Проект "Игрушка в жизни современного ребенка"
проект (средняя группа) на тему

Печенина Марина Николаевна

Что такое игрушка в жизни ребенка? Какая должна быть игрушка? Эти и другие вопросы, которые задают многие родители рассматриваются в этом проекте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_igrushka_v_zhizni_sovremennogo_rebenka.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Лопатино структурное подразделение

Детский сад «Улыбка»

Проект

«Игрушка и игра в жизни современного ребенка»

Группа «Кузнечики»

Воспитатель: Печенина Марина Николаевна

с. Лопатино  2016 год.

                                  Пояснительная записка.

Что такое игрушка в жизни ребенка? Какая должна быть игрушка? сколько должно быть игрушек в жизни ребенка? Как играть, и во что играть? Вот вопросы, которыми задаются родители.

В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике  и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические ( транспортные, конструкторы); игрушки развивающие логику и фантазию  (пазлы, мозайка); игрушки «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка для подметания, игрушечные грабли с лопаткой – игрушки имитирующие простейшие орудия труда взрослых); игрушки – забавы; театральные, музыкальные, спортивные игрушки для  детей  всех возрастов.

Игрушка и игра неотделимы друг от друга. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка. Игрушка является необходимым атрибутом в игре. Сюжет игры диктует необходимость образов для создания верного представления об обыгрываемой ситуации, и поэтому могут использоваться игрушки не только приобретенные в магазине, но и изготовленные собственными руками. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям, для формирования и становления психики ребенка и его личности.

Данный проект рассчитан на три месяца, за которые возможно ознакомить родителей с информацией о новых тенденциях на рыке игрушек, помогающих в развитии детей. А также вспомнить народные промыслы и изготовить игрушки собственными руками.

Проект «Игрушка в жизни ребенка», проходит вместе с проектом «Народная Игрушка».  

Актуальность проекта

Актуальность проекта в условиях образовательного процесса в ДОО расширение знаний детей и родителей об современных игрушках  разного назначения и игрушках сделанных собственными руками,  народных игрушках. Обратить внимание детей и родителей на игру как основной вид деятельности ребенка.

Цель: 

-создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Игрушка и игра в жизни современного ребенка».

Задачи: 

-расширять представление детей и родителей об игрушках и играх современного мира, а так же игрушках народного творчества, познакомить с историей появления игрушки.

 - Развивать творческие способности

- Обогащать словарь детей, развивать детскую речь через выразительное чтение стихов, пословиц, поговорок, составление рассказов об игрушке.

Тип проекта:

творческий информационно – практический

Срок реализации проекта:

Средний срок ( 01.03. 2016 – 20.05.2016).

Продукт проекта.

-слайд шоу для родителей «Игрушки нашего детства» «Современные игрушки».

-презентация проекта «Игрушка в жизни ребенка».

-конкурс творческих работ

-праздник игрушки.

Участники проекта

-дети дошкольного возраста.

-воспитатели

-родители.

Основные формы работы реализации проекта:

-Беседа

-Игровая деятельность

-Познавательно-исследовательская деятельность

-Творческая деятельность

-Коммуникативная деятельность

Этапы работы:

-постановление проблемы, определение цели и задачи исследовательской деятельности.

-создание необходимых условий для реализации проекта

-перспективное планирование.

Проблемы для детей:

-Дети не умеют играть в игрушки

-Дети не знают об истории появления игрушки.

-У детей слабое представление об игрушках направленных на логическое мышление.

Решение проблемы.

-Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

-Создание консультаций для родителей «Игрушка и игра в жизни современного ребенка».

-Демонстрация игровой деятельности как основного вида деятельности ребенка.

             Организация деятельности детей в рамках проекта

Виды

деятельности

Задачи

Формы и методы

работы

Предметно игровая

среда

Игровая

деятельность

Совершенствовать

Навыки игры с игрушками.

Расширять представление

Детей о взрослых

профессиях, с помощью игрушек имитирующих простейшие средства труда.

 Учит играть в коллективе.

Игры логической направленности «Пазлы», «Домино», «Мозайка».

Игра «Семья».

Игра «театр»

Игры с музыкальными инструментами.

Сюжетно ролевые игры «Семья», «Больница», «Магазин».

Дидактические игры.

Атрибуты к игре.

Познавательно- исследовательская

Деятельность

Расширять словарь детей

По данной теме.

Помочь детям понять,

Что для игры не нужно много игрушек. И что одна игрушка может выполнять несколько игровых функций. Учить фантазировать.

Беседа с детьми

«моя  любимая игрушка».

