План -конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
План -конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-_konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 810.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №50 «Детский сад комбинированного вида»
План -конспект занятия
по развитию речи
в подготовительной к школе группе
на тему«Составление рассказа на тему: «Домашние животные»».
Разработал: Зайдель Дарья Александровна
воспитатель.
Кемерово 2021г.
Тема занятия: Составление рассказа на тему: «Домашнее животное».
Дата провидения:
Тип занятия- занятие по обучению связной речи.
Форма занятия: интерактивное групповое занятие.
Продолжительность 30 мин.
Участники: дети подготовительной к школе группы.
Возраст обучающихся 6-7 лет.
Методы и приемы работы с детьми: На занятии используется наглядные методы с использованием изобразительной наглядности, рассматривание картин их описание и рассказывание по картине. Практические методы — дидактические игры и упражнения.
Цели занятия: Формировать и расширять словарь ребенка, обучать связной речи, воспитывать звуковую культуру речи.
Задачи:
- связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события;
- словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек), воспитывать умение задавать друг другу вопросы;
- звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками [ч] и [щ], находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.
Основные термины и понятия: Домашние животные, рифма, чистоговорки, скороговорки.
Оборудование и материалы: Ноутбук для демонстрации обучающимся видео записи с животным. Карточки со стихами о животных. Иллюстрации подсказки.
Предварительная работа. Беседа на тему домашние животные. Рассматривание иллюстраций с домашними животными. Чтение стихов.
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Водная часть | 1. Демонстрация видео с домашним любимцем и рассказ о нем, для создания заинтересованности и привлечения внимания детей перед выполнением задания. | 5-7 мин. |
Основная часть | 1. Беседа о животных, которые проживают у детей дома. 2. Словарная работа: придумывание рассказа и его воспроизведение детьми. Придумывание вопросов детьми рассказчику. 3. Физкульт минутка 4. Словесные упражнения: чтение стихов, высказывание мнения детьми, придумывание своих шуток; уточнение и закрепление правильного произношения звуков; чтение чистоговорок и скороговорок. | 16-20 мин. |
Заключительная часть | 1. Дидактическая игра для закрепления умения придумывать текст, самостоятельно и используя рифму. 2. Оценка деятельности детей. 3. Рефлексия. | 5-7 мин. |
Ход занятия.
Воспитатель. Показывает детям видео, которое он снял со своим домашним питомцем (собакой) и рассказывает детям немного о нем: как его зовут, что он любит, какие у него интересные привычки и что он умеет делать по команде хозяина. (5- 7 минут.)
Предлагает детям поговорить о животных, которые живут у них дома. (2-3 минуты) Рассказать так, чтобы все остальные могли представить себе их питомца: какой он, как играет, как за ним ухаживают, за что его любят. Нужно рассказать про него самое интересное.
Дети рассказывают. (5-8 минут.)
После каждого рассказа воспитатель предлагает: спрашивать остальных детей у рассказчика то, что они еще хотели бы узнать о питомце. Например: Его имя? Сколько ему лет? Сколько раз с ним гуляют? Умеет ли он что -то выполнять по команде хозяина? После двух рассказов проводится их оценка. Заслушиваются четыре — пять рассказов.
Проводится физкультминутка. (1-2 минуты).
Воспитатель говорит, что все интересно рассказывали о своих питомцах (Перечисляет этих животных.) Предлагает детям сыграть в щенят, как в одном из рассказов про щенка.
Покажите, как спят котята. Дети выполняют соответствующие движения.
Теперь они проснулись.
Потянулись.
Выгнули спинки.
Умыли лапкой мордочку.
Поиграли с клубком.
И уснули.
Воспитатель предлагает детям послушать шуточное стихотворение о свинках. (1-2 мин)
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово.
Пер. С англ. С. Маршака.
Спрашивает понравилось ли детям стихотворение, смешное оно?
Дети делятся своими эмоциями. (1-2 мин.)
Воспитатель спрашивает:
- Носят ли свинки ботинки?
