Главные вкладки

    Консультация для родителей: "Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома"
    статья (младшая группа) на тему

    Кузьмина Валентина Константиновна

    Развитие сенсорного восприятия необходимо для умственного развития ребенка. Знание сенсорных эталонов поможет ребенку в обучении в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx90.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома

    Развитие сенсорного восприятия необходимо для умственного развития ребенка. Знание сенсорных эталонов поможет ребенку в обучении в школе.

    Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды.

    Одеваясь и раздеваясь, обращайте внимание на цвет вашей одежды и одежды ребенка. Рассматривая одежду, называйте ее цвет, и учите находить такой же в других вариантах одежды и в других предметах. Одновременно вы будете расширять словарный запас ребенка. пример: у меня красное платье, что еще красное есть у нас дома, найди такой же цвет? Что красное ты видишь на улице.?

    Знакомя детей с размером предметов, обращайте внимание на размер посуды в доме. У меня большая тарелка, а у тебя? А у кого больше. Какая у меня ладошка, а у тебя? А у папы? Одновременно вы учите ребенка согласовывать прилагательные с существительными: покажи, где у тебя большие машины? А где маленькие? Какие колеса у больших машин? А у маленьких. Добивайтесь от ребенка полных ответов. Этим вы не только развиваете у него сенсорное восприятие, но и развиваете его речь. Развиваете наблюдательность, внимание и память.

    Выйдя на улицу, вы можете обратить внимание на большие и маленькие предметы, которые вы встречаете. На большие и маленькие камни, лужи, шаги. Навстречу вам идет собака. Какая она? Большая или маленькая? Кошка? Червячок? Бабочка?

    Растения, которые вы видите на улице. Посмотри, какой большой куст. и маленькие листики на нем. Какого цвета листики? Они зеленые, потому что лето, а осенью какие листья? Желтые, оранжевые, красные.

    Вы сами не можете не заметить, что вас окружают предметы разной формы. Обращайте внимание ребенка на окружающие его предметы, называйте их форму и учите ребенка правильно определять ее. Тарелка и блюдце имеют форму круга.. Что еще круглое есть, Колеса у машины, пуговицы на платье, солнце в небе, воздушный шар, который вы купили ребенку. Рассматривая с ребенком предмет, учите определять его форму, цвет и размер. Эти машины у тебя большие, а эти маленькие, эти красные, а эти желтые. А какой формы книги? Коробка, в которой лежит новая игрушка? А какой формы дорожный знак? Одни знаки треугольные, а другие – квадратные. Кроме знакомства с формой предмета вы можете познакомить ребенка с дорожными знаками. Форма окон в доме? Прямоугольная.

    Таким образом, постоянно общаясь с ребенком, вы способствуете накоплению его сенсорного опыта, словарного запаса и развитию всех психических процессов. А самое главное – вы общаетесь со своим ребенком, интересуетесь его проблемами и способствуете установлению доверительных отношений со своим любимым человечком.

    Развитие зрительного представления

    Развитие зрительного восприятия необходимо человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов относительно друг друга (выше - ниже, дальше - ближе, левее - правее, понимать форму объемных предметов. Человек, у которого недостаточно развит зрительный анализ, испытывает трудности при восприятии сюжетных картин, пейзажей.

    Если к школьному периоду не сформировались функции зрительного анализа, то в дальнейшем могут возникнуть трудности при письме. Именно поэтому важно помочь ребенку развить зрительное восприятие еще в дошкольном возрасте.

    Цвет

    Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой) и ахроматические цвета (белый, чёрный, оттенки серого) .

    Среди хроматических цветов красный, жёлтый и синий являются чистыми цветами. Все другие цвета получаются в результате смешивания двух красок. Так, оранжевый цвет – это результат смешивания красного и жёлтого цветов, зелёный – синего и жёлтого, фиолетовый – синего и красного.

    Также различают оттенки цвета по светлоте, которые зависят от процентного соотношения белого и основного цветов.

    Знакомство малыша с цветом надо начинать с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего. Только после того, как ребёнок научится без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их можно знакомить его с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами.

    В процессе знакомства ребёнка с цветом можно выделить следующие этапы:

    • различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе малыш сравнивает предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, можно предложить ребёнку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;

    • зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребёнку карточку определённого цвета и предложить найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребёнком задания назовите цвет;

    • закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе малыш различает цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.