Моделирование

Ситуации: например «кубики» строительный материал в разных сюжетно ролевых играх могут нести разное значение.

Иллюстрации

по теме.

Художественно-

Эстетическое развитие

Лепка «Барышня».

Работа с глиной.

Ручной труд.

Оригами.

Рисование.

Воспитывать интерес к народной игрушке.

Изготовление игрушки.

Изготовление куклы из ниток подобие игрушки из соломы

Изготовление игрушки из бумаги.

Рисунок моя любимая игрушка.

Коммуникативная

деятельность

Вспомнить пройденные произведения.

Познакомить с новыми произведениями.

Развивать умение выразительно читать стихи.

Формировать умение составлять небольшой рассказ на предложенную тему.

Чтение художественной литературы, знакомство с пословицами и поговорками об игрушках и играх.

Произведения об игрушках..

Стихи.

Фото коллаж игрушек.

Физическая культура

Двигательная деятельность.

Научить использовать игрушки в подвижных играх. Развивать фантазию с помощью игрушек заменителей.

Подвижные игры.

Физминутки.

Спортивные игры

Атрибуты игрушки, спортивные игрушки ( мячи, кегли ) и т.д.

Музыкальная деятельность

Разучивание песен об игрушках.

Прослушивание произведений знаменитых композиторов по теме.

Подготовка к празднику

«Праздник игрушки».

Создание творческой атмосферы.

Маски, игрушки, декорации

Безопасность

Учить ухаживать за игрушками.

Мыть, чистить, расчесывать.

.вода, мыло, расчески., тряпочки.

                           Работа с родителями

Вид деятельности

тема

Беседы

Родительский клуб «Наши дети»

Консультации

«Игры в которые играют дети»

Подготовка к мероприятию «праздник игрушки»

«игрушка и игра в жизни современного ребенка»

Практическое задание

Игрушка своими руками

                              Предполагаемый результат

- Понимание детьми, что игра и игрушка неотделимы друг от друга.

- Умение детей играть в игрушки разной тематики и назначения.

- Развитие у детей познавательной активности и творческих способностей.

                                      Консультации для родителей.

Роль игрушки в жизни ребёнка!

Родительской любви присуще стремление сделать ребенка счастливым, наполнить его жизнь разнообразными впечатлениями, удовлетворить возникающие потребности. Желая порадовать ребенка, взрослые дарят ему игрушки. Очень важно, чтобы этот подарок стал для малыша открытием окружающего мира, дал возможность общения с близкими людьми. Серьезное отношение родителей к игрушке, как к основному другу своих детей, - залог успеха в воспитании, умении дружить, формировании таких качеств, как доброта и сочувствие. Необходимо стремиться, чтобы ребенок дорожил игрушками.

Выбор игрушки - дело непростое. Чтобы правильно выбрать игрушку ребенку, нужно знать возрастные особенности его развития, потребности в той или иной деятельности, желания, вытекающие из конкретного жизненного опыта.

Уже в раннем возрасте ребенок испытывает интерес к познанию, исследованию всего, что окружает его. Эта экспериментальная деятельность, прежде всего, находит отражение в манипулировании различными предметами. Малышу необходимы игрушки яркие, звучащие, мобильные, приятные на ощупь. Они становятся посредниками в общении между ребенком и взрослым, между детьми в семье.

Дети с удовольствием включают в игру мягкие игрушки, им нравится чувствовать их прикосновение пушистого меха, сопровождаемое ласковой интонацией взрослого.

От простого манипулирования игрушкой ребенок постепенно переходит к выполнению ею непосредственно игровых функций: кормит куклу, возит в коляске котенка, качает медвежонка и т.п.

Очень эмоционально реагируют дети на игру с куклами бибабо, к сожалению, почти забытыми в практике семейного воспитания. А ведь сколько проблем может решить эта кукла? Например, дети начинают ссориться, вдруг появляется Петрушка, как всегда задорный и смешливый. Веселое стихотворное приветствие каждому вызывает улыбки ребятишек. Петрушка хвалит детей, подчеркивает достоинство каждого, а затем он подсказывает, во что можно поиграть вместе.

Эта театрализованная игра дает возможность родителям установить контакт с детьми и избежать плача, а то и драк. Ребята воспринимают такие игрушки как живые и очень эмоционально общаются с ними. Игрушка - надежный помощник в воспитании. Отношение к ней родителей - это преподаваемая ими модель отношения к окружающему миру, эмоционально понятная и наглядно доступная ребенку. Дети часто бросают игрушки на пол, а родители не придают этому значения, а ведь этот момент требует особого внимания. Нужно подсказать ребенку, что игрушка больно и обидно, потому, что её бросили. «Ты же тоже обижаешься, когда с тобой вдруг перестают играть и оставляют тебя одну. Пожалей куклу!».

