Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Суюкова Юлия Андреевна

    Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. С помощью чистоговорки закрепить звуки «С» и «Сь». Совершенствовать фонематическое восприятие.

    Учить   детей составлять рассказ о комнатном растении при  помощи схемы, используя распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 3_zimuyushchie_ptitsy_razvitie.doc44.5 КБ
    Файл 6_komnatn.rastenie_razvitie.docx21.82 КБ

    Предварительный просмотр:

     Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе

    на тему: «Зимующие птицы »

    Программное содержание: Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. С помощью чистоговорки закрепить звуки «С» и «Сь». Совершенствовать фонематическое восприятие. Продолжать учить выразительно драматизировать небольшие литературные тексты. Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Развивать мелкую моторику рук, навыки складывания птиц из бумаги по типу оригами. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать. Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии.

    Словарная работа: существительные - снегирь, синица, свиристель, корм, семена, зерно; прилагательные - арбузные, тыквенные, подсолнечные, желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.

    Предшествующая работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, кормление птиц, наблюдения за птицами.

    Оборудование: картины с изображением зимующих птиц, кормушка, шесть одинаковых мешочков из тонкой ткани, наполненные семенами и зернами разных растений, поднос, емкости с семенами арбуза, тыквы, подсолнуха, дыни, зерна риса и пшена, шапочки - маски птиц, мяч, цветная бумага, ножницы.

    Ход занятия

    В - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах.

    Я загадаю вам загадки, а вы найдите картинки - отгадки.

    1. В серой шубке перьевой

    И в морозы он герой

    Назови его скорее

    Кто там скачет? (воробей)

    1. Спинкою зеленовата,

     Животиком желтовата,

    Черненькая шапочка,

    И полоска шарфика, (синица)

    1. Грудка ярче, чем заря

    У кого? (У снегиря.)

       4. Кто присел на толстый сук

         И стучит: «тук-тук-тук-тук» (дятел)

       

    1. Как лиса среди зверей,

    Эта птица всех хитрей.

    Прячется в зеленых кронах.

    А зовут ее... (ворона)

        6. Всех я за день навещу

    Все, что знаю растрещу (сорока)

    На доску выставляются картинки - отгадки.

    В. - Ребята, кто это?

    Птицы.

    В. - Почему это птицы?

    Потому что у них тело покрыто перьями, у них 2 крыла, они умеют летать, у них есть клюв, 2 лапы, хвост.

    В. - Какую пользу птицы приносят людям?

    Спасают от вредителей поля, огороды, радуют нас песнями, украшают природу.

    В. - Это, какие птицы?

    Зимующие.

    В. - Почему их называют зимующими?

    Они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях.

    В. - Почему они не улетают?

    Потому что могут добывать себе корм, они питаются не только насекомыми, но и семенами, зернышками, семечками, ягодами, пищевыми отходами.

    В. - Теперь изобразите птичью стайку, взмахните крыльями и летите в свои гнезда.

    Егор, ты какую птицу изображал? - дятла.

    Даша, ты какую птицу изображала? - синицу.

    Алена, ты какую птицу изображала? - снегиря.

     В. - Как живется птицам зимой?

    Трудно, голодно и холодно.

    В. - Почему?

    Снег укрыл землю, зернышек не найти.

    В. - Поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи.

    В. - Как и чем мы можем помочь птицам зимой?

    Подкормить их.

    В. - А как вы помогаете птицам зимой?

    Повесили кормушку, насыпали в нее хлебные крошки и зерно.

    В. - Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.

    На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, тыквы, арбуза, дыни, пшена и риса.

    В. - Подойдите, посмотрите семена, каких растений здесь насыпаны?

    Арбуза, дыни, подсолнуха, тыквы, пшена, рис.

    В. - рассмотрите семена, потрогайте, обследуйте их.

    В. - Опишите семена подсолнуха и тыквы.

    У подсолнуха семена мелкие и черные, а у тыквы крупные и белые.

    В. - Опишите семена арбуза и дыни.

    У арбуза семена коричневые и крупные, а у дыни мелкие и белые.

    В. - Опишите зерна тлена и риса.

    Пшено мелкое и желтое, а рис крупный и белый.

    В. - А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».

    В. - Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?

    Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.

    В. -Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.

    В. -Все мешочки положите на поднос. Поиграем с пальчиками. Покормим птиц. Соберите пальцы рук в щепоть и подушечкой большого пальца массируйте подушечки остальных пальцев. Произносим чистоговорку:

    Семь суток сорока старалась, спешила,

    Себе сапоги сыромятные сшила,

    Сказала со смехом соседка - синица:

    -Стать самой скрипучей сорока стремится.