    • Знакомство с цветом осуществляется во время игры, во время специально организованного занятия и в быту при рассматривании различных предметов (овощи, фрукты, одежда, игрушки и т. д.) .

    http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/04/Didakticheskie-igry-dlya-sensomotornogo-razvitiya-mladshikh-doshkolnikov-1.jpg

    Величина

    Величина - это значимое свойство предмета (размер, объём, протяжённость, которое измеряется путём сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов. Признак величины является относительным при сравнении на глаз: так ёлка кажется маленькой по сравнению с домом и большой по сравнению с шишкой. Обучение данному свойству может проходить только в специально созданной среде: все задания должны быть направлены на сравнение предметов.

    При обучении необходимо соблюдать ряд правил:

    • Предлагать предметы сравнивать только по одному параметру (только по величине или высоте) .

    • Сравнивать предметы одинаковые по форме и цвету.

    • Сначала сравнивать предметы, которые резко отличаются по величине, затем добавляем третий объект - средний.

    • Параметры величины озвучивать словами и подкрепляющими жестами, от детей сразу не требовать повторения названий.

    • Сначала величину обозначают словами "такой - не такой", затем большой - маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий - низки, длинный - короткий и т. д.) .

    Форма

    В процессе знакомства с формой предметов выделяют следующие этапы:

    • практические действия. Для того, чтобы ребёнок мог практическим путём определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действия с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (например, различные доски, рамки, коробки с отверстиями разной формы). На этом этапе ребёнок сравнивает предметы по форме («такой – не такой», не называя её.

    • зрительное восприятие формы. На этом этапе ребёнка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объёмными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий.

    • запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается после трёх лет, в дошкольном возрасте.

    Знакомить ребёнка с геометрическими формами и закреплять знания о них можно следующими способами:

    • используя специальные игрушки;

    • рассматривая эталоны форм – плоские и объёмные фигуры;

    • рассматривая реальные предметы простой формы;

    • используя специальные дидактические игры (настольно-печатные, подвижные и др.) .

    Количество

    Количество - это категория, которая характеризует предметы и явления окружающего мира со стороны числа, объёма. В рамки сенсорного развития данная категория входит только в раннем возрасте (1-3 года) и включает в себя понятия "один", "много", "мало", "поровну", "ни одного" (пусто). В дальнейшем количество изучается на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Обучение по различению количества следует начинать с практических действий с предметами и явлениями окружающей действительности, а также с игровым материалом. И лишь потом вводит картинки с их изображением. Во время еды можно сравнивать количество чая в стаканах, количество каши в тарелке. На прогулке наблюдать за машинами, облаками, цветами. На занятиях с различными предметами (карандаши, листики, краски.)

    Для развития сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста очень широко используются специальные игры и упражнения, а также различные сенсорные игрушки, которые можно условно подразделить на:

    • Мягкие игрушки, которые сшиты из разных по фактуре материалов. В качестве наполнителя в таких игрушках могут быть холофайбер, синтепон, крупы, косточки.

    • Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: шнуровки, развивающие книжки, коврики, панно, массажные дорожки.

    • Игрушки с функцией простого конструктора: вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки. Они могут быть

    http://sensless.ru/wp-content/uploads/2015/7/nevrologicheskie-zabolevanija-novorozhdennyh-ch-3_1.jpg

    сделаны из дерева, пластмассы, из ткани или резины в виде подушки или зверей.

    • Мозаика, простой строительный конструктор (пластмассовый, металлический, тряпочный, деревянный)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Как знакомить детей с музыкой"

    Информация для родителей "Как знакомить детей с музыкой"...

    Консультация для родителей "Зачем знакомить детей с Красной книгой"

    В консультации отражается вопрос актуальности экологического воспитания. И объясняется родителям, как лучше начать знакомство детей с Красной книгой....

    Консультация для родителей "Как знакомить детей с родным городом"

    Косультация раскроет необходимость ознакомления ребенка с городом,в котором он живет....

    Консультация для родителей "Как знакомить детей с музыкой?"

    Консультация для родителей "Как знакомить детей с музыкой?"...

    Консультация для родителей. Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома.

    Развитие сенсорного восприятия необходимо для умственного развития ребенка. Знание сенсорных эталонов поможет ребенку в обучении в школе.  Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете з...

    Консультация для родителей «Как знакомить детей с геометрическими фигурами»

    Консультация для родителей«Как знакомить детей с геометрическими фигурами»...

    Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома

    Развитие сенсорного восприятия необходимо для умственного развития ребенка. Знание сенсорных эталонов поможет ребенку в обучении в школе.Вы сталкиваетесь с сенсорными эта...