Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно- исследовательской деятельности и развитию речи для детей старшей логопедической группы. по теме: «Как Незнайка осень искал».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тараканова Людмила Вячеславовна

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятельности людей; познакомить с природными особенностями осенних месяцев.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_neznayka_osen_iskal.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно- исследовательской деятельности и развитию речи для детей старшей логопедической группы.

по теме:

«Как Незнайка осень искал».

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятельности людей; познакомить с природными особенностями осенних месяцев.

Задачи.

Образовательные:

- Формировать лексико – грамматический строй речи: образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами в единственном числе; образование качественных прилагательных; образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах; согласование существительных с прилагательными;

- расширять глагольную лексику;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- закреплять умение работать с печатным текстом.

- расширять кругозор.

Развивающие:

Развивать:

-умения слушания, слушания- говорения; речевой слух, силу голоса и речевого дыхания; просодические компоненты речи; умения координацию движений с речью; общую, мелкую и артикуляционную моторику, тактильные ощущения рук;

- образный строй речи, связную и диалогическую речь, коммуникативные навыки у детей;

- навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания;

-познавательную сферу дошкольников, их психическое развитие, нормализацию произносительной стороны речи;

- мимику, жестикуляцию;

- совершенствовать обоняние;

- просодические компоненты речи;

- закреплять знание зрительной символики;

-эстетический вкус, умение видеть и ценить красоту;

- творческие способности детей.

- умение работать с печатным текстом.

Воспитательные: Воспитывать чувство симпатии, бережное отношение к родной природе; приобщать детей к истокам русской национальной культуры, народным традициям; вежливость, трудолюбие; аккуратность.

Создать атмосферу комфорта и радости

Предварительная работа.

Экскурсия в парк: наблюдение за сезонными изменениями в природе, листопадом; сбор осенних листьев для гербария, плодов деревьев для творческих поделок из природного материала и коррекционных упражнений, составление осенних букетов Заполнение календаря погоды условными обозначениями.

Выставка совместных работ детей и родителейиз природного материала и Выставка информативно-иллюстративного материала по темам «Осень», «Перелетные и зимующие птицы», «Как звери к зиме готовятся».

Изготовление «Цветка-годовика», оформление гербария из осенних листьев.

Чтение и разучивание стихов, песен об осени. Вечер «Загадок» (о плодах, семенах растений).

Просмотры видеофильма «Осень в лесу», просмотр слайд- шоу«С какой ветки детки?», «Приметы осени»; мультфильма по сказке С. Михалкова «Три поросенка», чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»; просмотр презентации «Календарь погоды» (знакомство со зрительными символами природных явлений осенью: схематичные изображения деревьев в ветреную, безветренную погоду; облака, облака с дождем; солнце; стрелки красного и синего цвета длинная, средняя, короткая с направлением вверх и вниз (отражение температуры воздуха). Изображения осеннего пейзажа, соответствующего схеме.

Знакомство с русскими народными пословицами по теме «Осень».

Разучивание народных календарных игр «Пастух и стадо», «Каравай». «Платок».

Дидактические игры «Когда это бывает?», «С какого дерева листок», «Четвертый лишний», «Подскажи словечко», «Укрась шнуровкой календарь погоды», «Отгадай, что у куклы в кубышке» (семена подсолнечника, тыквы, льна, огурцов, злаковых , бобовых растений, плодов рябины, боярышника, шиповника, желуди. каштаны, шишки); «Отгадай, что спрятано в песке», «Назови, что находится на песке» (плоды каштана, шишки, шиповника, фасоль, семечки тыквы, луковицы, чеснок, засушенные грибы), «Чудесный мешочек» (плоды и семена растений, муляжи овощей и фруктов).

Разучивание коррекционных упражнений с использованием природного материала.

Выполнение творческих работ (рисунки карандашами, красками; аппликации, коллажи, фрески с использованием природного материала; рисунки с использованием трафаретов листьев; рисунки песком и на песке по теме «Осень»).

Виды деятельности детей:

- Познавательно- речевая;

- игровая;

- коммуникативная;

- двигательная;

- продуктивная.

Используемые на занятии технологии:

- здоровьесберегающая;

- личностно- ориентированная;

- игровая;

- проблемно- диалогическая;

- духовно- нравственного воспитания;

- куклотерапия;

- сказкотерапия;

- музыкотерапия;

- ИКТ; ЭОРы.

Интеграция образовательных областей:

- «Речевое развитие»;

- «Познавательное развитие»;

- «Музыкальное развитие»;

- «Художественно – эстетическое развитие»;

- «Физическое развитие».

Словарная работа: листопад, хмурень, ревун, златоцвет, листопадник, ветродуй, грязник, листобой, полузимник, «синичник», «ледовый кузнец», гербарий.

Используемые медиа-объекты: аудиозапись концерта П. И. Чайковского «Времена года. Осень»; ПК, флешка, телевизор, презентация «Краски осени».

Используемое оборудование: магнитная демонстрационная доска с магнитами, стулья для каждого ребенка; букет из осенних цветов и листьев в корзине; рабочие тетради «Здравствуй, мир!» часть 3 с закладками, простые карандаши; гуашь ярких цветов, кисти для каждого цвета; осенние листья клена, приклеенные на картон А-4 разноцветный; влажные салфетки для каждого ребенка; шляпа в осеннем оформлении; листья на нитке для дыхательной гимнастики, шишки на каждого ребенка для массажа; конверт с карточками для игры; костюм Осени и Незнайки.

Ход занятия

Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». На экране телевизора заставка «Осенний пейзаж».

Дети входят в группу.

Педагог в костюме Осени встречает детей.

Педагог: Здравствуйте, дети! Давно я вас жду, проходите, устраивайтесь поудобнее намоем осеннем ковре. (дети садятся на ковер).

- Посмотрите, как красиво в моем осеннем лесу. (обращает внимание на макеты осенних деревьев, которыми оформлена центральная стена).

- Я принесла вам осенний букет из осенних листьев и цветов, чувствуете его необыкновенный аромат! (ставит корзину с букетом на пенёк).

Организационный момент.

- Здесь под сосенкой какое- то письмо! «Ребятам от Знайки из Солнечного города». (открывает конверт, читает):

Текст письма: «Здравствуйте, дорогие друзья! Мы с моим другом Незнайкой

осенью будем у вас в гостях. Я приготовил для вас интересные задания, надеюсь, вы с ними справитесь! До встречи! Ваш Знайка».

Осень: Замечательно! Будем ждать гостей!

- Кто из вас знает стихи об осени? (1-2 ребенка читают стихи по желанию).

Звучит веселая музыка.

В группу входят Знайка и Незнайка (дети в костюмах персонажей; у Знайки в руках пособие «Здравствуй, мир!»).

Незнайка молча начинает ходить около деревьев, не замечая никого.

Знайка здоровается с детьми: Здравствуйте, друзья!

Осень: Незнайка, что ты потерял?

Незнайка: Осень ищу!!!

Знайка обращается к Незнайке: Отгадай мои загадки, а ребята тебе помогут!

Знайка загадывает загадки:

Листья жёлтые летят,

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда все это бывает? (Осенью)

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Днём и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот (осенью).

Осень: Ребята! Помогите Незнайке, скажите, что такое «осень» (время года).

- Скажите, какая бывает осень? Вся ли осень одинакова?

Дети: Осень бывает ранняя и поздняя.

Осень: Незнайка, а ты знаешь название осенних месяцев?

Незнайка: (пожимает плечами) Не знаю!

Осень: Ребята, помогите Незнайке, назовите осенние месяцы по порядку (сентябрь, октябрь, ноябрь). Молодцы!

Незнайка, а ты знаешь приметы осени?

Незнайка: (пожимает плечами) Не знаю!

Осень: Ребята, помогите Незнайке, назовите приметы осени. (дети называют приметы). Не забывайте пальчик- знайку поднимать; отвечайте полными предложениями!

Осень: Знайка! А что ты можешь рассказать про осенние месяцы! Ты ведь много всего знаешь!

Знайка: -За сильные ветры сентябрь называют ревуном. Еще про сентябрь говорили, что он «птиц в дорогу собирает».

- Второй месяц (подскажите, как он называется…октябрь). В народе его называли ветродуй. Ещё его называли листодер, как вы думаете почему? (Он листья с деревьев срывает). Люди говорили о нем: грязник, мокрохвост.

Как вы думаете почему? (Дети дают свои варианты ответа).

- Ноябрь какой месяц осени? (Дети: Последний, третий).

-В народе его называли полузимником, «ледовым кузнецом».

-Подумайте, почему и расскажите мне после наших наблюдений в ноябре.

Осень: Знайка, а что это у тебя за книга?

Знайка: Я принёс ребятам тетрадь с заданиями! Хочу, чтобы они знали всё обо всем! (подает Осени).

Осень: Спасибо! Постараемся их выполнить! (открывает тетрадь)

- Здесь игра «Добавлялки». Будьте внимательны!

- Осенью листья с деревьев….(опадают).

- Плоды на деревьях….(поспевают).

- Овощи и фрукты….(созревают).

-Люди урожай с полей    (убирают).

-Насекомые от холода….(прячутся).

-Птицы в теплые края…(улетают).

-Дикие звери к зиме(готовятся).

Осень: Следующее задание Знайки:

Психогимнастика

-Покажите, как хмурится осеннее небо (дети хмурятся).

-Изобразите ясный осенний день (дети изображают мимикой лица погожий день).

- Покажите, как сильно раскачиваются от ветра ветки деревьев (дети руками показывают). 

-Спойте песню осеннего ветра со звуком «И», следите за моей рукой! (Осень показывает, дети поют И-И-И с увеличение силы голоса и наоборот).

- Спойте песню сильного ветра со звуком «У». (Дети интонируют заданный звук У-У-У - следят за движением руки Осени: сверху- вниз и наоборот, усиливая или ослабевая силу голоса).

-Кто может назвать птиц, которые от нас улетают.

