Большая подборка игр на развитие речи
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шмелёва Елена Сергеевна

Большая подборка игр на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshaya_podborka_igr_na_razvitie_rechi.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пожалуйста, разговаривайте с детьми!

Подготовила: воспитатель МДОУ «Рязановский детский сад» Шмелева Е.С.

Ваш ребенок должен знать, что это счастье – даже несколько минут разговора с папой или мамой.

Ваша дочка должна посматривать на часы во время вечерней прогулки: "Нам с мамой ещё надо поговорить!"

А что делать, спросите вы, если в семье это не заведено? Если все уже стали молчунами?

Разговаривать!

Умение разговаривать друг с другом – это не просто умение произносить слова. Это умение по-особенному организовать жизнь семьи: доверчиво, открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье не только рассказывают, но и слушают.

Разговаривайте с детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересного было в детском саду. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами – это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним постоянно обо всех событиях, спрашивайте обо всём. Можно организовать речевую разминку "Спроси – отвечу". Вы предлагаете ребёнку задумать какой-нибудь предмет, а вы задаёте вопросы, на которые можно отвечать "Да" или "Нет". Например, задумали предмет "книга".

– Это живое? – спрашиваете вы. – Нет, – отвечает ребёнок. – Это нужно для еды? – Нет. – Это одежда? – Нет. – Для учёбы? – Да. – Учебник? – Почти да. – Книга? – Да.

Игровое упражнение "Вопросы цепочкой" несколько отличается от предыдущего. Условия этой игры таковы, что не позволяют задавать вопросы, ответами на которые были бы короткие "да" и "нет". Родители должны так сформулировать вопрос, чтобы ребёнку необходимо было дать развёрнутый ответ. Приведём примеры подобных вопросов: чего тебе сейчас больше всего хочется? О чём ты задумался? Где ты был вчера? Почему ты такой грустный?

Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек. Важным оказывается и то, какую книгу рассматривать вместе: редкую, красиво оформленную, или простенькую, с нечёткими бесцветными иллюстрациями. Очень часто родители берегут хорошие красочные детские издания до лучших времён: ребёнок маленький, может порвать – и потому начинают знакомство с тех, к которым и сами относятся без уважения. И потому перед ребёнком появляется груда изорванных книг.

Попробуйте показать ребёнку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите её на видное, но недосягаемое для него место. Каждое такое совместное рассматривание станет для малыша событием незаурядным и праздничным. Таким же образом можно познакомить дошкольника с детскими энциклопедиями, каждый раз что-нибудь читая или рассказывая. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать, без устали осваивать загадочный, удивительный мир людей и предметов.

Совместное чтение книг следует сочетать с беседой о прочитанном, которую нужно организовать не как пересказ того, что запомнил и понял ребёнок, а как обсуждение прочитанного или рассказанного взрослым. Постепенно следует перевести беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни людей. Так, например, к разговору о том, кого из друзей напоминают ребёнку персонажи книги, как он оценивает поступки героев, как он сам поступил бы в той или иной ситуации. И, наконец, перевести разговор на самые общие человеческие проблемы (о доброте, об упрямстве, о жадности).

Для формирования эмоционального диалога используются упражнения типа "Встреча". Их можно проводить в форме ролевой игры. Вы идёте домой из детского сада, вдруг увидели грустного мальчика и начинаете диалог: "Давай предположим и подумаем, что с ним случилось?"

  •  Что случилось? Почему ты плачешь?
  •  Я потерял ключ от квартиры.
  •  Ничего страшного, закажите другой.
  •  Тебе хорошо говорить, а меня будет мама ругать.
  •  А ты все объясни.
  •  Всё равно будет ругать.
  •  Где ты его потерял?
  •  На прогулке.
  •  Пошли поищем.

Эти упражнения можно разнообразить, используя элементы перевоплощения (в грустного котёнка или в весёлого).

Что тебя огорчило? 

Почему ты такой 

веселый? 

Я потерял друга. 

Я заблудился. 

Я хочу есть. 

У меня хорошее настроение,

потому что на улице ярко 

светит солнце. 

Мне удалось тайком слизать 

сметанку. 

