Картотека игр для детей и родителей в домашних условиях
картотека ( группа) на тему

Петрова Светлана Михайловна

Игры направлены на развитие координации движений, мыслительной деятельности, языковых навыков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные правила:

1.    Все, что вы используете в играх со своим ребенком, должно быть либо съедобным, либо, по крайней мере, нетоксичным.

2.    Веселье должно быть постоянным, а не каким-либо законченным делом.

3.    Не ожидайте от вашего ребенка, что он завершит каждое занятие.

4.    Необязательно покупать специальные приспособления. Можно обойтись тем, что у вас есть, малыши не заметят разницы.

5.    После многих из этих занятий может остаться много мусора и грязи, поэтому прежде, чем вы начнете, накройте пол старой занавеской для душа. На стол постелите клеенку; полиэтиленовый пакет и (или) вощеная бумага также прекрасно подойдут для большинства занятий.

6.    Надевайте на своего ребенка детский нагрудник как можно реже.

7.    Малыш не будет постоянно увлечен одним занятием. Поэтому вы не можете оставить его одного и принять душ, пока он будет раскрашивать что-либо руками, измазанными в яблочном пюре.

8.    Помните о безвредности пищевых продуктов для малышей (избегайте орехов, поп-корна, твердых конфет и сырых яиц), а также обратите внимание на те продукты, на которые у вашего ребенка может быть аллергия (молоко, еда, содержащая красители, арахисовое масло).

9.    Надолго вашего ребенка ничего не заинтересует. Поэтому не пеките, например, праздничное печенье в таком количестве, чтобы его хватило всем вашим гостям. Достаточно полдюжины съедобного печенья для вашей семьи.

10.   Играйте с ребенком в одну игру только до тех пор, пока она кажется ему веселой и интересной.

Игры с подушками

На полу свалите в кучу обычные и диванные подушки, чтобы ваш ребенок забирался на них, а потом скатывался.

  • Спрячьтесь под кучей подушек и выпрыгните из кучи.
  • Постройте гнездо из подушек и притворитесь птицами.
  • Соорудите пещеру и сделайте вид, что вы медведи.
  • Сделайте тоннели и представьте, что вы поезда.

Во время игры можно спеть песни о железной дороге и о горах.

  • Постройте дом из больших подушек и сыграйте в «Три поросенка».
  • При помощи подушек можно сделать великолепную полосу препятствий для малыша.

Разбросайте подушки по всему полу. Поставьте маленький стульчик, чтобы на него забираться;

 коробку для обуви, чтобы через нее перепрыгивать; картонные упаковки для яиц; одеяло или хлопчатобумажные шарики, чтобы по ним ходить,

 и большую коробку либо корзину для белья, чтобы проползать через нее или сидеть на ней, А затем позвольте малышу исследовать полосу препятствий.

Представьте, что полоса препятствий это джунгли: забирайтесь на гору (стул), перепрыгивайте ручей (коробка для обуви), пробирайтесь через зыбучие пески (ватные шарики) и ползите сквозь тоннель (коробка).

Освободите пространство!

Это очень шумные игры, которые способствуют выходу нескончаемой детской энергии.

Эти игры очень хорошо развивают двигательную активность, даже у самых маленьких.

Будьте осторожны с этими играми, малыш может переутомиться (упасть, уснуть, перевозбудиться).

Ходим по дощечке

Наклейте липкую ленту на пол в виде прямой линии. Представьте, что пол это море. И смотрите, чтобы ваш малыш «шел по дощечке» (оставался на ленте), не падая в «море».

Другие варианты

Сделайте дощечку со своим ребенком. Используйте длинную узкую полоску из картона или бумаги и вместе разукрасьте ее цветными карандашами или фломастерами.

Прыгаем по камням

Следующая веселая игра с воображаемой водой это «прыжки по камням». Сделайте несколько полосок или крестов липкой лентой на полу. Перепрыгивайте с одной ленты на другую вместе со своим малышом. Представьте, что вы прыгаете через бурлящую реку,

Другие варианты

  •    Если имя вашего ребенка начинается с букв «И», «Л», «Т», «А» и др., то сделайте букву из ленты вместо линий и крестов.
  • Вы также можете сделать «камни» из кусочков картона или бумаги. Перед тем как начать играть, закрепите их липкой лентой на полу. Эти «камни» могут пригодиться и в других играх

Игры в круге

Простые разговорные и в то же время активные игры приучают малышей к музыке, помогают формировать словарный запас, развивают слух и двигательную активность. Так как круг, который вы образуете вдвоем со своим ребенком, получается небольшим, то вы можете играть в эти игры как в парке, так и дома. Помните, что в этих играх вы должны всегда направлять малыша.

