2

2

1. «Память»

2

1,5

2,5

2. «Воображение»

1,5

1,5

2,5

3. «Сенсорные способности»

1,5

1,5

2,5

4. «Логическое мышление»

1,5

1,5

1,5

5. «Творческие способности»

1,5

2

2

6. «Навыки учебной деятельности»

(для детей 4-5 лет - развитие внимания)

3

1

1,5

7. Развитие мыслительной и конструктивной  деятельности

9

9

7

8. РЭМП - развитие элементарных математических представлений

9

9

7

9. Блок занятий, закрепляющих пройденные темы

3

3

1,5

ИТОГО часов:

34

32

30

Диагностическое обследование детей

Возраст

Методика

4-5 лет

1. Зрительное восприятие - узнавание реальных предметов, предметов на картинках, выделение детали предметов, восприятие величины (большой -маленький), восприятие цвета, восприятие формы.

2. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса - ориентировка в пространстве (верху - снизу, впереди -сзади), - складывание картинок (3-4 части), складывание фигур из палочек (4 палочки).

3. Память (какой игрушки не стало - 3)

4. Мышление - классификация, обобщение - игрушки, одежда, посуда.

5. РЭМП - счет 1-5, соотнесение заданного числа и количества пальцев, больше - меньше - одинаково.

6. Состояние общей и ручной моторики - переложить предмет (мяч) из одной руки в другую под головой, за спиной, перед собой; рисование круга, рисование тела человека.

5-6 лет

1. «Сравнение по форме»

2. «Запомни 1Ослов»

3. «Узнавание фигур»

4. «Графический диктант»

5. «Корректурная проба»

6. «Перепутанные линии»

7. «Четвертый лишний»

8. «Найди различия»

9. «Разбитая ваза»

10. «Последовательные картинки»

11. Проективная методика «Рисование человека»

6-7 лет

1. Тест для детей «Хочет ли ребенок идти в школу, что он знает о школе?».

2. «Сравнение по форме»

3. «Запомни 1Ослов»

4. «Узнавание фигур»

5. «Графический диктант»

6. «Корректурная проба»

7. «Перепутанные линии»

8. «Четвертый лишний»

9. «Найди различия»

10. «Разбитая ваза»

11. «Последовательные картинки»

12. Проективная методика «Рисование человека», «Я в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"

Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....

Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"

Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....

Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"

Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"...

Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".

Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают...

Методическая разработка программы по изодеятельности

Методическая разработка программы по изодеятельности, может быть использованна как программа по дополнительному образованию....

Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...

методическая разработка программы кружка «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программакружка по интересам«Юный финансист»для детей подготовительной к школе группы...