"Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста"
консультация по теме

Иванова Елена Николаевна

консультация для  родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Весьма распространено мнение о том, что воображение ребёнка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребёнок вообще живёт наполовину в мире своих фантазий [23]. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало и у некоторых психологов и педагогов [12, с. 228–233]. Однако уже в 30-е гг. ХХ в. крупнейший отечественный психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта [3, с. 26–33]. Все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребёнка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребёнок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными [10, с. 93].

Ряд исследователей относят появление воображения к началу раннего возраста, находя его зачатки в составе сенсоматорного интеллекта к одному году восьми месяцам, когда ребёнок начинает создавать внутренние образы сенсоматорных задач и открывать новые практические схемы действия с предметами в результате активной манипулятивной деятельности [18; 22].

Есть мнение, что воображение ребёнка начинает своё развитие с трёх лет, так как оно в качестве психического процесса может формироваться только при условии наличия действующего полноценного сознания [1, с. 5; 20].

Принято появление зачатков воображения относить к концу раннего возраста [2, с. 24–30; 6, с. 263–275; 4, с. 436–454; 11, с. 107–115], т. к. именно в этот период ребёнок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Вначале этот процесс дети совершают в игре, ибо «сама детская фантазия необходимо порождается игрой, возникая именно на этом пути проникновения ребёнка в реальность» [14, с. 494].

Начав развиваться в два-три года, воображение поэтапно достигает подлинного расцвета в старшем дошкольном возрасте [8, с. 52–59; 16, с. 208–213].

На первом этапе развития (2,5 года) воображение разделяется на аффективное и познавательное. Такая двойственность воображения связана с двумя психологическими новообразованиями раннего детства, во-первых, с выделением личностного «Я» и в связи с этим переживанием ребёнком своей отдельности от окружающего мира, а, во-вторых, с возникновением наглядно-действенного мышления.

Благоприятный фактор развития воображения как на данном, так и на последующих этапах развития – развитая речь. Она позволяет ребёнку лучше представить предмет, который он не видел, оперировать этим образом, т. е. мыслить. Развитая речь освобождает ребёнка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности.

Развитие познавательного воображения осуществляется ребёнком в оперировании игрушками, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий. Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребёнком переживаний.

Механизм построения воображения предполагает наличие двух последовательных элементов: порождение образа идеи и составление плана её реализации [1, 23]. На первом этапе развития воображения присутствует только первый из них – образ идеи, который строится путём опредмечивания, когда ребёнок свои отдельные и неполные впечатления от действительности достраивает с помощью воображения до некоторого предметного целого. Планирования же воображаемого действия, как и его продуктов, на этом этапе воображения нет. Воображение творит саму идею, которая затем опредмечивается в изображении.

Второй этап развития воображения начинается в четыре-пять лет. Идёт активное усвоение норм, правил и образов поведения, что, естественно, укрепляет «Я» ребёнка, делает его поведение более осознанным в сравнении с предыдущим периодом. Возможно, именно это обстоятельство является причиной снижения творческого воображения [7, с. 107–115]. В данном возрасте снижается частота возникновения устойчивых страхов (аффективное воображение), поскольку с развитием сознания уменьшаются эффекты искажённого восприятия окружающей действительности.

Познавательное воображение в этом возрасте тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности – рисования, лепки, конструирования. В этом возрасте ребёнок пока ещё следует за образом (образ «ведёт» действия ребёнка), и потому он в основном воспроизводит известные ему образы поведения взрослых и сверстников в ролях, рисунках и т. п. Но поскольку ребёнок уже хорошо владеет речью, у него появляются элементы планирования. Ребёнок планирует один шаг действий, затем совершает, выполняет его, видит результат, затем планирует следующий шаг и т. д. С четырёх–пяти лет дети переходят к ступенчатому планированию. Возможность ступенчатого планирования подводит детей к направленному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, как бы нанизывая одно событие на другое.

Третий этап в развитии воображения начинается в шесть–семь лет. В данном возрасте ребёнок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.