    В - Какой звук в этой чистоговорке вы слышите чаще других звуков? Звук «С» и «Сь».

    В. - В названии, каких зимующих птиц встречается звук «С» и «Сь»?

    Снегирь, синица, сорока, сова, свиристель. В. - На каком месте находятся звуки «С» и «Сь» в этих словах?

    В начале слова.

    В. - Поиграем с мячом.

    В. - Если у сороки белый бок, то она какая?

    Белобокая.

    В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая?

    Желтогрудая.

    В. - Если у снегиря красная грудь, он какой?

    Красногрудый.

    В. - Если у сороки длинный хвост, то она какая?

    Длиннохвостая.

    В. - Если у вороны черное крыло, то она какая?

    Чернокрылая.

    В. - Если у голубя сизое крыло, то он какой?

    Сизокрылый.

    В. - Как подает голос ворона?

    Кар - кар.

    В. - Значит, она что делает?

    Каркает.

    В. - Как подает голос синица?

    Синь - синь - синь.

    В. - Что она делает?

    Свистит.

    В. - Как подает голос сорока?

    Тр - тр -тр.

    В. - Что она делает?

    Трещит, стрекочет.

    В. - Как подает голос воробей?

    Чик-чирик.

    В. - Что он делает?

    Чирикает.

    В. - Как подают голос голуби?

    Гур- гур - гур.

    В. - Что они делают?

    Воркуют.

    В. - Ребята, птица голубь символизирует собой мир, дружбу и любовь. В народе говорят: «Голубь мира - птица счастья». Еще говорят: « Воркуют голуби». Протяните друг другу ладони, погладьте их, подарите любовь, теплоту своего сердца друзьям. - Произнесите гур - гур -гур.

    В. - Ребята, а сейчас давайте послушаем, о чем разговаривали однажды птицы в лесу.

    Дети надевают шапочки - маски.

    Здравствуй, птичка - невеличка,

    Желтогрудая синичка.

    Были в жарких странах мы,

    Не бывает там зимы.

    Здравствуй, дятел, наш дружок,

    Добрый день, сорока.

    Много дней летали мы,

    Далека дорога.

    Расскажите, птицы, где вы побывали?

    Что вы повидали,

    Как вы зимовали?

    Хорошо ли жили вы вдалеке от дома?

    С кем вы подружились в странах незнакомых?

    Мы подружились со слоном,

    Играли с обезьянами,

    Угощали нас они

    Вкусными бананами.

    В. - Это был разговор, каких птиц?

    Перелетных и зимующих.

    В. - Каких перелетных птиц вы знаете?

    Ласточка, скворец, грач, стрижи, чайки.

    В. -Что вы узнали из этого разговора о перелетных птицах?

    Что они долго летели в жаркие страны.

    Летели много дней. Там не бывает зимы, там живут слоны, обезьяны и растут бананы.

    В. - Когда птицы вернутся к нам?

    Весной.

    В. - Посмотрите, на нашей кормушке нет ни одной птички. Давайте изготовим из бумаги птиц по типу оригами.

    Показываю и объясняю детям способ складывания поделки.

    Наша бумажная заготовка представляет собой два квадрата. Чтобы сложить птицу - квадраты соединяют, цветной стороной вверх и делят пополам по диагонали к себе. Затем, немного отступив от диагонального сгиба, нижний угол верхнего слоя загибают вверх и проглаживают сгиб. Заготовку переворачивают согнутой стороной вниз так, чтобы сгиб находился в вертикальном положении, и делим фигуру пополам сверху вниз. Потом отворачиваем крылья вверх с одной и с другой стороны поделки, выделяем клюв, намечаем линию живота, форму хвоста и отрезаем детали по намеченным линиям.

    Предлагаю детям занять свои места, обращаю внимание на осанку.

    Напоминаю о правилах пользования ножницами.

    Звучит музыка с голосами птиц.

    Во время работы детей помогаю тем, кто затрудняется.

    В. - Давайте пригласим птиц на нашу кормушку.

    Дети размещают на кормушке птиц.

    В. - Послушайте, как они щебечут.

    Как вы думаете, о чем они щебечут?

    Они благодарят нас за помощь, заботу, за то, что мы их пригласили кормушку.

