Конспект интегрированного занятия по: развитию речи, трудовой деятельности в уголке природы и экспериментированию в старшей группе (уход за комнатными растениями)
план-конспект занятия (старшая группа)

Деменкова Елена Александровна

Цель: развивать интерес у детей к растениям, организовать практическую деятельность посредством ухода за ними в уголке природы, составлять описательные рассказы о комнатных растениях.

Задачи:

- Учить последовательному и полному рассказу об объекте.

-Закрепить представления детей о том, что для растений необходимы тепло, свет, вода, земля.                                                                                  

НОД Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое

развитие», «Социально – коммуникативное»

-Уточнить полученные ранее знания о способах ухода за растениями уголка природы (как поливать, поддерживать их в чистоте).

природы (как поливать, поддерживать их в чистоте)

- Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления.

- Развивать у детей наблюдательность и любознательность.

- Воспитывать у детей желание трудиться.

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Задачи экспериментирования:

- Показать, что в почве есть воздух.

- Объяснить, как растения пьют воду.

- Растения дышат.
Форма организации: коллективный труд.
Вид труда: труд в природе.

Оборудование и материалы: растения уголка природы; инвентарь для работы схемы, обозначающие вид инвентаря; схемы - карточки  строения растений, с уловными обозначениями необходимых условий для их роста; лейки, распылитель, ванночки, фартуки, клеенка, тряпочки, кисточки, палочки.

Образец почвы (рыхлой); банка с водой; пекинская капуста;  стеклянные банки с красителями.

Предварительная работа: наблюдение за растением уголка природы (особенности внешнего вида, строение); наблюдение в благоприятном и неблагоприятном состояниях (экспериментирование); наблюдение за трудом воспитателя,); беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» села Табачное

Бахчисарайского района

Республики Крым

 

Конспект интегрированного занятия по:

развитию речи, трудовой деятельности в уголке природы и экспериментированию

в старшей группе

(уход за комнатными растениями)

                                                         

                                                    Подготовила:                            

воспитатель высшей категории

                                                     Деменкова Е.А.

с.Табачное

апрель 2023г.

Цель: развивать интерес у детей к растениям, организовать практическую деятельность посредством ухода за ними в уголке природы, составлять описательные рассказы о комнатных растениях.

Задачи:

- Учить последовательному и полному рассказу об объекте.

-Закрепить представления детей о том, что для растений необходимы тепло, свет, вода, земля.                                                                                 

НОД Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое

развитие», «Социально – коммуникативное» 

-Уточнить полученные ранее знания о способах ухода за растениями уголка природы (как поливать, поддерживать их в чистоте).

природы (как поливать, поддерживать их в чистоте) 

- Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления.

- Развивать у детей наблюдательность и любознательность.

- Воспитывать у детей желание трудиться.

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Задачи экспериментирования:

- Показать, что в почве есть воздух.

- Объяснить, как растения пьют воду.

- Растения дышат.
Форма организации: коллективный труд.
Вид труда: 
труд в природе.

Оборудование и материалы: растения уголка природы; инвентарь для работы схемы, обозначающие вид инвентаря; схемы - карточки  строения растений, с уловными обозначениями необходимых условий для их роста; лейки, распылитель, ванночки, фартуки, клеенка, тряпочки, кисточки, палочки.

Образец почвы (рыхлой); банка с водой; пекинская капуста;  стеклянные банки с красителями.

Предварительная работа: наблюдение за растением уголка природы (особенности внешнего вида, строение); наблюдение в благоприятном и неблагоприятном состояниях (экспериментирование); наблюдение за трудом воспитателя,); беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.

Ход занятия:

На столе воспитателя схемы – карточки строения, потребностей растения, схемы опытов. Дети сидят на коврике в уголке природы. В группе появляется игровой персонаж Мишутка и просит детей помочь ему разгадать загадку:

Без рук, без ног, но двигается.

Дышит, но не говорит,

Питается, а рта нет.

Мишутка недоумевает: «Что же это за чудище такое?»

Дети отгадывают, что это растение.

Мишутка не верит. Он не понимает, как растения могут двигаться.

Дети объясняют, что стебель у растения поворачивается к солнцу, значит, растение может двигаться.

Мишутка спрашивает детей, как они узнают растения?

Дети с помощью схемы – карточки рассказывают о строении растений (корень, стебель, листья, цветок).

Мишутка говорит, что у него тоже есть растения, что они всё время стоят на одном месте и их греет солнышко, поливает дождь. Предлагает посмотреть на фото, а  это столбы (или посмотреть в окно)

Дети говорят, что у столбов нет корней, они не дышат. Мишутка возражает: корни могут быть под землёй, а если приложить ухо – то гудит. Может быть, столб тоже  дышит? Дети доказывают, что столб не растение, прежде всего потому, что он не растёт.

Мишутка обращает внимание, что в группе много комнатных растений. Спрашивает, а есть ли у них дома комнатные растения? Если есть, то какие? Зачем люди выращивают комнатные растения? Просит назвать известные  детям растения.

Мишутка. А как же растения кушают, если у них нет рта?

Опыт 1. Движение воды

Для опыта нам понадобится: - 6 стаканов - вода - краски (желтый, красный и синий цвет) - жгутики из бинта.