  • Можно начать с такой игры — вы водите хоровод со своим малышом и поете какую-нибудь коротенькую песенку, а в конце добавляете слова «и тут все упали», и сами падаете. После нескольких попыток большинство малышей начинают понимать эти слова. (Если вы добавите в песенку еще одну строчку, которая будет заканчиваться словами «а теперь все поднялись», то эта игра поможет выучить и эти слова.)
  •  Другая детская песенка начинается словами «Вот так...». Продолжите эту строчку простыми действиями, которые ваш ребенок сможет изобразить, например: «Вот так мы машем ручками, ...топаем ножками, ...хлопаем ладошками».

Не беспокойтесь о том, что вы знаете только две или три таких игры; у малыша все будет получаться только после многократных повторений. И, что бы вы ни пели, не забывайте хлопать в конце песни. Вашему ребенку понравится, что ему аплодируют.

Игры в круге

Другие варианты

  • Если вы на улице с другими детьми, то попробуйте сыграть в игру «Утки и гуси». Один ребенок обходит круг, образованный остальными детьми, и называет каждого уткой или гусем. Так как малыши не очень хорошо умеют делать что-либо поочередно, то, когда этот ребенок говорит «Гусь», все дети должны вскочить и побежать!

Парашют из одеяла

Займитесь веселыми прыжками с парашютом у себя дома с помощью маленького одеяла, наволочки или банного полотенца.

Вы берете одеяло за края с одной стороны, а ваш малыш с другой и подбрасываете плюшевого мишку в воздух. Или же положите пять мячей в центр одеяла, и трясите одеяло до тех пор, пока они не выпадут. Вдвоем с другим взрослым человеком вы можете поднять одеяло, чтобы ребенок мог под ним пробежать.

Надеваем кольца

Помогите вашему малышу надеть пластмассовые кольца для занавесок на рукоятку от метлы, скалку, картонную трубку или на ножки перевернутого табурета. Пусть он снимет их и опять наденет.

Другие варианты

Вместе с малышом вы можете сами сделать кольца, порезав картонную трубку на тонкие кусочки, и украсить их краской, клеем или наклейками.

Делаем конфетти

Эта игра позволит вашему ребенку, как развить двигательную способность, так и выпустить свои эмоции, Дайте ему стопку журналов, цветной бумаги, почтовой макулатуры или старой оберточной бумаги и позвольте малышу их порвать, проткнуть в них дырки и сделать с ними все, что он захочет.

Не используйте газеты, потому что чернила с них легко стираются.

Другие варианты

  • Ребенок может наполнить коробку своим конфетти или собрать его в кучу.
  • Рассыпьте конфетти на противень и покажите малышу, как им можно «писать». Сделайте буквы его имени и произнесите его.
  • Используйте конфетти для украшения коробок и других предметов или сделайте коллаж или поздравительные открытки

Занимаемся оригами

Пусть ваш ребенок поиграет с фольгой, сгибая, сжимая и выпрямляя ее снова. С фольгой очень легко управляться.

Затем пусть малыш попробует помять бумажные салфетки и полотенца, рекламные листовки почтовой макулатуры и другие бумажные изделия. Эта игра помогает развить координацию движений, а также знакомит ребенка с элементарными понятиями (изменение, причина и результат).

Держите коробку для фольги с острыми краями подальше от ребенка. Так же следите, чтобы ваш малыш не смял бумагу в такие маленькие кусочки, которые он смог бы съесть. Не используйте газеты.

Эти игры развивают мыслительную деятельность, координацию движения, языковые навыки.

Ищем сокровища

Положите все сюрпризы в коробку, а сверху накидайте порванную бумагу, ватные шарики и кусочки ткани.

Пусть ваш малыш найдет сюрпризы, «раскапывая» их пластмассовой ложкой, чашкой или руками.

В качестве сюрпризов вы можете использовать что угодно, от маленьких игрушек до ярких разноцветных магнитов для холодильника.

(Можно находить и рассматривать их в лупу.)