    В. - Чем мы сегодня с вами занимались? Понравилось вам занятие? Что вам понравилось больше всего?



    Предварительный просмотр:

       

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

                           

    Программное  содержание:

              Связная речь:

    Учить   детей составлять рассказ о комнатном растении при  помощи схемы, используя распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

              Граммстрой:

              закрепить  умения  в словообразовании (светолюбивые-теневыносливые,            

              влаголюбивые - засухоустойчевые)

         Продолжать отрабатывать в речи  предлоги:  на, с, за, из-за,  над, под,  

         из-под.

    Коррекционные задачи:

    Упражнять в  определении  пространственного  расположения предметов  от  себя и  по  отношению к предмету (слева, справа).

    Развивать зрительное внимание и  восприятие, умение  различать заштрихованный  контур  предмета.

    Воспитывать  умение  слушать  педагога  и  своих  товарищей.

    Словарная  работа:

               Ввести в словарь прилагательные: светолюбивое, теневыносливое,                

               влаголюбивое, засухоустойчивое.

    Ввести  в  активный  словарь  название комнатного растения: толстянка.

    Активизировать в речи детей названия комнатных растений: фиалка, сансевьера, бегония, герань.

    Индивидуальная  работа:  закрепление  названий   комнатных  растений.

    Предварительная работа:  Заучивание  стихотворений о комнатных

    растениях, загадывание  загадок,  дидактические игры, наблюдения, уход  за  комнатными  растениями,  пересадка комнатных  растений.

    1. Организационный  момент.

    П. –  ( У педагога корзинка с листочками) .

    «В нашей группе, на окне,

    Во зеленой, во стране,

    В разных горшочках

    Подросли цветочки»

     Возьмите по одному листочку.

       Какое  комнатное  растение  он вам напоминает?

    Д. – ответы:    сансевьера - 2

                            Фиалка- 2   бегония- 2

                             Герань- 2

    (Если дети не смогут называть растения, то …)

    (- Рано утром поутру,  Лейку новую беру,  Мне воды не жалко, Пей, моя… фиалка.

    - На окне в такую рань,  Распустилась…. Герань

    - Гуляю на балконе я,  Там где цветет . .  .  бегония)

                       

        П. –  Давайте подойдем к комнатным растениям.

                  Мы говорим – комнатные растения, а  интересно, почему их так называют?

    Д. – Потому, что они  растут в горшках, в  группе,  за  ними  мы  ухаживаем. Комнатные  растения  любят  свет, тепло, воду и чтобы их  подкармливали, чтобы  их любили.

    П. – Какие  вы  молодцы! Все  правильно  заметили. А вы знаете, что есть растения которые  очень любят свет?  (ответ) – светолюбивые.

    Светолюбивые растения очень любят воду -   влаголюбивые

         - Мы можем их узнать по  разным признакам :

          - Может кто-то догадался?   -  у них листья  светло-зеленого цвета, листья и стебли тонкие .

            - А еще есть растения, которые любят тень  – теневыносливые- у этих растений листья темно-зеленого цвета, мясистые, стебли толстые. Эти растения – засухоустойчивые.

    (2-3 ответа детей, конкретизация - педагог)

    2.  И/у  «Найди  знакомое  растение».

    П. – Ребята, посмотрите  внимательно  вокруг и назовите  знакомые  

    комнатные  растения.

    ( Дети  смотрят  вокруг и находят  комнатные  растения.)

    Д. – Это  комнатное растение   сансевьера.      

           Это комнатное  растение  фиалка ( мягкие, круглые и пушистые и хрупкие листья.  Красивые  цветочки.

            Это комнатное  растение  герань (крепкие стебли, круглые листья, цветы, запах…)

            Это комнатное  растение  бегония

                                                                                                                           

    П. – Молодцы дети, вы  правильно называли:

            Это сансевьера. Посмотрите, как выглядит сансевьера: (ответы детей)

            Это  фиалка. (ответы детей)

            Это бегония. (ответы детей)

            Это герань. (ответы детей)

        Одним  словом – комнатные растения. Они такие разные, красивые, нежные. Я закрываю глаза и они напоминают лето, Солнце, лес.   А вам? (Ответы)

    (Играет музыка  и  появляется  бабочка.)

    3.  Сюрпризный  момент  «Волшебная  бабочка».

    П. – Дети, посмотрите, проснулась бабочка.  Да она ведь волшебная!