Общеизвестно, что в воспитании нет мелочей. Небрежного отношения к игрушкам нельзя допускать даже случайно. Иначе ребенок перестанет верить в искренность слов родителей, а значит, не сделает данное требование привычкой в своем поведении. Обращая внимание на то, что игрушки - живые друзья, надо и обращаться с ними как с живыми. Нельзя игрушечного зайку поднимать с пола за уши - «ведь ему больно». Каждая мелочь в поведении таких авторитетных для ребенка людей, как мать и отец, не остается незамеченной им.

Игрушка может стать самым настоящим помощником в регулировании поведения ребенка, если взрослому удалось сформировать отношение к ней как к другу. Конечно, это весомо и значимо, но если осуждает игрушка, значимо вдвойне, ибо с ней у ребенка устанавливаются положительные эмоциональные отношения. Как спутник игры она приносит ребенку радость, удовлетворение, уверенность в себе, реализацию своих личных потребностей. Оценку поведения ребенка с помощью любимой игрушки можно эффективно использовать и в практике семейного воспитания.

Нередко игрушка эффективно используется, чтобы указать ребенку на его ошибки, недостатки. Например, ребенок завтракает. Рядом с тарелкой сидит игрушечная кошка. На столе крошки, пролит чай. Взрослый подмечает: «Это с тобой кошка завтракала». Какая она неаккуратная! Посмотри, как накрошила. Ты ее, пожалуйста, научи есть аккуратно. Ведь такая грязь - это некрасиво? Как ты думаешь?» Ребенок соглашается и сразу предлагает: «Я вытру». Берет тряпку, стирает со стола. Замечание не обидело его, более того, у ребенка появилась цель - есть красиво и чисто не ради выполнения просьбы взрослого, а чтобы не подвести любимую игрушку.

Игрушку можно использовать также для восстановления контакта с ребенком в конфликтной ситуации.

Например, ребенок разбросал игрушки по всей комнате и упрямо отказывается их собирать. Взрослый может обратиться к любимой игрушке ребенка, сказав: «Посмотри, какой беспорядок у нас в комнате. Ведь так игрушки обидятся на свою хозяйку и однажды все убегут из нашего дома». Ребенок- свидетель обращения взрослого к любимой игрушке. Он подумал и вдруг говорит: «Я сейчас все уберу».

Жизнь детей неотделима от игры. Все другие виды деятельности гармонично вплетаются в нее, создавая предпосылки для формирования личности. Именно через игру можно эффективно влиять на разностороннее развитие ребенка. С этой целью уже в раннем детстве нужно научить ребенка использовать в своей деятельности самые разнообразные игрушки: дидактические (мозаику, пирамидки, лото), строительные материалы, игрушки для театрализованной деятельности (пластмассовые или резиновые в виде персонажей известных ребенку сказок, а также куклы бибабо), музыкальные, моторные (мячи разного размера, игрушки на колесах, а также спортивный инвентарь). 

Большие возможности для разнообразных игр создает домашний спортивный комплекс, овладеть которым помогают детям родители. Нельзя забывать и об изобразительной деятельности малышей. Бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры, пластилин должны использоваться ребенком под руководством взрослого. Все эти игрушки и атрибуты деятельности могут стать любимыми, если позаботиться о формировании интереса к ним.

Чтобы вести серьезную воспитательную работу с помощью игрушек, необходимо выделить в доме место для игрового уголка. Он поможет формировать у ребенка такие качества, как аккуратность, самостоятельность, ответственность, эстетический вкус. Первой и самой важной обязанностью малыша по дому должно быть поддержание порядка в игрушечном хозяйстве.

Проявление любви к своим игрушкам, заботы о них - это первые ростки ценных качеств характера.

Подарить ребенку игрушку - это значит подарить ему радость общения, радость познания мира, удовлетворение от реализации творческих возможностей своего «я».

Нередко перед современными родителями встает вопрос, видя то разнообразие игрушек в магазине, а как выбрать нужную игрушку для моего ребенка? Какой она должна быть, чтобы он увлеченно играл с ней?

И тут на помощь приходят советы педагогов-психологов. Они напоминают нам, родителям, что:

1. Каждая игрушка рассчитана на определенный возраст. Если ребенка 2-3 лет вполне удовлетворит машинка с нарисованными на ней частями, то ребенку 6-7 лет играть с такой машинкой будет неинтересно.

2. Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр. В возрасте 6-7 лет крупный строительный материал обязательно надо дополнить мелким.