Я перехитрил огромного пса,
который бежал за мной.
 

Направлений для развёртывания сюжета может быть очень много: чему ты удивляешься? Почему ты сердитый? Почему ты плачешь? О чём ты задумался? Эти упражнения подготавливают детей к успешному выполнению более сложных речевых разминок, которые требуют от детей выдумки и речевого творчества.

Упражнение "Воображаемая ситуации"

Вы рисуете профиль человека и в нём солнце и цветы.

  •  Отгадай, о чём я думаю?
  •  Ты думаешь о лете, о том, как будешь собирать цветы на лугу.

Затем вы просите ребенка нарисовать, а потом рассказать, о чём думают дети.

Упражнение "Кто лучший выдумщик"

Выдумывать – естественная потребность ребёнка. Задайте направление мысли ребёнку: "Придумай невероятную, неправдоподобную историю о том, как мы вчера провели вечер". Сами тоже придумайте эту же историю. Лучше, если победителем окажется ребёнок. Или составляйте рассказ вместе с ребёнком.

Нередко приходится встречаться с тем, что попытки ребёнка сочинять, едва-едва пробудившаяся тяга к литературному творчеству наталкиваются на преграду "непослушного" слова, отсутствие богатого словарного запаса, примитивность построения фразы. Маленький автор безошибочно чувствует, что у него получается "не так", как в настоящей сказке, рассказе, стихотворении, и испытывает от своего сочинительства вместо радости только разочарование. Тут ему, конечно, нужно помочь. И лучше, если это не всегда будут прямые поправки, которые вы вносите в его "творение". Лучше, если специальными игровыми заданиями вы подготовите то "речевое поле", благодаря которому ребёнок сможет легко воплощать свои творческие замыслы. Количество игр в слова и со словами огромно. Эти игры надо постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребёнка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Ведь каждое слово имеет свою смысловую основу. У каждого своё звучание.

Закончи слово

Родитель называет часть слова, а ребёнок должен подобрать вторую или несколько частей, чтобы получилось слово:

ма   – (к) 

ма   – (ма) 

ма   – (рка) 

ма –   (ска) 

ма –   (рт) 

ма –   (лыш) 

Слова на "дежурную" букву

Называете букву, а ребёнок должен назвать слова, которые начинаются с этой буквы.

Словесные цепочки

Предлагается ребёнку назвать слово, начинающееся с определённого звука [ч]. Родители продолжают и называют слово, которое начинается с последнего звука. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не сделает ошибку. Эта игра поможет вам скоротать дальнюю дорогу.

Что бывает...

Вы задаёте ребёнку вопросы: что бывает зелёным? колючим? светлым? быстрым?.. И т. д. А ребёнок должен как можно быстрее, пока вы сами не сосчитали до трёх или пяти, назвать что-то, обладающее названным качеством. Повторять одни и те же слова нельзя, а выигрывает тот, кто больше сможет назвать признаков предметов.

Измени слово

Взрослый называет слово рак и предлагает изменить первую букву, чтобы получились новые слова (мак, бак, лак), бочка (дочка, точка, кочка).

Синонимический ряд

Предложите ребёнку найти слова, сходные по значению, например, со словом "лес", и выстроить из них ряд. Вставляя новое слово в ряд, обязательно надо его объяснить.

Лес – бор, роща, березняк, дубрава, перелесок, ельник, осинник и т. д. Большой – огромный, крупный, громадный.

Назови слово, противоположное по значению

Назовите слово, а ребёнок называет слово с противоположным значением. Вперёд – назад; направо – налево; вверх – вниз; далеко – близко; высоко – низко; быстро – медленно и т. д. Тот, кто затрудняется, платит фант.

Подбери слово

Задайте ребёнку вопрос: "Что можно шить?" Ответ: "Платье, пальто, рубашку". "Завязывать? – Шнурки, платок, шарф" – "Надеть? – Пальто, чулки, шубу, плащ, юбку, колготки".