- А носят ли свинки чулки, носки, тапочки и тд.
Дети отвечают. (1-2 мин.)
Воспитатель предлагает детям тоже попробовать сочинить веселые шутки про животных и птиц. Воспитатель объясняет детям, что он будет начинать, а потом показывать на любого из детей. и тот будет продолжать строчку. Для помощи воспитатель показывает детям иллюстрации- подсказки. (Приложение 1).
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы увидели сорок
Без ….. (ботинок) и …..(чулок)
И щенков без …..(носков),
И птичек без…..(тапочек) и ….(рукавичек).
Воспитатель спрашивает детей понравилось ли им рифмовать стихи по картинкам? Уточняет при этом понятие рифма.
Дети отвечают. (2-3 мин.)
Воспитатель предлагает детям послушать еще одно стихотворение и сказать какие звуки чаще всего в нем слышаться (При чтении выделяет звуки [ч] и [щ])
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
Грызли щетку в уголке
Два щенка — щека к щеке.
Дети называют два звука, которые для них старался выделить воспитатель [ч] и [щ]. (1-2 мин.)
После воспитатель еще раз читает стихотворения, сначала первое потом второе, и просит детей назвать слова, в которых есть звуки [ч] и [щ].
Воспитатель читает детям чистоговорки.
Ча-Ча-Ча - была Таня у врача.
Ща-ща-ща — поймал Вова леща.
Дети повторяют чистоговорки, подставляя свое имя.
Воспитатель предлагает детям запомнить скороговорку: «В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи».Просит повторить ее сначала всем вместе, затем по рядам и индивидуально с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).
Дети выполняют задание. (2-3мин.)
В завершении занятия воспитатель предлагает детям сыграть в игру:
«Коза — стрекоза».
Дети рассматривают рисунки: кошка, окно, коза, стрекоза, утка, дудка, черепашка, ромашка, баран, барабан, щенок, потолок. (Приложение2) (1-2 мин.)
Воспитатель предлагает закончить фразу, чтобы получилось складно используя для подсказки иллюстрации, которые ранее рассмотрели дети: «Сидит кошка на …..(окошке)», «Побежал за стрекозой…. (и столкнулся с козой)», «За дудела дудка ….(прилетела утка)», «Моя черепашка…...(съела ромашку)», «Застучал в барабан …..(заблеял баран)», «Мой веселый щенок….(звонко лает в потолок)». (2-3 мин.)
Воспитатель предлагает выбрать самый смешной вариант или несколько вариантов и объяснить детей почему он им понравился.
В конце занятия детям предлагается оценить понравилось ли оно им. И положить в соответствующую баночку либо улыбающийся, либо грустный смайл. (1-2 мин.)
Дома детям предлагается вместе с родителями попробовать придумать свою рифму к названиям животных (хомяк, попугай, кролик)
Самоанализ урока.
1. Внешние связи занятия. Работа по обогащению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевой работы. Особенность словарной работы в том, что она по существу связана со всеми видами деятельности дошкольника. Познавая окружающий мир, дети усваивают точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей, уточняются знания и представления.
2.Характеристика триединой цели занятия с опорой на характеристику группы. На занятии дети учились самостоятельно добывать некоторые знания и сочетать знания и навыки, тем самым достигался познавательный аспект цели занятия. Развивающий аспект складывался из развития речи и мышления обучающихся. Обогащению и усложнению словарного запаса и умению мыслить, способствовало постоянное общение между воспитателем и детьми на занятии. Воспитательный аспект предусматривал использование различных методов и форм организации познавательной деятельности и направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
3. Характеристика замысла занятия. Характеристика этапов урока. На занятии знания для детей давались последовательно с постепенным усложнением. Этапы занятия распределены примерно по времени. При организации познавательной деятельности на занятии считались методы фронтальной групповой и индивидуальной работы, игры и задания были разработаны как для группы так и для индивидуального выполнения. Также на занятии соблюдался охранительный режим , проводилась физкультминутка. В конце занятия дети вместе с воспитателем подивили итог выбирая понравившееся им друг у друга результат и объясняли свой выбор.