3. Ребенок не играет всеми игрушками сразу, поэтому время от времени убирайте некоторые из них. Когда эти игрушки появятся снова, он будет рад им, как новым.

4. Прежде чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести. У подвижного ребенка, безусловно, должны быть спортивные мячи, скакалки и т.д., но ему также необходимы игрушки, которые воспитывают усидчивость, сосредоточенность (мозаика, пазлы, конструкторы, всевозможные наборы ручного труда).

5. Приобретая игрушки, учитывайте склонности детей, но не всегда руководствуйтесь только их интересами. Предлагая ребенку разные игрушки, мы пробуждаем у него разнообразные интересы.

6. Необходимо научить ребенка «пользоваться» игрушками. Лучшие игрушки те, которые можно комбинировать всякий раз по-новому. Это куклы и разные комплекты к ним, мебель, посуда, 2-3 машинки различного назначения, игрушки-животные, строительный материал, конструкторы, наборы для тематических игр: «Парикмахерская», «Доктор», «Маленькой хозяйке», «Учись шить», «Сделай сам» и многие другие.

7. Внимательно присмотритесь, как играет ваш ребенок. Если он просто перекладывает игрушки с места на место, помогите ему организовать игру.

Чаще играйте вместе с детьми.

Но как часто приходится слышать от взрослых: «Господи, ну и игры...». Нам не нравится, как и во что играют современные дети? Что же, это повод для размышлений. Только менять надо не их игры, игра - всего лишь отражение того содержания, которым наполнены их души. Менять надо их жизнь...

То, что мы видим в играх наших детей - это отражение того мира, который мы, взрослые, им «подарили».

Когда взрослый играет с ребенком, то, безусловно, уделяет ему внимание. Когда взрослый играет в то, что ребенок ему предложил, взрослый показывает ребенку, как он ему интересен, и на сколько высоко он оценивает его способности, раз вы, такой взрослый и умный, следуете его плану игры и выполняете то, что он просит.

Чем больше взрослый будет подражать ребенку, тем больше ребенок будет подражать взрослому. Способность к подражанию, имитации - одна из важнейших составляющих способности к обучению, а у одаренных детей эта способность особенно развита. Кроме того, имитируя игру ребенка, играя в то, во что хочет он, взрослый много о ребенке узнает. А это не только пойдет на пользу вашим отношениям, но и, возможно, поможет заметить (особенно папам), что малыш, несмотря на свой юный возраст, намного интересней, чем казалось со стороны.

То, что дети сегодня играют иначе, чем мы, и есть одно из проявлений общей особенности современного мира.

Каждый день появляются новые технологии, игрушки и игры, новые модели поведения и сферы, где их можно применить. Представления о том, что хорошо и что плохо, социальные роли и стили жизни сегодня крайне многообразны и динамичны. Человеку не только необходимо воспринимать все это многообразие, но и постоянно делать выбор.

Игра готовит детей к жизни в хаотическом и сложном мире будущего. Игра может помочь детям развить способности, необходимые для того, чтобы подготовленными встретить сложные задачи хаотического и сложного мира будущего. Игры помогают исследовать мир, учат взаимодействовать с ним, ухватывать фрагменты в его течении и соединяться с ними.

Ребенок проигрывает несколько сюжетов одновременно, причем истоки их лежат в разных ценностных, культурных и смысловых плоскостях. Он удерживает в памяти и осуществляет сразу несколько ролей, вкладывает один сюжет в другой, причудливо переплетает разные истории и свободно путешествует по ним.

Есть мнение, что игра - вещь полезная, игра со взрослыми - вещь очень полезная, игра с родителями - вещь особо полезная.

Необходимо дать нашим детям внимание, участие, себя в качестве партнера по игре - если они этого захотят. Получить от ребенка приглашение в свою игру - знак величайшего доверия.

Необходимо чаще думать, какими красками мы рисуем их детство - ведь оно полностью в наших руках.

В первые дни жизни  малыш знакомится с новым для него миром через общение с мамой, слушая ее голос, ощущая ее нежные прикосновения.  Затем мама знакомит его с первыми игрушками: погремушками, подвесками, резиновыми кольцами и т.д. Они привлекают малыша своей яркостью, вызывая желание взять в руки, потрясти, извлечь звуки.

После полугода, когда малыш уже уверенно сидит, наступает время детских развивающих игрушек. Это всевозможные мячики; резиновые игрушки разных видов (животные, пупсы, сказочные персонажи с четко прорисованными деталями лица); коробочки-стаканчики, которые можно вкладывать друг в друга, насыпать и высыпать из них, например, песок или крупу; пирамидки, кубики. Родителям необходимо следить за чистотой игрушек, т.к. ребенок в этом возрасте все пробует «на зубок» - это один из способов познания мира малышом.