Пропущенное слово

Вы начинаете говорить какую-то фразу, но пропускаете в ней слово, обозначая его только интонацией или бессмысленными слогами (та-та, ля-ля-ля, и пр.), а ребёнок должен отыскать и вернуть на место пропавшее слово. Игру можно бесконечно варьировать и усложнять, пропуская слова, обозначающие то действия, то качества, то предметы. (Светит яркое тра ля-ля. Прилетели ля-ля-ля птички). Можно использовать стихи Даниила Хармса.

Я хотел устроить бал,
И гостей к себе ...

Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый ...

Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости...

Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...

Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту ...

Когда же гости подошли,
То даже крошек ...

Придумай предложение

Дается слово в определенной форме, а ребенок должен составить предложение. Например: слово "недалеко" – предложение: "Я живу недалеко от школы" (слова могут быть разных форм: маме, пришел, зимой, хороший и др.).

Что это за птица?

Описание птиц по характерным признакам расширит представление детей о жизни птиц. 1. Сначала один из родителей описывает птицу, а ребенок узнает, о какой птице говорится, а потом ребенок должен составить описательный рассказ. 2. Загадывание и отгадывание загадок о птицах.

Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,

Крохи собирает,
По полям кочует –
Коноплю ворует.

(Воробей)

Кто на ёлке, на суку

Счет ведёт: "Ку-ку...

  Ку-ку!

(Кукушка)

Днём спит,
Ночью летает.

(Сова)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.

(Дятел)

Верещунья, белобока,
А зовут её

(Сорока)

Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор.

(Дятел)

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.

(Петух)

Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

(Курица)

Явился в жёлтой шубке:
Прощайте две скорлупки!

(Цыплёнок)

Узнай, кто это?

  1.  Ведущий (взрослый или ребёнок) описывает какого-либо зверя, а другие отгадывают.
  2.  Загадывание и отгадывание загадок о диких животных, рассматривание книг.

Загадки о диких животных:

Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы!

(Заяц)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.

(Лиса)

Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный?

(Волк)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,

А когда придёт весна,
Просыпается от сна.

(Медведь)

Кто на своей голове лес носит?

(Олень)

                           Трав копытами касаясь

                           Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко,
                          Рога раскинув широко.

(Лось)

По веткам скачет,

Да не птица,

Рыжая,

Да не лисица.

(Белка)

3. Эту же игру проводят с домашними животными. Дети по описанию или загадке должны узнать животное.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

(Кошка)

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.

(Собака)

У кого рога длиннее хвоста?

(У козы)

Пятак есть, а ничего не купит.

(Свинья)

Под полом таится,
Кошки боится.

(Мышь)

Добавь словечко

Существуют готовые рифмованные загадки, в которых детям необходимо отгадать только последнее слово, причём в рифму. В качестве примера я назову несколько загадок:

Едет он на двух колёсах,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет,

Это мой...        (велосипед)

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвётся звон,

И голос друга издалека

Тебе подарит...        (телефон)

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела,

В пёстрой юбке танцовщица.

Музыкальная...        (юла)

Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит...        (черепаха)

На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс...
Уместил всю Землю ...        (глобус)

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это...        (снегири)

Сто берёзовых солдат,

Взявшись за руки, стоят.

Днём и ночью,

Круглый год

Охраняют огород.

Те солдаты с давних пор

Называются...        (забор)  

Работать над устной речью ребёнка надо начинать с первых лет его жизни. Для ребёнка в семье должны быть созданы такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями, сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас.

Каждое непонятное слово ребёнку надо объяснять, а также поправлять неправильно произнесённые слова. Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, можно проводить следующие упражнения на словоизменение.

Упражнение 1. (Образование форм родительного падежа множественного числа существительных)

Ребёнку показываете картинку, на которой изображён лес. Затем задаёте вопрос: "Чего в лесу много?". (Деревьев, кустов, ёлок, цветов, ягод, грибов, листьев). Можно спросить: "Чего много в этой комнате?" (Столов, стульев, карандашей, книг, тетрадей, окон, ламп и т.п.).

Упражнение 2. (Преобразование единственного числа имён существительных во множественное)

Взрослый предлагает ребенку поиграть так: "Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Я скажу "стол", а ты – "столы", я скажу "рука", а ты – "руки". Когда ребёнок поймёт, предлагается ему ряд слов: коза, глаз, стул, ухо, дерево, рот, перо, окно, рукав, воробей и другие слова.

