Подборка конспектов по развитию речи для офтальмологических и логопедических групп.
план-конспект занятия (развитие речи) по теме

Конспекты составлены с учётом индивидуальных особенностей детей, посещающих офтальмологические и логопедические группы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy_po_razvitiyu_rechi.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка конспектов занятий по развитию речи

( для воспитателей офтальмологических и логопедических групп).

Тема «Части тела»

Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу и т.д.; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением людей, туалетные принадлежности; раздаточный материал — конверты для каждого ребенка с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Выставляется ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка. Дети запоминают последовательность и проговаривают (последовательность картинок меняется несколько раз).

Как называется то, что нарисовано на этих картинках одним словом? (Люди, человек.). Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О человеке, о
себе.)

На доске рисунок человека.

—        Как называется самая большая часть тела человека? (Туловище.)
Логопед показывает, где находятся грудь, живот, спина, за
тем загадывает загадки:

1.У зверюшки — на макушке,
А у нас — ниже глаз. (Уши.)

—Для чего нужны уши?

2.Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно,

А друг на друга не глядят. (Глаза.)

—Для чего нужны глаза?

3.Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)

Для чего нужен нос?

А еще у человека есть лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри,губы, подбородок.

(Дети на себе показывают названные части лица.)

2.Дидактическая игра «Один — много»

Ухо — уши, шея — ... , глаз — ... , волос — ... , голова — ... , ноздря — ... , подбородок — ... , бровь — ... , лицо — ... , нос — ..., рот — ... , локоть — ... .

3.Физкультминутка
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топают,
Ручками хлопают.
Головками кивают

И тихо приседают.

Ребята, чем вы сейчас хлопали? (Руками.)

Покажите правую руку, левую.

Логопед называет части руки, а дети показывают на себе (пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо).

—        Чем вы топали? (Ногами.)
Проводится аналогичная работа.

4. Дидактическая игра «Подбери слова»

 Вопросы:

-Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие и т.д.).

-Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блестящие и т.д.)

-Какие у тебя нос, рот, уши? (Проводится аналогичная работа).

5.Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

-Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? (О неряхе, грязнуле.)

-Что надо делать, чтобы быть чистым? (Умываться, мыть руки,
тело и т.д.)

-Покажите, как это надо делать.

Дети встают друг за другом и имитируют движения, показывая, как они умываются, моют руки, ноги и другие части тела.

-Человек должен быть опрятным и чистым. С таким человеком всегда приятно общаться. Для этого надо ежедневно мыть руки,
причесываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь.

6. «Дидактическая игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным».

На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло, утюг, мочалка и т.д.

Дети выбирают любой предмет и составляют предложения.

Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы, и т.д.

7.Учебное задание — составь фигуру человека.

8.Итог занятия.

Дети по «цепочке» называют основные части тела человека.

 Материал для закрепления

I .Повторить названия частей тела и уметь называть и показывать их на себе, на кукле, на другом человеке. Знать, что глазами
видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1.Составление предложений по данной теме с предлогами: на, в,
за, между, около, перед.

2.Образование существительных множественного числа.
Например: ухо — уши, шея — шеи и т.д.

3.Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: нос — носик, рот — ротик и т.д.

4.Подбор слов-антонимов.

Например: большой — маленький, высокий — низкий, тонкий — толстый, длинный — короткий

5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

Тема  «Игрушки»

Цели: уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их в роде с существительными; составлять описательные рассказы по игрушкам; развивать зрительную и слуховую память; активизировать словарь.

Оборудование: демонстрационный материал — таблица на развитие зрительного внимания, картинно-графический план по теме «Игрушки»; игрушки  — мяч, пирамида, машина, медведь, кукла.

Ход занятия

1.Организационный момент

-Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов:
кукла — мяч — танк;

матрешка — собака — ведро;

машина — кубики — юла;

неваляшка — пирамида — мозаика;

 домино — лото — ракетка;

велосипед — дудочка — самокат.        

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (Об игрушках.)

Загадывается загадка:

|Круглый, гладкий и пузатый —

Больно бьют его ребята.

 Почему беднягу бьют?

Потому что он надут.

Как вы думаете, что это? (Мяч.)

-Какой он формы, какого цвета?

-Из какого материала сделан?

-Как с ним можно играть?

2.Игровое упражнение «Какой игрушки не хватает?» (на развитие зрительного внимания)

матрешка

пирамидка

мяч

пирамидка

мяч

матрешка

мяч

матрешка

Выставляется пирамидка.

Из каких частей состоит пирамидка?

Каких цветов части пирамидки?

Из какого материала она сделана?
- Как с ней можно играть?

3.Игровое упражнение «Что изменилось?»

(между мячом и пирамидкой выставляется машина)

Уточнить, где находится машина, используя предлоги: за, перед, между, рядом, около.

Загадывается загадка:

Косолапые ноги,

Зимой он спит в берлоге.

Догадайся, ответь,

Что это за зверь? (Медведь.)

-Что есть у игрушечного медведя?

-Из какого материала сделан?

-Какой он?

-Как с ним можно играть?

Затем открывается коробка и выставляется кукла. (Вопросы аналогичны.)

 

4.Дидактические игры «Скажи ласково», «Сосчитай»

 (по карточкам с изображением игрушек)

5.Физкультминутка

На большом ковре и ряд

Куклы Танины стоят. Два медведя, Буратино

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять-

Вместе мы пойдем гулять.

6.Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану

-Что это?

-Из каких частей состоит?..

-Какой формы?..

-Какого цвета?..

-Из какого материала сделана?..

-Как с ней можно играть?..

7.Рассказ

Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. Их делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамиду — из дерева, лото — из бумаги, мишку из ткани, которую называют плюшем, машины делают из железа или пластмассы. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

8.Итог занятия.

—О чем мы сегодня говорили на занятии

Материал для закрепления

I. Закрепить обобщающее понятие «игрушки». Уметь составлять
описательный рассказ об игрушке, используя их названия, внешние признаки и их части.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1.Образование существительных множественного числа родительного падежа. Например: пирамида — пирамиды и т.д.

2.Образование прилагательных от существительных.
Например: Собака из меха. Собака какая? — Меховая и т.д.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: мяч — мячик и т.д.

Дидактическая игра «Сосчитай до  5». (Согласование числительных с существительными: машина, мяч, кукла, самолет.)

Закрепить навык употребления предлогов: на, под, из-за, в, перед, между, с, за, над.

Придумать предложения с этими предлогами.

Тема: «Овощи»

Цели: закрепить знания детей об овощах; закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; расширить словарь; развивать внимание, мышление.

Оборудование: демонстрационный материал — муляжи и картинки овощей, картинно-графический план; раздаточный материал — конверты с картинками овощей разной величины.

Ход занятия

1.Организационный момент

-Сядет тот, кто стоит между ... , за ... , перед ... , около ... ,

рядом ....

2.Дидактическая игра «Что изменилось?»

Выставляются муляжи овощей, меняется порядок размещения.

Обсуждение с детьми:

-Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой по вкусу? Как мы называем все это одним словом? Где растут овощи?

3.Отгадывание загадок

Он и в дождик, он и в зной

 Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет —

Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор.)

Круглый бок, желтый бок.

 Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это? (Репка.)

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска.)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста.)

Черна, горька,

А от ста болезней поможет. (Редька.)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)

Сладкий — съешь и целиком,

Горький — тронешь языком,

Обожжет, как огнем,

 Не забудешь ты о нем. (Перец.)

4. Составление описательного рассказа о картофеле по картинно-графическому плану

цвет

форма

величина

вкус

какой на ощупь

В каком виде употребляют в пищу

(Аналогично дети составляют рассказ об остальных овощах.)

 5. Физкультминутка  

В огород пойдем,                                                 Дети маршируют на месте,

Урожай соберем.                                                идут по кругу, взявшись

                                                                                 за руки,

Мы морковки натаскаем                                         «таскают»,

И картошки накопаем.                                             «копают»,

Срежем мы кочан капусты,                                          «срезают»,

Круглый, сочный, очень вкусный,                             показывают руками,
Щавеля нарвем немножко.                                                   «рвут»,

И вернемся по дорожке.                                  идут по кругу, взявшись

                                                                                   за руки.

                                           (Н. Нищева)

6.Дидактическая игра «Назови ласково»

 (по картинкам  с изображением овощей)

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

7.Дидактическая игра «Сосчитай» (по картинкам)
Согласование числительных с существительными.