От года до трех лет малыш, научившись ходить, получает большую самостоятельность, начинает проявлять интерес не только к детским играм и игрушкам, но и к предметам, которыми пользуются взрослые. Старайтесь не провоцировать лишний раз своего малыша на «подвиги», уберите от него подальше книги, документы, бьющуюся посуду, косметику и бытовую химию, острые и мелкие предметы. Подарите ему мягкую игрушку, которая станет ему другом,  вместе  с которой так приятно засыпать. В этот период малыша уже следует приучать к определенному порядку.

Поставьте коробку, пусть это будет домик для игрушек, в который они должны возвращаться после игры, научите ребенка убирать их туда.

Примерно к трем годам малыш начинает понимать назначение окружающих его предметов.  Детские игры и игрушки помогут ему лучше усвоить, что лопатка предназначена для того, чтобы ей копали, а стул нужен для того, чтобы сидеть. В этот период  роль игрушек в жизни ребенка возрастает, а значит необходимо грамотно их подбирать. 

Это могут быть наборы игрушечной мебели и посуды, всевозможные конструкторы, пирамидки более сложных конструкций, матрешки и т.д. Куклы, машинки и игрушечные животные теперь нужны большого размера.

С трехлетнего возраста обычно дети начинают осваивать и настольные развивающие игры.

К четырем – пяти годам ребенку уже доступны практически все виды детских игр и игрушек, с которыми он сам разыгрывает различные действа. В это время уже четко видно, что мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки – с куклами и кукольными принадлежностями. Но детские развивающие игрушки и игры, такие как мозаика, домино, лото и т.п. интересны всем.

У шестилетних детишек проявляется стремление сделать что-то своими руками: слепить, склеить, сшить, поэтому родителям надо обеспечить малышей различным материалом для творчества.

Помимо готовых детских игр и игрушек, купленных в магазине и имеющих конкретное функциональное назначение, есть еще так называемые предметы-заместители. К ним относятся различные лоскутки, коробки, маленькие кусочки дощечек, палочки и т.д. Казалось бы, обычный хлам, но для ребенка эти вещи имеют огромное значение. Ведь именно с помощью них он учится фантазировать, видеть перспективу, а заодно и учится говорить – ведь нарекая обычную палочку волшебной, или видя в ней меч, лопатку, поварешку, ребенок вынужден проговаривать ее новое назначение. Такие многофункциональные игрушки должны присутствовать в арсенале малыша примерно с двух лет, когда у него начинается активное развитие речи.

Родителям важно помнить, что какими бы замечательными ни были  детские развивающие игрушки, их не должно быть слишком много. Иначе ребенку сложно будет выбрать, чем поиграть. И еще один  существенный момент: роль игрушек в развитии ребенка, конечно, очень велика, но гораздо больше для малыша значит внимание близких людей. Играя вместе с ребенком, вы можете легко научить его многим вещам, справиться с некоторыми капризами.

Воспитание ребенка – это большой труд, но вместе со своим малышом растете и вы, приобретая новый опыт, делая для себя новые открытия.

Принимая участие в играх малыша, находясь рядом с ним, научите его быть человеком среди игрушек, и тогда он станет настоящим Человеком среди людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Традиции северного народного творчества и фольклора в жизни современного ребенка"

Материал содержит план педсовета , разработанный Токаревой Е.В., вопросы викторины для педагогов....

Педсовет "Традиции северного народного творчества и фольклора в жизни современного ребенка"

В материале размещен план проведения педсовета,разработанный Токаревой Е.В., викторина для педагогов....

Статья для воспитателей по теме «Роль художественной литературы в жизни современного ребенка»

В данной статье раскрывается проблема компьютеризации общества в целом, и детей - в частности, роль родителей в приобщении детей к книгам. Помните - все начинается с малого, но любое, даже самое корот...

Кукла в жизни современного ребенка.

Роль самодельной народной куклы в сохранении и передаче следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа.Использование народной куклы на занятиях фольклорного кружка в ДОУ....

Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни современного ребенка дошкольного возраста.

Неоспоримым фактом является важность и значимость музыкального воспитания детей в детском саду. В художественно-эстетическом аспекте музыкальное воспитание является , пожалуй, одним из важнейших компо...

Консультация для родителей «Игра и игрушка в жизни современного ребенка»

Проблема. Современные дети играют мало или совсем не играют, играют не в те игры или не с теми игрушками, с которыми играли мы, - сетуют взрослые, и не только родители, но и педагоги. Такая озабоченно...