Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики дошкольников"
консультация (младшая группа) на тему

Куприянова Наталья Леонидовна
Материал содержит информацию об особенностях развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, способы ее развития. Может быть полезен родителям и педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 " Развитие мелкой моторики у дошкольников"

        Уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи. Не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной зоны мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны мозга. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка, Данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга. Недостаточно развитая мелкая моторика препятствует успешному обучению ребёнка в школе. Изучение уровня развития тонких движений пальцев и кистей рук детей, поступающих в первый класс, обычно приводит педагогов к неутешительному выводу: у преобладающего большинства детей движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности, мелкая моторика пальцев рук, характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, которые требуют специальных, сложных скоординированных движений ведущей руки. Важным условием полноценного овладения ребёнком навыками письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. В настоящее время в детских учреждениях при подготовке детей к школе уделяется большое внимание проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребёнок уже учится в первом классе, а рука его не подготовлена или слабо подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя. Написание даже одной буквы требует частой переключаемости от одного стереотипа к другому, что обусловлено своевременной сменой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Если торможение возникает преждевременно, то элемент буквы при её написании окажется укороченным (недописанным), а если торможение «запоздает», то элемент буквы будет длиннее, чем это нужно. Так как мышцы пальцев рук являются исполнителями сигналов мозга, то упражнять в переключаемости следует именно мышцы. Причинами некачественного написания элементов букв (плохого почерка) являются:

- Недостаточно сформированная переключаемость движений;

- Недостаточная эластичность мышц (ограничивается объём движений);

- Недостаточная сила мышц (снижается выносливость при нагрузке);

- Недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения мысли при выполнении движений.

Большое значение при обучении письму имеет такой фактор, как ведущая рука. Акцент в работе делается с учётом ведущей руки. Нужно иметь в виду, что:

 Леворукость не является патологией

Преимущественное владение рукой зависит не от желания ребёнка, а от особой организации деятельности мозга

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходившие в период развития плода

Переучивать ребёнка не следует, так как это влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (невротические реакции и т.д.)

 В процессе развития смена доминирующего полушария у ребёнка иногда происходит самостоятельно, после чего у праворукого ребёнка может развиться скрытое левшество (критический период 11-12 лет)

 

При овладении навыком письма очень важную роль играет организация деятельности детей в дошкольном возрасте (игры, рисования, лепки, предметно практической и бытовой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки. К пальчиковым играм не стоит относиться, как к коррекционной деятельности. Это интересное и весёлое занятие, способное подарить ребёнку радость маленьких побед. Играйте вместе с ребёнком и радуйтесь всем его успехам.

При проведении занятий:

Следите за тем, чтобы руки ребёнка не были сильно напряжены

 Если ребёнок не может выполнить задание самостоятельно, взрослый берёт его руку и действует вместе с ним

Упражнения рекомендуется выполнять сначала ведущей рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.

 Начать можно с самомассажа. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

1. «ПУНКТИРЫ». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад- вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

 2. «ПИЛА». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

 3. «УТЮЖОК». Исходное положение (и.п.) то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

 4. «КАТОК». И.п. то же. костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5. «БУРАВЧИК». И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.

 6. «КРАБ». И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

7. «СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ». Сильно потираем руки.

8. «СПИРАЛЬКИ». Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.

Основные направления работы по совершенствованию мелкой моторики с детьми:

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики

- Запускать пальцами мелкие «волчки»

- Разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки

- Сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»)

- Делать кулачки мягкими и твёрдыми (напрягать и расслаблять)

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу

- Махать в воздухе одними пальцами

- Собирать все пальцы в щепотку

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку

- Завязывать узелки на шнурке, на верёвке

- Застёгивать (расстёгивать) пуговицы

- Играть с конструктором, мозаикой

- Складывать матрёшек

- Рисовать в воздухе

- Мять руками поролоновые шарики, губки

- Сжимать наполненные водой резиновые игрушки, спринцовки (с заданным направлением водной струи)

- Рисование, раскрашивание, штриховка

- Плетение, шитье, вышивание

- Аппликации

- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами) Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

- Застёгивание пуговиц, замков.

- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение)

- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров)

- Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

- Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

Упражнения с пальцами рук описаны во многих литературных источниках и могут быть использованы для самостоятельных занятий родителями с детьми.

Главным достоинством таких упражнений является из простота и универсальность, отсутствие каких либо специальных атрибутов для проведения и безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни: переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку то же самое, но на одном стакане сделать метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налить заведомо больше воды, пересыпание крупы из одной ёмкости в другую чистка зеркал, обуви уход за растениями в помещении и на улице подметание пола разделение сыпучих веществ складывание салфеток чистка овощей и фруктов с использованием овощечистки мытье посуды под присмотром взрослого.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

«Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Это же упражнение выполнять пальцами левой руки. Те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки, по очереди «здороваются» сначала большой палец с большим, затем указательный с указательным и т.д.

«Осы». Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им, затем указательным пальцем левой руки. Те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук.

«Человечек». Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. Те же движения – пальцами левой, затем обеих рук.

 «Коза». Вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, затем обеих рук.

«Корова». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем обеих рук.

«Корова – коза». Поочередно выполнять соответствующие движения. Поочередно сгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого пальца. То же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца. То же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для работников дошкольного образования и родителей детей дошкольного возраста «Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников»

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательн...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики"...

Консультация для родителей "Игры и забавы для развития мелкой моторики дошкольников"

Развитие мелкой моторики оказывает решаюшее влияние на развитие речи ребенка. Как организовать развитие мелкой мускулатуры детской руки  в каждой семье? Конечно через игру и различные упражнения....

Консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики дошкольников"

Данный материал рассказывает о том, как можно способствовать развитию мелкой моторики дошкольников во время увлекательных занятий лепкой....

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования

В процессе развития мелкой моторики важно удерживать и подкреплять интерес ребенка, поэтому использование нетрадиционных техник рисования сможет помочь каждому взрослому проводить такие заня...

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...