Занятие было продумано с учетом научной, воспитательной и развивающей направленностью. Подбор учебного материала подбирался согласно теме занятия и поставленных целей. Детям давались теоретические знания, которые сразу подкреплялись практической работой. Также на занятии было уделено внимание повторению пройденного материала в рамках подготовки к освоению новых знаний. Дети на занятии демонстрировали высокий уровень знаний умений и навыков, свободно пользовались уже пройденным материалом и легко осваивали новый.
Методы и приемы обучения соответствовали поставленным задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей. В процессе занятия методы обучения чередовались с учетом сложности и выполнения заданий обучающимися. На занятии используется наглядно- демонстрационный материал: иллюстрации, видео запись; словесные: чтение и прослушивание стихов и чистоговорок рассказывание без опоры на наглядный материал; практический: дидактические игры, пластические этюды. На занятии используется метод фронтального опроса. Дети демонстрировали высокий уровень готовности через правильность ответов.
4. Функциональный анализ урока. Структура урока соответствовала поставленной цели и замыслу урока и возможностям группового коллектива. Воспитатель при общении с детьми использует демократический стиль общения не навязывает свою точку зрения и меняет стиль общения по ходу занятия, что позволяет успешному формированию результата урока.
5. Оценка конечного результата урока. Дети в процессе занятия приобрели знания, умения и навыки согласно поставленной цели: научились рифмовать слова, придумывать рассказ согласно своим впечатлениям и воспоминаниям, без опоры на наглядный материал; пополнили свой словарный запас, и научились определять звуки [ч] и [щ] и слова с этими звуками. Воспитательная и развивающая задачи занятия были достигнуты. Занятие проходило в непринужденной форме, с возможностью трансформации по ходу образовательной деятельности. Дети свободно выражали свои мысли, все проходило в игровой форме. Занятие на мой взгляд заслуживает положительной оценки.
Список литературы.
1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224с. - (Программа развития). - Ч.1.
2. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208с. - (Программа развития).
3. Основная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №36 «Центр развития ребенка — детский сад»
4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»//Науч. рук. Л.Г. Петерсон/ Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. -М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. - 336с.
5. Развитие речи детей 5-7 лет. 3-е изд., дополн./ Под ред. О,С,Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272с. - (Развиваем речь).
ae196a7aa3d84ff79ea56c1ca54f0332
Army-Green-13-Choice-Women-girl-Over-the-Knee-Socks-colorful-Thigh-High-Thick-Socks-Colorful-Stripe-Sock
9af0c3c229a09e63e24d71c2ce2a47a3
ae625e65-d1ce-4043-8c8c-00694b6e3d91
dd8551a07fe839afc3c310bddcaf11f4
krasivye-romashki-na-prozrachnom-fone
6bd98badb7dee3cdaa6a04f4629c223a
Kartinki_dlya_detey_koza_10
700-nw
bbad859862d8d02bc50330d0ddb91d31
cx3119_m
Tancredy-Personality-Car-Styling-28-5-25-8cm-Turtle-Cartoon-Car-Sticker-Colorful-Window-Body-Vinyl
1612069798_4-p-krasivoe-okno-risunok-4
strekoza11
Utka
c2a659f09c8d9ea2183ecbb0044abfa58d88289e
1617249436_48-p-natyazhnoi-potolok-v-detskoi-48
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием опорных схем».
Цель: совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя опорные схемы-модели;Задачи:-развивать основы системного мышления;-актуализация сло...
НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».
Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Семакина Т.ЕПрограммные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение о...
Конспект занятия по развитию речи №16 в подготовительной группе Тема: «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»...
НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».
НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: С...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во II младшей группе. Тема: «Составление рассказа на тему из личного опыта».
Занятие по развитию речи во второй младшей группе с использованием метода - биоэнергопластики....
ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на тему «Домашние животные»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на тему «Домашние животные»...