8.Согласование притяжательных местоимений с существитель
ными

На столах лежат картинки. Дети переворачивают их и называют:

- Чей это овощ? Чья капуста? — Моя капуста и т.д.

9.Рассказ

   Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить; овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

10.Итог занятия.

—О чем мы сегодня говорили на занятии.

Тема «Овощи» (продолжение)

Цели: закрепить знания детей об овощах; учить составлять описательные рассказы; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.

Оборудование: демонстрационный материал — картины «Осенний лес», «Сбор урожая», муляжи и картинки овощей, картинно-графический план; раздаточный материал — эмблемы овощей на каждого ребенка.

Ход занятия

1.Организационный момент

2.Дидактическая игра «Осенний лес»

-Приехали на станцию «Лес», выходите из вагончиков. Посмотрите, какое сейчас время года? (Осень.)

-Значит, в какой лес мы приехали? (В осенний.)

-Почему вы думаете, что это осенний лес? (Рассматриваюткартины.)

-Листья желтые и красные. Трава желтая, сухая. Небо хмурое, пасмурное, серое, облачное. Птицы улетают на юг. Дует холодный ветер, идет дождь.

3.Дидактическая игра «Сбор урожая» (по картинкам)

-Шли мы по лесу, шли и вышли на большое поле. Что делают люди на поле? (Собирают урожай.)

Урожай каких овощей собирают люди осенью? (Свеклы, огурцов, редиски, картофеля и т.д.)

-Где растут овощи? (В поле, в огороде, на грядке.)

-Берите корзинки, пойдем собирать урожай на наше поле.
(Дети «собирают» овощи.)

-Посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это? (Огурец.)

-Какой он? (Огурец овальный, зеленый, вкусный.)

-Что это? (Помидор.)

-Какой он? (Помидор круглый, красный, вкусный.)

-Чем они отличаются? (Огурец   — овальный,  а помидор   —
круглый. Огурец — зеленый, а помидор — красный.)

Чем они похожи? (Огурец — вкусный и помидор — вкусный.
Огурец и помидор растут на грядке.)

(Рассматривают еще две пары овощей.)

-Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке
выросли загадки. Возьмите каждый по карточке и узнаете, какие
овощи растут на этой грядке. (Каждый ребенок находит карточку.)

-Андрей, ты отгадал, какой овощ растет на этой грядке?
( Свекла.)

-Почему ты так думаешь? (Свекла круглая, бордовая, твердая,
сладкая.)

Аналогичная работа проводится с каждым ребенком.

-Я тоже собрала урожай. Но на моей грядке выросли разные
овощи: и большие, и маленькие (показывает картинки). Это большая редиска, а это маленькая ... редисочка. Это большой перец, а это маленький ... перчик. (Аналогично по каждому овощу.)

4.Физкультминутка «Паровозик» (элемент логоритмики)

-Вставайте в паровозик.                                          Дети встают друг за другом,
«Чух-чух-чух» —                                                                               двигаются вперед,
Мчится поезд во весь дух.                                                        двигаются быстрее,
Паровоз пыхтит, —                                                                                  «пыхтят»,
«Тороплюсь!» —                                                                                         кричит.

Как паровоз кричит?                                                                     останавливаются,

—        «У-У-У-У...»                                                                     повторяют хором.

                                      (Э. Мошковская)

5.Дидактическая игра «Повар и овощи»

-Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-
волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

Раз, два, три, четыре, пять —                                     Дети считают хором,

начинаем мы играть.

Ручками похлопаем,                                                                          хлопают,

ножками потопаем.                                                                             топают,

Покрутились, покружились,                                                                крутятся,

В овощи вы превратились.                                                   останавливаются.

(Каждому ребенку прикрепляется эмблема овоща.)

-Что это? (Капуста.)

-Кем ты будешь? (Капустой.)
(Аналогично проговаривая с каждым ребенком.)

-В каком виде можно есть овощи? (В тушеном, вареном и т.д.)

-Какие овощи можно варить? (Картофель, свеклу...)

-Какие овощи можно солить? (Помидоры, огурцы...)

-Какие овощи можно тушить? (Кабачок, капусту...)

-Какие овощи можно жарить? (Картофель, капусту...)

-Какие овощи можно печь? (Картофель...)

-Решила я сварить суп. Какие овощи я положу в суп?
(Входят дети с эмблемами овощей: картофель, лук, морковь,чеснок.)

-Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился? (Кар
тофельный.)

-А если я добавлю гороха, какой суп получится? (Гороховый.)

-Решила я щи сварить, какой овощ я добавлю? (Капусту.)

-А сейчас сварю борщ. Какой овощ надо добавить? (Свеклу.)

-Много интересного вы рассказали об овощах, превращу я
вас в ребят: Раз, два, три, четыре, пять — вижу снова я ребят.

6. Итог занятия.

—О чем мы сегодня говорили на занятии.

Материал для закрепления

I. Запомнить названия овощей.

Уметь составлять описательный рассказ по плану: Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?

Уметь находить сходство и различие между овощами.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1.Образование существительных единственного и множественного числа в именительных и родительных падежах.

Например: помидор — помидоры — помидоров и т.д.

2.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: огурец — огурчик.

3.Образование прилагательных от существительных.
Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.)
Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.)

4.Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Например: Чья это репа? — Это моя репа.

5.Согласование прилагательных с существительными в роде,числе.

Например: красный помидор, желтая репа.

6.Обозначение признаков предметов.
Про что можно сказать:

Вкусный? Сочный? Ароматный?.

Вкусная? Сочная? Ароматная?

Вкусные? Сочные? Ароматные?

7.Согласование числительных с существительными.
Например: одна морковка, две морковки, три ..., четыре ...и т.д.

8.Согласование прилагательных с существительными в роди
тельном падеже единственного и множественного числа.

Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров.

9.Согласование существительных с глаголами единственного и
множественного числа.

Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.

Тема  «Фрукты»

Цели: закрепить и уточнить знания детей о фруктах; закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные формы существительных, согласовывать числительные с существительными, притяжательные местоимения с существительными; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.

Оборудование: демонстрационный материал — муляжи фруктов, картинно-графический план; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов разной величины.

Ход занятия

1.Организационный момент

-Сядет тот, кто стоит между ... , за ... , перед ... , около…,рядом ... .

2.Выставляются муляжи фруктов

-Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? Как мы
называем все это одним словом? (Фрукты.) Где растут фрукты? На
чем? Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?

3.Дидактическая игра «Что изменилось?», «Чего не стало?»

4.Составление рассказов
Дети отгадывают загадку:
На сучках висят шары.
Посинели от жары.

-Как вы думаете, что это? (Слива.)

Педагог составляет описательный рассказ о сливе.

— Это — слива. Она овальной формы. Она фиолетового цвета. Слива вкусная, душистая, сочная. Растет в саду на дереве.

Аналогично дети составляют описательные рассказы об остальных фруктах по картинно-графическому плану.

цвет

форма

величина

вкус

какой на ощупь

В каком виде употребляют в пишу

5.Физкультминутка

Будем мы варить компот

 Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

 (Н. Нищева)

6.Дидактическая игра «Какой сок приготовили?»
Образование прилагательных от существительных.

7.Дидактическая игра «Назови ласково» (по картинкам)
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

8.Дидактическая игра «Сосчитай» (по карточкам)
Согласование числительных с существительными.

9.Согласование притяжательных местоимений с существительными

На столе лежат картинки. Дети переворачивают их и называют.

-Это чье яблоко? (Это мое яблоко.) И т.д.

10.Рассказ

—Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно
снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые,  ароматные. Но едят их не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.

11.Итог занятии.

—О чем мы сегодня говорили на занятии?

Тема «Фрукты» (продолжение)

Цели: уточнить знания детей о фруктах; упражнять в составлении описательных рассказов по схеме; согласовывать притяжательные местоимения, прилагательные, числительные с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа; активизировать словарь; развивать внимание, память.

Оборудование: демонстрационный материал — изображения и муляжи фруктов, карточки с изображением одинаковых фруктов; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов.

Ход занятия

1.Организационный момент

-Сядет тот, кто назовет фрукты.

2.Отгадывание загадок

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

—        Как вы думаете, что это?

Выставляется картинка и детям предлагается составить описательный рассказ. (Аналогично по всем фруктам.)

Я сладкий, рос на юге.

Как солнышко в листве.

Оранжевый и круглый,

Я нравлюсь детворе. (Апельсин.)

Листья плотные, да лаковые.

 Плоды желтые, да лакомые.

 Ее скорее скушай. Созрела, значит ... (Груша.)