Коробка с сюрпризами

Любимая игра малышей «Разбрасываем и собираем» поможет вашему ребенку развить координацию. (В основном малыши любят играть в  «разбрасываем»).

Найдите емкость, которую он сам сможет открыть, например, коробка для обуви или большая чашка с крышкой. Положите в нее «сюрпризы» — поздравительные и почтовые открытки, фотографии, картинки из журналов, кусочки ткани, липкую ленту, кубики, мячики или другие игрушки. Вы можете использовать все что угодно — для малыша это новое и завораживающее.

Повышайте уровень языкового развития вашего ребенка, рассказывая ему о предметах в коробке. Произносите их названия, цвета, формы, которые эти предметы имеют, звуки, которые они издают, и объясните, для чего они нужны.

Другие варианты

Положите в коробку предметы только определенной тематики. Например, чтобы обострить чувство осязания вашего малыша, можно положить в коробку различные по текстуре материалы (гладкий атлас, грубоватый вельвет или шершавая наждачная бумага). Или же можно поэкспериментировать со звуками, наполнив коробку игрушками, издающими различные звуки (погремушками и другими «шумными» игрушками, которые у вас есть); исследуйте круглые предметы, положив в коробку мячи, апельсины и яблоки, или подружитесь с домашними животными.

Волшебный мешочек

(развиваем тактильную чувствительность)

Повседневные предметы, такие как детская бутылочка, мяч, ложка, пластмассовая кружка, книга и резиновая утка.

Эта игра помогает в развитии чувства осязания, мыслительной деятельности, а также пополняет словарный запас.

Положите в коробку, сумку или наволочку предметы, которые вашему ребенку хорошо знакомы: детская бутылочка, мяч, ложка, пластмассовая кружка, резиновая утка, любимая игрушка, книга, погремушка, толстый карандаш.

Попросите вашего ребенка сунуть руку внутрь и угадать, что он взял, не смотря на предмет.

Не используйте предметы, которые можно проглотить.

Другие варианты

Чтобы повысить чувствительность, прикрепите различные материалы (грубую мешковину, мягкий шелк, семена, наклеенные на бумагу) на стенки коробки. Ребенок может помочь вам в этом.

Исследовательский центр

Помогите вашему малышу заполнить каждое отделение картонной коробки для яиц или конфет различными интересными предметами. Приклейте их, если хотите (или если это предохранит от того, чтобы ребенок их не съел). Вот некоторые предложения: кора, сушеные бобы, вата, конфеты,  кусочки ткани, такие как мешковина, бархат, вельвет и шелк, макароны (сырые), сосновые шишки, лента, рис, наждачная бумага, кусочки губки и камни.

Рассказывайте малышу об этих предметах, употребляя при этом большое количество разнообразных слов.

Так как большинство из этих предметов очень маленькие, внимательно следите за малышом во время игры.

Другие варианты

       Сделайте «исследовательскую» коробку на основе алфавита. Наполните каждое отделение предметами, начинающимися с разных букв алфавита по порядку. Например, на букву «А» начинается слово алюминиевая фольга, на «Б» — бобы или бархат, на «В» — вата или вельвет.

Или выберите буквы имени вашего ребенка: «Т» это трава или тюльпан, «Е» это ежевика или ель, «Д» это дерево или домик.

Ледяная картина

Насыпьте небольшую горку порошкового напитка на листе белой бумаги. Пусть ваш ребенок повозит кубик льда по этой горке. Когда он закончит, подсушите бумагу. Получится замечательная картина, нарисованная льдом!

Другие варианты

Также вы можете рисовать с помощью «леденца на палочке», который сделан из замороженной и слегка подкрашенной воды. Самый простой способ сделать леденец - это заморозить подкрашенную воду в специальной форме. Если вы не сможете найти такую форму, то можете использовать лоток для заморозки льда. Поместите деревянную палочку для леденцов в середину кубика до того, пока он полностью замерзнет, чтобы ваш ребенок мог за нее держаться

Волшебник

Наполните пластмассовую коробку для бутербродов обезжиренными взбитыми сливками и добавьте несколько капель пищевого красителя. Плотно закройте коробку и герметично заклейте скотчем.  Пусть ваш малыш трясет коробку, чтобы белая пена стала цветной.

Другие варианты

Дайте вашему малышу коробку со сливками двух несмешанных цветов. