Консультация для родителей "Существует ли разница в развитии мальчиков и девочек?"
консультация ( группа) на тему

Васина  Светлана  Вячеславовна

Биологическая  и  социальная  несхожесть  мужчин  и  женщин  очевидна.  Психологические  пути  становления  разнополых  индивидуальностей  тоже  различны.  В  данной  консультации  указываются  психологические  различия  между  мальчиками  и  девочками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznitsa_v_razvitii_malchikov_i_devochek.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Существует ли разница в развитии мальчиков и девочек?»

У вас - сын, у близких родственников – дочь того же возраста. Вы постоянно встречаетесь, дети растут на глазах. И сколько бы вы их не сравнивали, всегда окажется больше различий, чем сходства. Разница между ними существует, и не только внешняя. Да, мальчики совсем другие. Другие – это не значит, что они плохие или «дефективные». Раньше подобные обобщения были применены к девочкам. Считалось, что им не дано преуспеть в точных науках и технике, у них отсутствует логическое мышление, они не способны выполнять ответственные задания и тому подобное. Однако на каждой возрастной ступеньке все проходят приблизительно одни и те же закономерные этапы развития индивидуальности.

Однако, как очевидна биологическая и социальная несхожесть мужчин и женщин, настолько же разными оказываются и психологические пути становления разнополых индивидуальностей. В чем же эти психологические различия между мальчиками и девочками?

Уже в грудном возрасте мальчики ведут себя более прямолинейно, их как будто легче понять. Когда все благополучно, то есть они сыты, лежат в сухих пеленках, не испытывают боли, мальчики спокойнее девочек. Если что-то не так. Поднимают требовательный крик. Девочки, в большинстве, менее подвижны, могут плакать не только от чувства голода, но и от любого дискомфорта. Их реакции изначально разнообразнее. Они раньше, чем мальчики, начинают «возражать» против удаления матери из поля их зрения.

Половые различия важны для процесса развития, причем это не ограничивается психосексуальным развитием и собственно половыми характеристиками, а простирается гораздо дальше. Одно из наиболее резких различий касается скорости созревания. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. Эта разница в темпах роста между мальчиками и девочками, определяемая Y – хромосомой составляет две недели с момента родов, равна почти году к моменту поступления в школу и от 18 месяцев до двух лет в период полового созревания.

Мальчики практически в любом возрасте крупнее девочек и, кроме того, физически сильнее, существуют данные, что они обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию практически всех физических факторов. Мальчики в большей степени подвержены осложнениям в процессе родов. Они чаще заражаются и чаще погибают от детских инфекций, кроме того, у них выше вероятность задержки роста после облучения. Мужчины также имеют меньшую продолжительность жизни по сравнению с женщинами. Психические нарушения также значительно чаще встречаются у мальчиков.

По - разному созревают у мальчиков и девочек отдельные психофизиологические функции. Известно, что девочки лучше видят, тоньше различают запахи, обладают более развитым слухом относительно звуков высокой частоты, более внимательны к вкусу пищи, чувствительны к прикосновениям. Эти и другие особенности с раннего возраста оказывают влияние на успешность освоения разных видов деятельности, сферу интересов. К примеру, известно, что острота зрения у девочек к шести годам достигает нормы взрослого человека, в то время как у мальчиков эта норма еще не достигнута. Может, поэтому девочки с такой охотой и любовью занимаются в старшем дошкольном возрасте рисованием, а мальчикам ближе в это время конструкторские и дидактические игры?

Девочке приятно, когда она видит порядок после уборки в детской, а для мальчика ее возраста этот мотив еще не «работает». Вот если непорядок может помешать совместной с папой игре, тогда необходимость поддержания чистоты становится оправданной.

«Мальчики и девочки приходят в разные миры», - пишет Елена Джанини Белотти. Девочек раньше начинают приучать к самостоятельности (играть без присмотра, собирать игрушки, есть без помощи матери, однако только в рамках домашней сферы. Любое проявление агрессивности, а также потребность двигаться, исследовать, узнавать не поощряется.

Девочки обычно заботливее мальчиков, они стремятся ухаживать за животными, опекать малышей. Психология половых различий детей отчетливо проявляется в деятельности: игровой, учебной, трудовой. Маленькие девочки трех или четырех лет обнаруживают в своем отношении к кукле такую искренность выражения и тона, такую преданность и заботливость, что их как будто окружает подлинный ореол материнства. Мальчики тоже играют в куклы, но характер их игр зависит от воспитания. Мальчик заставляет свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные штучки, сажает то в тележку, то на лошадь и в конце концов бросает ее. Мальчики больше всего любят конструировать, изобретать, поэтому неистощим их интерес к различным орудиям труда, инструментам и механизмам.

Различаются ли интеллектуальные способности сыновей и дочерей? Экспериментальные исследования показывают, что ни один пол не превосходит другой. Тогда почему, в младших классах так много девочек – отличниц. Хотя умственные способности не заданы в соответствии с половой принадлежностью и в среднем равны у мальчиков и девочек, проявляются они по – разному вследствие непохожести потребностей и интересов, разного опыта умственного развития в дошкольные годы.

Девочки несколько раньше мальчиков начинают говорить и читать, у них больше запас слов, они чаще пользуются сложными грамматическими конструкциями. У мальчиков же превалирует абстрактное, «внесловесное», отвлеченное мышление. Девочки более аккуратны, точны в работе, но менее целеустремленны. Им не хватает общего взгляда на предмет, слишком увлекают детали.

Эмоциональный мир мальчиков и девочек не идентичен. Девочки легче обнаруживают тревогу и страх, они менее агрессивны. Девочки более чутки к похвалам и порицаниям старших, принимают оценки родителей ближе к сердцу. Их легче рассмешить, обрадовать.

Эмоциональные проявления мальчиков больше обусловлены содержанием происходящего, чем формальными признаками типа тона, интонации, мимики, подтекста. Конечно, среди мальчиков тоже встречаются чуткие, ранимые, тревожные, но они чаще это скрывают, стараются не обнаружить своих переживаний

Девочки физически менее активны, чем мальчики, и предпочитают проводить время делая более спокойные действия, вместо того, чтобы бегать и кричать. В основном мальчики стараются быть похожими на своего отца, и не хотят походить на мать.

В заключении хочется сказать о том, что не надо развивать только традиционно женские качества у девочек и традиционно мужские у мальчиков. Воспитание должно быть ориентировано на индивидуальность каждого конкретного ребенка, с учетом темпа его возрастного развития, типологических, характерологических, а не исключительно половых особенностей.