3.Физкультминутка

Собери в корзинку фрукты овальной формы, в другую — круглой формы.

4.Согласование притяжательных местоимений с существительными (по картинкам)

На столах у детей лежат картинки. Педагог спрашивает: «Чей фрукт?»

5.Согласование прилагательных с существительными

—О каком фрукте можно сказать: вкусное ... , душистая ... ,
ароматный ... , сочные ....

6.Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа   (по картинкам)

-Что это? (Красное яблоко.)

-А это что? (Красные яблоки.)

-Нет чего? (Красных яблок.)

7.Дидактическая игра «Сосчитай» (по карточкам)
Согласование числительных с существительными.

8.Дидактическая игра «Какой сок приготовим?»

Образование прилагательных от существительных.

—Как вы думаете, в каком виде можно употреблять в пищу
фрукты? (В сыром, вареном, сушеном.) Что можно из них приготовить? (Сок, джем, варенье, повидло, компот.)

9.Итог занятия

—О чем мы сегодня говорили на занятии?

Материал для закрепления

I. Уточнить названия фруктов.

Учить составлять описательный рассказ по плану:

-Что это?

-Какой формы?

-Какого цвета?

-Какой на ощупь?

-Какой на вкус?

-Какие блюда можно приготовить?

Например: Это яблоко. Оно круглой формы. Красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное, душистое и т.д.

Уметь находить сходство и различие между фруктами.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1.Образование существительных множественного числа в именительном, родительном падежах.

Например: яблоко — яблоки — яблок и т.д.

2.Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: лимон — лимончик и т.д.

3.Образование прилагательных от существительных.
Например:

Сок из груши. Сок какой? (Грушевый.)

Варенье из яблок. Варенье какое? (Яблочное.)

Салат из фруктов. Салат какой? (Фруктовый.)

4.Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Например: Это чей мандарин? — Это мой мандарин. И т.д.

5.Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Про что можно сказать?

-Вкусный? Сочный? Ароматный?

-Вкусная? Сочная? Ароматная?

-Вкусное? Сочное? Ароматное?

-Вкусные? Сочные? Ароматные?

6.Согласование числительных с существительными.

Например: одна груша, две груши, три ... , четыре ... , пять груш и т.д.

7. Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа.

Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины.

Тема «Деревья»

Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев.

Ход занятия

1.Чтение стихотворения

Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.)

2.Беседа о деревьях

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

-Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

-Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)

-Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.)

-Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Педагог рассказывает о каждом дереве:

БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья  округлой формы.

СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.

ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.

Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.

3.Физкультминутка
Мы вокруг березы

Весело пойдем,                                              Дети становятся в круг и идут,

Руки вверх поднимем,                                                                     поднимают,

Покружимся слегка.                                                                       кружатся,

И подбросим листья

Вверх под облака.                                       делают движения подбрасывания.

4.Подбор слов-действий

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

5.Подбор слов-значений

Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.

-Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

-Лист березы ...

-Лист липы ...

-Лист тополя ...

-Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)

6.Дидактическая игра «Скажи ласково»

7.Игра «Прятки»

По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.»)

Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, под, из-за, между, на.

8.Итог занятия

Дети составляют букеты из осенних листьев.

Материал для закрепления

I.Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают ли'
ственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки
почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия междз
лиственными и хвойными деревьями.

II.Грамматический строй речи и словообразование.

1.Образование существительных множественного числа родительного и именительного падежей.

Например: лист — листья — листьев, береза — ... , дерево — ... тополь — ... , ветка — ... и т.д.

2.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: лист — листочек, береза — ... , ветка — ... , дуб — ... , дерево — ... и т.д.

3.Образование прилагательных от существительных.
Например: лист с клена — кленовый лист, лист с осины — ..

лист с дуба — ... , лист с липы — ... , лист с рябины — ... и т.д.

4.Образование слов-антонимов.        _
Например: ствол высокий — низкий,  корень длинный — короткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д.

5.Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».        
Например: один лист, два листа, три ... , четыре ... , пять листьев.

Одна ветка и т.д.

Одно дерево и т.д.

Один корень и т.д.

 Одна почка и т.д.

Тема «Грибы»

Цели: уточнить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с существительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки по данной теме; раздаточный материал — предметные картинки в конвертах на каждого ребенка.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения

«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, —

«Тороплюсь», — гудит:

«У-У-У...»