Берем 3 пластиковых стакана и наполняем их полностью водой. В стаканы добавляем красители, в каждый - свой цвет. Получился стакан с желтой водой, стакан с красной и стакан с синей водой. Теперь ставим стаканы в круг, чередуя с пустыми стаканами.

Далее делаем жгутики из бинта (отрезаем небольшой кусочек бинта и скручиваем в жгут), складываем их пополам и помещаем один конец жгута в пустой стакан, а другой в стакан с водой. Через несколько секунд мы видим, что бинт становится цветным и в пустые стаканы начинает капать вода. Почему это происходит?

Вывод: Бинт сделан из хлопчатобумажной ткани, основой которой является растение-хлопок. Как и в каждом растении, в нем содержатся капиллярные канальцы, проводящие воду. По ним вода и перетекает из одного стакана в другой, что получило название капиллярного эффекта

Опыт 2. Капиллярность растений

Наливаем в банку воду и подкрашиваем её несколькими каплями пищевого красителя.

Опускаем в подкрашенную воду ветку растения (пекинская капуста) ставим банку в тёплое место.

Наблюдаем за изменением окраски растения.

Результат: через несколько часов листики окрашиваются в тот цвет, мы добавили в воду. Это происходит потому, что в силу капиллярности вода поднимается по стволу растения вверх. Точно таким же образом цветы, растения и деревья получают влагу из почвы – по тоненьким капиллярам она поднимается вверх.

Дети рассказывают о функциях корней растения.

Физкультминутка:

Посажу я зёрнышко в маленький горшок, (Дети садятся на корточки)

Вырастет из зёрнышка тонкий стебелёк, (Тихо встают, руки вверх)

А потом листочки, (Руки в стороны, вперёд, поочерёдно)

А потом цветочки (руки перед грудью, ладошки сложены и постепенно раскрываются)

Мишутка  интересуется,  какие условия нужны растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание).

А как надо ухаживать за комнатными растениями? (Растения надо поливать, рыхлить почву, надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать).

- А теперь отгадав загадку, вы узнаете, за какими комнатным растением мы будем ухаживать.

В кадке вырос куст –

И широк, и густ.

Лист, как кожаный,

Плотно сложенный.

Ствол – бузиновый,

Сок – резиновый. (Фикус)

Просит у меня дружок

Фиолетовый цветок.

Мне отдать ему не жалко,

Подарю ему…(Фиалку)

Дети подходят к комнатным растениям.

Воспитатель. Как вы думаете,  как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе? Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит - это растение поливать не следует. Если почва твёрдая, значит надо рыхлить. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.

Мишутка спрашивает, зачем надо рыхлить землю в горшках.

Опыт 3. Воздух в почве.

Проведение опыта. Напоминание о том, что в Подземном царстве – почве – обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки, корни растений). Чем они дышат? Как и всё живое, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появится ли в воде пузырьки воздуха.

Вывод. В почве есть воздух. Землю рыхлят для того, чтобы корни растений не задохнулись и могли дышать.

Воспитатель предлагает разделиться на группы.

-Возьмите каждый себе комнатное растение, которое нуждается в помощи, поставьте его на стол, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила ухода за комнатными растениями (дети называют особенности ухода за фикусом и фиалкой полив и рыхление) 

Мишутка спрашивает, а как же дышат растения?

Опыт № 4 «Может ли растение дышать?»

Цель:  Выяснить поглощает ли растение кислород.

Оборудование: комнатное растение, полиэтиленовый пакет, зеркала.

Содержание: детям предлагается подышать возле зеркал, образуется запотевание. Почему?

Вывод: при дыхании воздух, который мы выдыхаем теплее, чем воздух снаружи, поэтому происходит конденсат, капельки оседают на зеркало.

Предложить поднести к растению зеркала, происходит запотевание? Нет, поскольку поры, с помощью которых растение дышит, слишком малы. Оборачиваем часть растения полиэтиленовым пакетом (для лучшего эффекта, полейте растение теплой водой), оставляем на некоторое время. Затем наблюдаем запотевание.

Вывод: растение дышит, поглощает кислород, но эти процессы не видны глазу человека.

 Воспитатель. Растения дышат листьями

 Если на листья фикуса оседает пыль, то их  надо протирать мокрой тряпочкой. Берём тряпочку, мочим её в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем её и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, затем снизу.

С ворсистых листьев у фиалки пыль смахивают осторожно сухой кисточкой.

Растения с мелкими листочками, такие как: бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка и традесканция – опрыскивают.

- Есть главное условие в работе: РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.

Мишутка. Ребята, а зачем вам цветы в группе?

Чтобы было у нас в группе красиво. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли. 

Воспитатель. Вот какие вы все молодцы! Как старались, дружно работали, полили, прорыхлили почву и всю пыль убрали с растений. Мишутка благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие, добрые ребята, как они дружно работаю.

  Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты.

- Мы сегодня с вами хорошо потрудились, а сейчас можно отдохнуть и расслабиться. Сядьте на свои стульчики, закройте глаза, расслабьтесь.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, убирать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

     Открываем глаза, тихо встаем. Посмотрите, все наши комнатные растения красивые, чистые, сияющие. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали и очень благодарны вам. Какое у вас настроение? (хорошее!).