В рамках данного этапа аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём многократного варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной, творческой деятельности. В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению.

В старшем дошкольном возрасте творчество ребёнка носит проективный характер, что символизирует устойчивые переживания. Творческие виды деятельности могут выступать как способы компенсации травмирующих переживаний.

Познавательное воображение на этом этапе претерпевает качественные изменения. В старшем дошкольном возрасте воображение ребёнка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестаёт сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности [9, с. 46–53].

Воображение начинает предварять практическую деятельность; объединяясь с мышлением в процессе творчества, воображение выполняет в нём специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нём мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению [16, с. 212].

Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребёнок начинает контролировать и определять характер своего воображения – воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения [8, с. 59].

На каждом этапе детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным конкретной ступени развития, на которой стоит ребёнок. Воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка и у взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребёнка работает иначе, чем у взрослого.

Творчество в своей развитой форме у взрослого человека имеет существенные качественные и количественные отличия от творчества ребёнка, которое, хотя и выступает ещё в неразвитой форме, уже содержит в себе важные свойства, дающие полное право говорить о подлинном творчестве. Это не условно понимаемое творчество, а настоящее. Дети в своём творчестве выходят за пределы известных им знаний и умений, создают новый продукт – рисунок, постройку, сказку и т. д. [13].

Особенности психического развития детей благоприятствуют процессу творчества как в сфере познания, так и в художественной деятельности: психический процесс дошкольников – творческое воображение – находится на стадии своего становления, изменения, развития. Этот психический процесс чрезвычайно подвижен, неустойчив, изменчив, противоречив. Всё это обуславливает как существенные недостатки воображения ребёнка, так и важные достоинства, преимущества по сравнению со взрослым.

Конечно, с точки зрения взрослых в процессе и продуктах детского творчества нет ничего нового. Однако они самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, добывая новые для себя знания, формируя новые умения.

Творчество детей носит глубоко личностный характер [17]. Оно определяется неповторимостью личности, накопленным опытом деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учёта индивидуальных особенностей ребёнка и не терпит так называемого «вала».

В самом широком значении этого слова творчество есть основной способ существования и развития личности. Полноценная личность – это всегда личность творческая, развивающаяся, характеризующаяся появлением всё новых психологических новообразований и перестройкой уже сложившихся структур [20, с. 44–51].

Следует выделить ещё одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества детей – оно всегда насыщено яркими положительными эмоциями [21, с. 247–267]. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т. д. Яркие положительные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием новых духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребёнка.

Выделяется следующее противоречие процесса развития творчества дошкольников: развиваясь, ребёнок усваивает общественный опыт – способы действий с вещами, способы умственных и речевых действий, которым его обучает взрослый, но в процессе усвоения ребёнок преломляет новое знание, новое умение через своё понимание мира. Новое знание творчески трансформируется каждым дошкольником и приобретает свой колорит, свои особенности. При этом наблюдается глубокое взаимопроникновение новых и уже имеющихся знаний, ведущее к перестройке прежнего опыта, порождению неожиданных и интересных догадок, предположений, которые не были запланированы процессом обучения.

Творчество дошкольников имеет два генетических источника [19]. Первый – практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения (экспериментирование). Второй – игра, в процессе которой развиваются воображение и фантазия детей.

Игра – это отражение жизни. В ней всё «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения [15, с. 10–17]. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество в игре проявляется в наличии замысла и в поиске средств для его реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актёры. В игре умственная активность детей неотъемлемо связана с творческим воображением: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Творческое воображение проявляется и развивается также в поиске средств выполнения задуманного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития игры в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  возрасте является игра....

Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»

Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста

В консультации имеется информация об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет), которые необходимы учитывать создавая условия для проявления познавательной активности, сове...

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста

В статье представлена информация об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста, которые необходимо учитывать в работе с детьми....

Особенности развития детей раннего дошкольного возраста.

Аналитическое эссе об особенностях развития детей раннего дошкольного возраста....