2.Дидактическая игра «Сбор грибов»

Дети «приезжают» в лес.

-Какое сейчас время года? (Осень)

-Лес какой? (Смешанный, хвойный, тихий, золотой и.т.д.)

-день какой? (Солнечный, пасмурный, дождливый, теплый, светлый и т.д.)

У детей в руках корзинки. Дети собирают грибы. В процессе сбора уточняются названия грибов, внешние признаки, строение и понятия «съедобные» и «несъедобные».

БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Подберезовик хорош.

На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Опята букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд...

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

— У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика — тонкая   Сражением птиц, нарисованное полотно с прорезями, картинно-

МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножи длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. ^ длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. EcJ воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня — отравится.

 Маршируют,

 наклонились,

 показали,

 руки над головой в «замке»,

 ходьба по кругу.

3.Физкультминутка
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой

В мох укрылся с головой, Мы его пройти могли —

Хорошо, что тихо шли.

(А. Прокофьев)

4.Грамматический строй и словообразование

а) Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сколько  грибов  собрал и?

б) Закрепление правильного употребления предлогов. (Как называется этот гриб?  Где он растет? Под каким деревом? Срежем откуда? Положим куда?  и   т.д.)

в)Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.
(В лесу растут большие грибы и маленькие грибочки. Большой мухомор-

маленький мухоморчик и т.д.)

г) Подбор слов-антонимов:

У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора — шероховатая.

У лисички шляпка вогнутая, а у опят — выгнутая.

Гриб высокий, а рядом — низкий и т.д.

д) Согласование существительных множественного числа pi дительного падежа. — Мы собрали много ... ? (Подосиновиков, опя, сыроежек и т.д.)

5.Составление описательных рассказов

Что это? Где растет? Под каким деревом? Строение. Цвет, форм Величина. В каком виде употребляем?

6.Итог занятия.

—О чем мы сегодня говорили на занятии?

Материал для закрепления

I.Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка, шляпка). Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Подобрать эпитеты к слову грибы. Составить описательные рассказы.

II.Грамматический строй речи и словообразование.

1.Образование существительных множественного числа родительного падежа.Например: лисичка — лисички — лисичек и т.д.

2.Образование уменьшительно-ласкательной формы существи-сльных.

Например: гриб — грибочек и т.д.

3.Дидактическая игра «Ч е й?»

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

4.Подбор слов-антонимов.

Например: большой гриб — маленький гриб, высокая ножка — ... , толстая ножка — ... и т.д.

5.Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

6.Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, рядом.

Придумать предложения с предлогами по данной теме.

Тема «Осень»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов); упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: демонстрационный материал — картинно- графический план.

Ход занятия

1.Организационный момент
Дети слушают стихотворение:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землею прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.

-Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

2.Работа по плану

Вывешивается картинно-графический план

солнце

небо

деревья

птицы

звери

люди

-Что вы можете сказать про солнце осенью?  (Греет плохо, солнечных дней стало меньше)

-А какое небо осенью?  (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

-Что происходит осенью с деревьями?  (Листья желтеют,  краснеют, опадают,  засыхают.  Деревья стоят голые).

-Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)

-Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, опадают. Кружатся, летят, осыпаются).

-С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает).

-Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)

Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)

-Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)

-Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук),  другие меняют шкурку (заяц, белка,  лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму).

-Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая.
Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.)

-Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда
падает снег.)

-Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад)

3.Физкультминутка

Листья осенние тихо кружатся,                         Кружатся на пальчиках,

Листья нам под ноги тихо ложатся                                              приседают,

И под ногами шуршат, шелестят,                    движения руками вправо-влево, Будто опять закружиться хотят.                                    поднимаются, кружатся.

4.Составление рассказа по картинно-графическому плану

5.Чтение рассказа «Осень»

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

6.Итог занятия.

—О чем мы сегодня говорили на занятии?

Материал для закрепления

I. Уточнить время года, осенние месяцы, характерные признаки осени. Чем отличается осень от лета?

Составить рассказ об осени по плану: солнце, небо, деревья,  животные, птицы, люди.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1.Согласование прилагательных с существительными.
Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, деревья,трава.

2.Образование существительных множественного числа имен;
тельного и родительного падежей.

Например: дерево — деревья — деревьев,

лист — листья — листьев,

трава — травы — трав и т.д.

