Значение взрослого в развитии ребенка
статья (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Значение взрослого в развитии ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение взрослого в развитии ребёнка

«Чтоб маленький росток с земли подняться мог, ты помоги ему…

Духовной красотой как чистою водой, ты напои его…

И в суматохе дней теплом согрей и сохрани его…»

Взрослые могут являться как мощным фактором развития
и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней  трудностями поведения и развития ребёнка.

Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребёнка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести
и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка
со взрослым и начинается ориентация ребёнка на других, тем более что
он также нуждается в признании окружающих людей.

Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Полноценное психологическое и психическое развитие ребёнка возможно только в среде себе подобных - человеческом обществе.

Именно с близкими взрослыми ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться с взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться
«по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

Самый же главным компонент в воспитании ребёнка любого возраста-это родительская любовь и уважение, потому как именно с их помощью вы воспитаете полноценную всесторонне развитую личность.

Велика роль взрослого и в переключении внимания ребёнка с одной деятельности на другую. Потому как для детей дошкольного возраста, предоставляет сложность в кроткий срок переключиться например с игры на учебу. Взрослый помогает тем, что дает ребёнку установку, определяет этапность, переход от одной деятельности к другой.

Взрослый в развитии ребёнка создает все условия для нормального развития и оптимального состояния малыша. Дает тепло души, любовь и ласку, делиться информацией для нормального развития малыша. Доброжелательный тон, спокойное и ровное к нему отношение-залог уравновешенного состояния ребёнка .

Важно всем взрослым, будь то родители или же педагоги, всем, кто участвует в процессе развития малыша,  предъявлять единые и доступные по возрасту требования. Отметим, что независимо от возраста детям передается настроение окружающих, особенно это свойственно для детей раннего возраста. Повышенный тон, резкие перепады от ласки до раздражения, отрицательно влияют на психику малыша.

Очень важно при воспитании ребёнка правильно пользоваться запретами. Любой запрет должен быть обоснованным ,а требования должны предъявляться спокойным тоном.

Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Например, известный отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский считал, что если ребёнок научился трудиться для других людей и это принесло ему радость, то он не может стать злым человеком.

     У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны.
Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым.
С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление. Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда — его больше увлекает сам процесс.

Задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего посильными,  и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

Важно давать ребёнку красивые образы (речь, игрушки развивающие…) В глубине функции лежат вселенские знания.

Функция  речи  просыпается и в среде сталкивается с речью. Какой? Если речь красивая, добрая, утончённая, то функция речи развивается. Если наблюдается какая-то какофония звуков, крики, оскорбления, тревога, то у ребёнка учащается пульс, в крови вырабатываются определенные вещества, изменяющие состав крови в отрицательную сторону. Всё это защитная реакция организма на негативные условия среды. Конечно, в этом случае развитие речи замедляется, приостанавливается. Ребёнок становится грубым,
с соответствующей речью.

Влияние взрослого на формирование личности ребёнка осуществляется также в процессе других видов деятельности — рисования, конструирования, лепки, аппликации, выполнения трудовых и учебных заданий. В процессе продуктивной трудовой, учебной деятельности у детей складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми
и сверстниками, формируется общественная направленность, познавательные мотивы, волевые и другие ценные личностные качества.

История знает много случаев, когда именно родители или первые учителя оказались теми людьми, кто смог оказать благотворное влияние на развитие будущего у ребёнка. И, что обобщение примеров вмешательства позитивной силы, творящей  и создающей великую личность, окажется не лишним для думающих родителей. Благодаря мудрости
и последовательности взрослых, дети вырастают недюжинными личностями, закаленными и защищенными иммунитетом. Успешность ребенка можно рассматривать как фактор его благополучия, что обеспечивает здоровье ребенка, как в психическом, так и в физическом плане.

 А. С. Макаренко  говорил, обращаясь к родителям:  «Не думайте,

что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для ребёнка большое значение».

Дети склонны к подражанию, они питают безграничное доверие к взрослым. Будьте же для своего ребёнка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста

 Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста.   Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»: теперь грамотным считается человек, который не т...

Режим дня и его значение в жизни развития ребенка. Вариативные режимы дня.

Составляя план обучения и воспитания, сотрудники преследуют реальные и вполне определенные цели, постоянно учитывая возрастные и индивидуальные особенности. ...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Информация для папки передвижки в уголок для родителей "Роль взрослых в развитие ребенка"

Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом малыш воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момен...

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом....

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...