Упражнение 3. (На словообразование. Образование уменьшительной формы существительных)

Взрослый предлагает ребёнку поиграть так: "Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие: если я скажу "стол", то ты говори – "столик"; если я скажу "шапка", ты говори – "шапочка". Когда ребёнок поймёт задание, ему предлагается для упражнения следующий ряд слов: сумка, гнездо, ковёр, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей.

Упражнение 4. "Что из чего сделано?"

Ребенку предлагается ответить на вопросы: из чего сделан стул (шкаф, стол)? (Из дерева). "Значит, он какой?" (Деревянный). "А гвоздь из чего сделан?" (Из железа). "Значит, он какой?" (Железный). Так же ребёнок образует прилагательные от существительных: снег, бумага, пластмасса, стекло, шерсть, пух.

Упражнение 5. (На выделение признаков и действий)

1. Что можно сказать об арбузе по форме, цвету, по вкусу? О вишне? О помидоре? О моркови? О яблоке? (Арбуз – круглый ли овальный, зелёный или полосатый, очень сладкий, как сахар). Можно вспомнить загадку об арбузе.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач,

На вкус, как сахар, сладок,

На вид похож на мяч.                        (Арбуз)

2. Укажите признаки солнца, луны, звёзды, электролампочки. Назовите их общий признак. Солнце – круглое, яркое, жёлтое, очень горячее, греет землю, всходит и заходит.

Без огня горит, без крыл летит,

Без ног бежит.                                (Солнце)

Яркая, далекая точка,

Горит только ночью.

Никого не согревает,

Только мечтать заставляет.                 (Звезда)

Висит груша, нельзя скушать.         (Лампочка)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня                                (Луной)

Отдельные признаки предметов вы составите по образцу "солнца", а загадки помогут вам увидеть эти признаки. Общий признак – они горят и светят.

  1.  Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, тёплый, пушистый (котёнок, платок, шарф и т. д.); высокий, стройный, красивый (мужчина, олень и т.д.); сочный, сладкий, ароматный (апельсин, пирог, банан и т. д.); быстрый, ловкий, проворный (лисёнок, человек, жук, тушканчик, цыплёнок и т.д.).
  2.  Назовите общие признаки весны и осени (это времена года, часто идут дожди, бывает снег, земля мокрая и грязная, изменяется длина дня и ночи); вороны и скворцов (птицы, покрыты перьями, чёрный цвет перьев, летают, имеют крылья, две ноги и т.д.); лошади и собаки; яблони и груши; стола и стула; автобуса и троллейбуса. Назовите признаки, по которым они отличаются.

5. Скажите, как люди идут, когда спешат? (быстро, поспешно). А когда не спешат? (медленно, не торопясь).

Для дальнейшего развития грамматического строя речи родителям необходимо обратить внимание на составление предложений и рассказов. Составлять предложения можно по картинкам, по наблюдениям, а помогут справиться с этим нелёгким делом ваши вопросы.

Вот вы пришли с дачи и принесли букет осенних цветов: астры, георгины, хризантемы, бархатцы. Спросите и ребёнка: "Какие цветы есть в букете?" А теперь рассмотрите астры. "Какого цвета астры? Какие у них лепестки? Какие листья?" И если ваш ребёнок умеет выделять признаки предметов, то у него может получиться такой рассказ: "Астры белые, розовые, красные и лиловые. У них много оттенков. У астр очень много лепестков, они махровые. Лепестки есть прямые, а есть как будто завитые. У астры жёлтая серединка. Листья у астры длинненькие, зубчатые". Но вот беда, у вашего ребёнка не получаются рассказы. Не огорчайтесь! Это вопрос времени и вашего совместного кропотливого труда. Составьте сами рассказ об астре по нашему образцу и предложите ребёнку повторить его, а о другом цветке составьте рассказ вместе и обязательно попросите его повторить ваш рассказ, ну, а о третьем цветке ребёнок обязательно составит рассказ сам.

Темы таких рассказов могут быть разные, главное условие, если вы составляете описательные рассказы, предмет описания должен быть перед ребёнком – это картинка или натура.