3.Подобрать антонимы к словам:
тепло — холодно,

пасмурный день — солнечный день,

длинный — короткий,

сухой — мокрый и т.д.

4.Составить предложения с предлогами: в, на, около, под, с, из-за, из-под.

6.Подбор слов-антонимов.
Большой стул — ....
Высокий стол — ....
Широкая кровать — ... .
Мягкое кресло — ....
Тонкая ножка — ... .
Длинная полка — ... .

7.Правильное употребление предлогов: в, на, за, под, над, между, около.

Тема «Посуда»

Цели: уточнить с детьми названия посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды и внешние признаки; образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; согласовывать числительные с существительными; составлять предложения с предлогами; активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал — сюжетные картинки.

Ход занятия

1.Организационный момент

-Сядет тот, кто назовет несколько предметов (множественное число существительных): чашка, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка и т.д.

Например: чашка — чашки, бокал — бокалы и т.д.

2.Беседа о посуде

-Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.)

-Какие предметы посуды вы еще знаете?

-Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож.)

-В какой посуде готовят пииту? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)

-Как называется эта посуда? (Кухонная.)

-Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)

-Как называется эта посуда? (Чайная.)

-А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая.)

-Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селедочница и т.д.)

Выставляются предметы посуды:

а) кастрюля с крышкой.

-Из каких частей состоит кастрюля? (Стенка, донышко, крышка, ручки.)

(Аналогично рассматриваются чайник и стакан.)

б) Сравнение предметов посуды: сковородка и кувшин.

3.Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»

а) Чайник — стоит, наливают, выливают, доливают, моют,
сушат, вытирают, чистят.

б) Сахарница — кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.

в) Кастрюля — закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.

г) Чашка — пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.
Выставляются картинки с изображением посуды.

-Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла? Значит, они какие? (Металлические.)

(Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, дерева, чугуна глины и т.д.)

4.Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,                         Дети «надувают» живот,

                                                                                              одна рука на поясе,

                                                                                 другая изогнута, как носик.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,                                   Приседают, одна рука на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                                        Кружатся, рисуя руками круг                    

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,                                                Потягиваются, руки вверх,

сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос —                                       делают большой круг.

Он посуду нам принес.

(Н.Нищеева)

5.Игра с мячом

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка — чашечка, ложка — ложечка и т.д.

Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием предлогов.

6.Рассказ

Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была Деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая,

фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пря падет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.

7. Итог занятия.

—О чем мы сегодня говорили на занятии?

Материал для закрепления

Уметь различать и называть кухонную, столовую и чайную посуду. Знать внешние признаки посуды, ее назначение. Составлять описательный рассказ о чайнике, кастрюле по плану:
название;

-внешние признаки;

-из чего сделана;

-назначение.

Грамматический строй речи и словообразование.

1.Образование единственного и множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

Например: кофейник — кофейники — кофейников и т.д.

2.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: миска — мисочка и т.д.

3.Образование прилагательных от существительных.
Например: сковорода из чугуна — ... , чашка из фарфора — ...

солонка из дерева — ... , хлебница из железа — ... , стакан и: стекла — ... .

4.Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями моя, мое, моя, мои.

6.Составить предложения с предлогами: в, на, из, со, около, между.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. "В гостях у сказки"

Воспитатель Глазунова Е.П. ГДОУ 42 Колпинского района Спб«В гостях у сказки»Занятие может быть проведено как итоговое, позволяющее установить уровень знаний детей по развитию речи и ознакомлению с уст...

Конспект занятия по развитию речи «Зима» в старшей логопедической группе

Конспект предназначен для детей старшего возраста...

Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы".(старшая логопедическая группа)

На занятии закрепляется тема "Зимующие птицы".  Проводятся игры на речевое дыхание,  на словообразование: "Образование сложных слов","Скажи ласково". На р...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей логопедической группы «Корзина чудес»

Занятие по совершенствованию навыка  словообразования, развитию умения образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения...

Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно- исследовательской деятельности и развитию речи для детей старшей логопедической группы. по теме: «Как Незнайка осень искал».

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятел...

Конспект по развитию речи у детей подготовительной логопедической группы: "Земля в моих ладошках"

Конспект окажет помощь воспитателю логопедической группы в проведении занятия по экологическому воспитанию...