План -конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

План -конспект занятия  по развитию речи  в подготовительной к школе группе  на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx810.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №50 «Детский сад комбинированного вида»

План -конспект занятия

по развитию речи

в подготовительной к школе группе

на тему«Составление рассказа на тему: «Домашние животные»».

Разработал: Зайдель Дарья Александровна

воспитатель.

Кемерово 2021г.

         Тема занятия: Составление рассказа на тему: «Домашнее животное».

        Дата провидения:

        Тип занятия- занятие по обучению связной речи.

        Форма занятия: интерактивное групповое занятие.

        Продолжительность 30 мин.

        Участники: дети подготовительной к школе группы.

        Возраст обучающихся 6-7 лет.

        Методы и приемы работы с детьми: На занятии используется наглядные методы с использованием изобразительной наглядности, рассматривание картин их описание и рассказывание по картине. Практические методы — дидактические игры и упражнения.

        Цели занятия: Формировать и расширять словарь ребенка, обучать связной речи, воспитывать звуковую культуру речи.

        Задачи:

- связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события;

- словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек), воспитывать умение задавать друг другу вопросы;

- звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками [ч] и  [щ], находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.

        Основные термины и понятия: Домашние животные, рифма, чистоговорки, скороговорки.

        Оборудование и материалы: Ноутбук для демонстрации обучающимся видео записи с животным. Карточки со стихами о животных. Иллюстрации подсказки.

        Предварительная работа. Беседа на тему домашние животные. Рассматривание иллюстраций с домашними животными. Чтение стихов.

        Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Водная часть

1. Демонстрация видео с домашним любимцем и рассказ о нем, для создания заинтересованности и привлечения внимания детей перед выполнением задания.

5-7 мин.

Основная часть

1. Беседа о животных, которые проживают у детей дома.

2. Словарная работа: придумывание рассказа и его воспроизведение детьми. Придумывание вопросов детьми рассказчику.

3. Физкульт минутка

4. Словесные упражнения: чтение стихов, высказывание мнения детьми, придумывание своих шуток; уточнение и закрепление правильного произношения звуков; чтение чистоговорок и скороговорок.

16-20 мин.

Заключительная часть

1. Дидактическая игра для закрепления умения придумывать текст, самостоятельно и используя рифму.

2. Оценка деятельности детей.

3. Рефлексия.

5-7 мин.

        Ход занятия.

        Воспитатель. Показывает детям видео, которое он снял со своим домашним питомцем (собакой) и рассказывает детям немного о нем: как его зовут, что он любит, какие у него интересные привычки и что он умеет делать по команде хозяина. (5- 7 минут.)

        Предлагает детям поговорить  о животных, которые живут у них дома. (2-3 минуты) Рассказать так, чтобы все остальные могли представить себе их питомца: какой он, как играет, как за ним ухаживают, за что его любят. Нужно рассказать про него самое интересное.

        Дети рассказывают. (5-8 минут.)

        После каждого рассказа воспитатель предлагает: спрашивать остальных детей у рассказчика то, что они еще хотели бы узнать о питомце. Например: Его имя? Сколько ему лет? Сколько раз с ним гуляют? Умеет ли он что -то выполнять по команде хозяина? После двух рассказов проводится их оценка. Заслушиваются четыре — пять рассказов.

        Проводится физкультминутка. (1-2 минуты).

        Воспитатель говорит, что все интересно рассказывали о своих питомцах (Перечисляет этих животных.)  Предлагает детям сыграть в щенят, как в одном из рассказов про щенка.

Покажите, как спят котята.     Дети выполняют соответствующие движения.

Теперь они проснулись.

Потянулись.

Выгнули спинки.

Умыли лапкой мордочку.

Поиграли с клубком.

И уснули.

        Воспитатель предлагает детям послушать шуточное стихотворение о свинках. (1-2 мин)

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово.

Пер. С англ. С. Маршака.

        Спрашивает понравилось ли детям стихотворение, смешное оно?

        Дети делятся своими эмоциями. (1-2 мин.)

        Воспитатель спрашивает:

- Носят ли свинки ботинки?

- А носят ли свинки чулки, носки, тапочки и тд.

        Дети отвечают. (1-2 мин.)