Можно составить рассказы: "Мой любимый котёнок", "Синичка", "Дятел", "Лиса", "Ветка сирени", "Тюльпан", "Ромашки" и другие, по картинкам, которые есть у вас дома.

Если ваш ребенок умеет уже читать, предложите ему составить небольшой рассказ по опорным словам на следующие темы. Слова надо записать на листе, чтобы ребёнок мог прочитать.

Гроза

Появилась, загромыхал, поплыли, кружатся, закачались, упали, сверкнула, ударил, хлынул.

На рыбалке

Воскресенье, речка, товарищ, ловить, поймали, лещ, окунь.

В сентябре

Осень, ветерок, растут, крепкие грузди, жёлтые опята.

В лесу зимой

Зима, деревья, земля, кусты, снег, следы, дятел.

На катке

Алёша, коньки, научился кататься, на каток, ледовая дорожка, бежит весело.

На реке

Весна, треснул лёд, льдины, кружились птицы, рыбу, трубили лебеди.

Чтобы составить рассказ по данным словам, надо составить предложения с одним или двумя словами, используя другие, подходящие по смыслу слова. Вот какой может получиться рассказ "На реке".

"Пришла тёплая весна. На реке треснул лёд. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Они ныряли и ловили рыбу. В небе звонко трубили лебеди".

Научить ребёнка составлять описательный рассказ о природе – значит не только пробудить его интерес к тому, о чём он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и вызвать у него желание передать это в своей речи. Можно предложить детям следующие темы рассказов: "Зимний лес", "Весна", "Мое любимое время года", "В осеннем лесу", "Что нам осень подарила" и др.

Дети подготовительной группы должны живо говорить на разные темы, выбирать точные слова для выражения своих чувств и впечатлений. Так можно составлять рассказы по картинкам в книге, по поздравительным открыткам "На ёлке", "Мамин день", "На дне рождения". А можно использовать картинки о режиме дня, которые ребёнок сначала раскладывает по порядку, а потом составляет рассказ.

Дети – большие любители и знатоки сказок. Окружающий мир они познают через сказку. Даже сны им порой снятся сказочные. Поэтому составить сказку или придумать конец сказки ребёнку не составит большого труда. Прочитайте сказку "Колобок" и предложите ребёнку придумать другой, добрый конец, чтобы лиса не съела его. Можно взять любую сказку и предложить ребёнку придумать свою с этими же героями. Предложите детям составить сказки "На дне рождения у Мишки", "Зимняя сказка", "У весны в гостях", "Сказка о дне и ночи".

Все свои занятия по развитию речи ребёнка направляйте на то, чтобы он смотрел на окружающий мир широко открытыми глазами, где каждый предмет и каждое событие подобны чуду. Не бойтесь потерять много времени, анализируйте каждое высказывание ребёнка, помогайте найти более подходящую фразу, записывайте рассказы, сказки и стихи ваших детей. И ваш ребёнок обязательно научится наблюдать, фантазировать и правильно выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДБОРКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Данный методический материал предназначен для использования воспитателями детских садов для обогащения словарного запаса детей....

Презентация для закрепления материала по лексической теме "Фрукты. Овощи" Подборка игр на развитие речи, логического мышления, памяти, внимания.

Презентация ОО Познани ОО Речевое развитие. Подборка игрового материала для развития мышления, речи, внимания и закрепления материала по теме "Фрукты. Овощи"...

Презентация для закрепления материала по лексической теме "Фрукты. Овощи" Подборка игр на развитие речи, логического мышления, памяти, внимания.

Презентация ОО Познание ОО Речевое развитие. Материал (подборка игр) для развития речи, мышления и для закрепления материала по лексической теме "Фрукты. Овощи"...

Подборка картин по развитию речи 2 младшая группа

Подборка картин по развитию речи 2 младшая группа...

Подборка конспектов по развитию речи для офтальмологических и логопедических групп.

Конспекты составлены с учётом индивидуальных особенностей детей, посещающих офтальмологические и логопедические группы ДОУ....

Подборка игр по развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста

подборка игр по развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста....

Подборка игр по развитию речи

Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - ре...