- Как мы их назовём всех вместе? (Перелетные птицы).

- Изобразите голосом крик журавлей, ласточек, малиновки, кукушки.

(Дети подражают голосам птиц: твинь- твинь; курлы- курлы; чив- чив, ку-ку).

Осень: Посмотрите на экран телевизора, сейчас я вам покажу красавицу Осень (слайд- шоу «Краски осени).

Читает стихотворение:

Кто сказал, что осень- грустная пора?

Радостно по лужам скачет детвора.

Желтые листочки в воздухе кружат

По стеклу дождинки весело стучат.

Кто сказал, что осень- грустная пора?

Сколько ярких красок дарит нам она

Осень: У меня есть чудесная осенняя шляпа! Давайте поиграем, становитесь все вместе в круг!

Игра «Шляпу передавай, со словом «осенний» слова называй» (дети по кругу передают шляпу и согласовывают существительное с прилагательным).

Осень: Незнайка, ты теперь понял, что такое- осень?

Незнайка: Да! Это чудесное время года! Спасибо вам, ребята!

Осень: Молодцы, дети! А сейчас ещё одна моя осенняя игра моя!

- Раз, два, три! Повернись! В осенние листья превратись!

Динамическая пауза «Мы листики осенние».

Мы листики осенние,

На ветках м сидим.

Ветер дунул- полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Осень: - Раз, два, три! Повернись! Снова в деток превратись!

(Берет корзинку с сухими листьями на нитках, раздает детям)

- В руки мы возьмем листок

   И устроим ветерок!

Дыхательная гимнастика «Ветер».

Осень: Вдох будете делать носом. А выдыхать через рот! Следите за движением моей руки! (поднимает руку вверх и

- Внимание! Вдохните!

- Выдохните!(поднимает руку вверх и плавно опускает).

-Внимание! Вдохните!

- Выдохните!(поднимает руку вверх и резко опускает).

--Внимание! Вдохните!

- Выдохните!(поднимает руку вверх и отрывисто опускает).

- Молодцы! Возьмите себе листочек на память! Проходите за столы! (дети рассаживаются на места).

Осень: Возьмите в руки шишку. Это плод какого дерева? (сосны).Давайте поиграем! (Массаж пальцев и кистей рук шишкой).

(Все вместе):

Шишку в руку я возьму

И в другую положу.

Ладонями шишку крепко помну,

Теперь покатаю и обниму.

Шишка колется немножко,

Мне массирует ладошки!

Осень: Отложите шишку и мой подарок на край стола!

- Откройте тетради по закладке.

- Найдите задание в левом верхнем углу. Рассмотрите картинку.

- Внимательно слушайте задание:

- Соедините листья деревьев и их плоды. (дети работают самостоятельно).

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед!

- Молодцы! Все задание выполнили правильно!

- Обменяйтесь тетрадями, закройте их и отложите их на край стола.

- Перед вами гербарий из листьев клена. Я предлагаю вам раскрасить листья клена.

Дети украшают гербарий яркими красками под музыку П.И.Чайковского«Времена года»; на фоне музыки звучат стихотворные строки А.Толстого «Осень. Опустел наш бедный сад, листья пожелтевшие по ветру летят…»)  

- Какие красивые листья у вас получились, давайте их разместим на нашей выставке.

Итог:- О каком времени года мы сегодня говорили?Чем вам нравится осень?

(Дети дают свои варианты ответов).

Как в народе называют осенние месяцы?

-Что понравилось вам на занятии?

Предлагаю вам поиграть с листьями, шишками и разместить веселые листья на выставке. Мы сделайте кормушки для птиц и в «Синичник» развесили их на деревьях своего участка. Скоро и праздник «Осенины», будем печь каравай, приглашать гостей на чай.

- Дежурные помогут убрать рабочие места.

Используемая литература

1.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» под науч. ред. О.В. Чиндиловой.-М. : Баласс, 2012.-

3.Здравствуй, мир! Методические рекомендации. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е.М., «Баласс», 2009г. Программа Детский сад 2100».

4.Здравствуй, мир! Пособия для дошкольников, часть 3(5-6 лет)/ А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова. –М.:Баласс, 2013 (Образовательная Программа «Детский сад 2100».

5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»

Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»С использован...

Познавательно-исследовательский проект «Каша - здоровье наше» для детей старшей логопедической группы

Проект соответствует требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего д...

Конспект занятия в области познавательно-исследовательской деятельности с использованием моделирования для детей старшей группы

Конспектзанятия в области познавательно-исследовательской деятельности с использованием  моделирования для детей старшей группыФИО воспитателя: Шерстнева Екатерина ВладимировнаВозрастная группа: ...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 5-6 лет старшей логопедической группы.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 5-6 лет старшей логопедической группы....

Конспект интегрированного занятия по: развитию речи, трудовой деятельности в уголке природы и экспериментированию в старшей группе (уход за комнатными растениями)

Цель: развивать интерес у детей к растениям, организовать практическую деятельность посредством ухода за ними в уголке природы, составлять описательные рассказы о комнатных растениях.Задачи:- Учи...