        Воспитатель предлагает детям тоже попробовать сочинить веселые шутки про животных и птиц. Воспитатель объясняет детям, что он будет начинать, а потом показывать на любого из детей. и тот будет продолжать строчку. Для помощи воспитатель показывает детям иллюстрации- подсказки. (Приложение 1).

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы увидели сорок

Без ….. (ботинок) и …..(чулок)

И щенков без …..(носков),

И птичек без…..(тапочек) и ….(рукавичек).

        Воспитатель спрашивает детей понравилось ли им рифмовать стихи по картинкам? Уточняет при этом понятие рифма.

        Дети отвечают. (2-3 мин.)

        Воспитатель предлагает детям послушать еще одно стихотворение и сказать какие звуки чаще всего в нем слышаться (При чтении выделяет звуки [ч] и  [щ])

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

Грызли щетку в уголке

Два щенка — щека к щеке.

        Дети называют два звука, которые для них старался выделить воспитатель [ч] и  [щ]. (1-2 мин.)

        После воспитатель еще раз читает стихотворения, сначала первое потом второе, и просит детей назвать слова, в которых есть звуки [ч] и  [щ].

        Воспитатель читает детям чистоговорки.

Ча-Ча-Ча - была Таня у врача.

Ща-ща-ща — поймал Вова леща.

        Дети повторяют чистоговорки, подставляя свое имя.

        Воспитатель предлагает детям запомнить скороговорку: «В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи».Просит повторить ее сначала всем вместе, затем по рядам и индивидуально с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).

        Дети выполняют задание. (2-3мин.)

        В завершении занятия воспитатель предлагает детям сыграть в игру:

        «Коза — стрекоза».

        Дети рассматривают рисунки: кошка, окно, коза, стрекоза, утка, дудка, черепашка, ромашка, баран, барабан, щенок, потолок. (Приложение2) (1-2 мин.)

Воспитатель предлагает закончить фразу, чтобы получилось складно используя для подсказки  иллюстрации, которые ранее рассмотрели дети: «Сидит кошка на …..(окошке)», «Побежал за стрекозой…. (и столкнулся с козой)», «За дудела дудка ….(прилетела утка)», «Моя черепашка…...(съела ромашку)», «Застучал в барабан …..(заблеял баран)», «Мой веселый щенок….(звонко лает в потолок)». (2-3 мин.)

        Воспитатель предлагает выбрать самый смешной вариант или несколько вариантов и объяснить детей почему он им понравился.

        В конце занятия детям предлагается оценить понравилось ли оно им. И положить в соответствующую баночку либо улыбающийся, либо грустный смайл. (1-2 мин.)

        Дома детям предлагается вместе с родителями попробовать придумать свою рифму к названиям животных (хомяк, попугай,  кролик)

Самоанализ урока.

1. Внешние связи занятия. Работа по обогащению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевой работы. Особенность словарной работы в том, что она по существу связана со всеми видами деятельности дошкольника. Познавая окружающий мир, дети усваивают точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей, уточняются знания и представления.

2.Характеристика триединой цели занятия с опорой на характеристику группы. На занятии дети учились самостоятельно добывать некоторые знания и сочетать знания и навыки, тем самым достигался познавательный аспект  цели занятия. Развивающий аспект  складывался из развития речи и мышления обучающихся. Обогащению и усложнению словарного запаса и умению мыслить, способствовало постоянное общение между воспитателем и детьми на занятии. Воспитательный аспект предусматривал использование различных методов и форм организации познавательной деятельности и направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

3. Характеристика замысла занятия. Характеристика этапов урока. На занятии знания для детей давались последовательно с постепенным усложнением. Этапы занятия распределены примерно по времени. При организации познавательной деятельности  на занятии считались методы фронтальной групповой и индивидуальной работы, игры и задания были разработаны как для группы так и для индивидуального выполнения. Также на занятии соблюдался охранительный режим , проводилась физкультминутка. В конце занятия дети вместе с воспитателем подивили итог выбирая понравившееся им друг у друга результат и объясняли свой выбор.