      -   Интересно, зачем она проснулась? Ведь на улице зима? (Побудить детей на то , чтобы сами сказали свои версии)

     Наверное она  хочет с нами поиграть.

    ( Бабочка  садится  на сансевьера).

    • Куда  села  бабочка? (на)
    • Откуда улетела бабочка?(с)
    • Куда спряталась бабочка?(за)
    • Откуда вылетела бабочка? (из-за)
    • Куда спряталась бабочка?(под)
    • Откуда вылетела бабочка? (из-под)
    • А теперь, где находится бабочка? (над)

    (Бабочка “ летит” и” садится”  на  картинки с  изображением нового комнатного  растения –толстянка.) 

    1.  Игровое  упражнение  «Найди  такое  же  растение».

    П. – Ребята, а  куда улетела бабочка? Давайте  посмотрим. (Побудить детей на то , чтобы сами сказали свои версии)

     -  Наверное, она хочет  нам  что-то показать. Посмотрите, она  села  на картинку.

    - Интересно, что на ней  изображено?

    Д. – Комнатное  растение.

    П. – Правильно, комнатное  растение. Вы  раньше видели  это  растение?

    Д. – Нет, не видели.

    П. – Посмотрите внимательно и найдите  такие же растения  у  нас.

    (Дети  внимательно  ищут  растение толстянка. Педагог незаметно  открывает  заранее спрятанное  растение.)

    Д. – Вот, нашли !

    П. – Какие вы внимательные, молодцы, нашли.

            Это дети, комнатное  растение  - толстянка.

        -    Как вы думаете, почему её назвали толстянкой?

    (ответы детей)

        - Как называется это растение?   ( 3-4 ответов)          

    (Если дети затрудняются:   -   прохлопаем  все  вместе:  тол-стян-ка)

     -  а ДАВАЙТЕ ОПРЕДЕЛИМ, какое это растение- светолюбивое или теневыносливое,

    Влаголюбивое или засухоустойчивое?

    1. Игра  « Угадай,  что за  растение  спряталось?»

    (заштрихованный  контур  предмета)

     П - Но бабочка еще хочет  что-то показать.

    (Побудить детей на то , чтобы сами сказали свои версии)

     П - Посмотрите внимательно, какое растение спряталось? ( бегония, сансевьера, герань, фиалка, толстянка.)

    П - Да, молодцы, правильно вы назвали.

    1.  Игра  «Поиграем с бабочкой»

    («бабочка летит» к  столам»)

      П - Ребята,  бабочка  приготовила для вас  игру.

    (ориентировка на листе бумаги)

    1. Физминутка.
    2. Составление рассказа при помощи схемы.

    - П.  Бабочка проснулась не вовремя. На улице все-таки зима. Я за ней переживаю.

     -  А вы?  (варианты детей)

     - Может что-то такое сделать, рассказать, чтобы она улетела обратно в свою волшебную страну?

    (варианты детей)

    П-  Дети, давайте расскажем бабочке рассказ о комнатном растении.

    Расскажем такой рассказ, чтобы бабочка  осталась довольной. Рассказ понравится и  она улетит к себе в волшебную страну. Хорошо?

    (Педагог приглашает детей присесть на стульчики)

    • Я предлагаю каждому по карточке. Каждый ребенок составляет предложение по своей карточке.

    (дети составляют предложения.  Педагог  ставит карточки последовательно на  подставке, для составления общей схемы.

    Составление рассказов детьми по схеме)   

       (бабочка улетает)

    •  Вы  очень хорошо  рассказали о толстянке.  Мы и не заметили как бабочка улетела.

    8.  Итог

    П. – Дети,   о чем мы сегодня говорили и что делали?

    П. –Какое новое  комнатное  растения  вы   узнали? А это растение какое:

    Светолюбивое или теневыносливое?

    Влаголюбивое или засухоустойчивое?

    П – А про бабочку помните?     Она вам оставила сюрприз, каждому по конвертику, а что там я не знаю  (по бабочке).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развития речи в Подготовительной к школе группе на Тему: "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Поздняя осень" с использованием наглядного моделирования.

    Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа по картине. Воспитательно-образовательные задачи: • Продолжать учить детей составлять описат...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме " В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы и ИКТ)

    Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе«В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблицы)...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Осень"

    Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Расширение представлений о переносном значении слов...

    Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группы по теме: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин".

    Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группе. Тема: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин". ОО "Речевое развитие"....

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «За что я люблю зиму!»

    Учить детей составлять рассказ о зиме из личного опыта, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные слов...