Занятие было продумано с учетом научной, воспитательной и развивающей направленностью. Подбор учебного материала подбирался согласно теме занятия и поставленных целей. Детям давались теоретические знания, которые сразу подкреплялись практической работой. Также на занятии было уделено внимание повторению пройденного материала в рамках подготовки к освоению новых знаний. Дети на занятии демонстрировали высокий уровень знаний умений  и навыков, свободно пользовались уже пройденным материалом и легко осваивали новый.

Методы и приемы обучения соответствовали поставленным задачам урока и уровню развития  познавательных возможностей детей. В процессе занятия методы обучения чередовались с учетом сложности и выполнения заданий обучающимися. На занятии используется наглядно- демонстрационный материал: иллюстрации, видео запись; словесные: чтение и прослушивание стихов и чистоговорок рассказывание без опоры на наглядный материал; практический: дидактические игры, пластические этюды. На занятии используется метод фронтального опроса. Дети демонстрировали высокий уровень готовности через правильность ответов.

4. Функциональный анализ урока. Структура урока соответствовала поставленной цели и замыслу урока и возможностям группового коллектива. Воспитатель при общении с детьми использует демократический стиль общения не навязывает свою точку зрения и меняет стиль общения по ходу занятия, что позволяет успешному формированию результата урока.

5. Оценка конечного результата урока. Дети в процессе занятия приобрели знания, умения и навыки согласно поставленной цели: научились рифмовать слова, придумывать рассказ согласно своим впечатлениям и воспоминаниям, без опоры на наглядный материал; пополнили свой словарный запас, и научились определять звуки [ч] и  [щ] и слова с этими звуками. Воспитательная и развивающая задачи занятия были достигнуты. Занятие проходило в непринужденной форме, с возможностью трансформации по ходу образовательной деятельности. Дети свободно выражали свои мысли, все проходило в игровой форме. Занятие на мой взгляд заслуживает положительной оценки.

Список литературы.

1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224с. - (Программа развития). - Ч.1.

2. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208с. - (Программа развития).

3. Основная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №36 «Центр развития ребенка — детский сад»

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»//Науч. рук. Л.Г. Петерсон/ Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. -М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. - 336с.

5. Развитие речи детей 5-7 лет. 3-е изд., дополн./ Под ред. О,С,Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272с. - (Развиваем речь).

 ae196a7aa3d84ff79ea56c1ca54f0332

Army-Green-13-Choice-Women-girl-Over-the-Knee-Socks-colorful-Thigh-High-Thick-Socks-Colorful-Stripe-Sock

9af0c3c229a09e63e24d71c2ce2a47a3

ae625e65-d1ce-4043-8c8c-00694b6e3d91

dd8551a07fe839afc3c310bddcaf11f4

krasivye-romashki-na-prozrachnom-fone

6bd98badb7dee3cdaa6a04f4629c223a

Kartinki_dlya_detey_koza_10

700-nw

bbad859862d8d02bc50330d0ddb91d31

cx3119_m

Tancredy-Personality-Car-Styling-28-5-25-8cm-Turtle-Cartoon-Car-Sticker-Colorful-Window-Body-Vinyl

1612069798_4-p-krasivoe-okno-risunok-4

strekoza11

Utka

c2a659f09c8d9ea2183ecbb0044abfa58d88289e

1617249436_48-p-natyazhnoi-potolok-v-detskoi-48

Приложение 1

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОММУНИКАЦИИ (РАЗВИТИЮ РЕЧИ) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ «ЗИМА»

Развитие речи у детей является одним из основных направлений воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Речь занимает важное место в развитии ребенка. Посредством родного языка ребенок ...

План-конспект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по составлению рассказа из опыта на тему "За что я люблю свою маму"

План-конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа из опыта....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием опорных схем».

Цель: совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя опорные схемы-модели;Задачи:-развивать основы системного мышления;-актуализация сло...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «составление рассказа на тему «Как я буду заботиться о здоровье»

Тема «составление рассказа на тему «Как я буду заботиться о здоровье»» Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. - Закрепить навыки составления повествовательного расск...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной(логопедической) группе Тема: Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель» (по опорным картинкам)

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной(логопедической) группепо составлению рассказа «Откуда к нам пришла мебель» с использованием опорных картино...

НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Семакина Т.ЕПрограммные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение о...

НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».

НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: С...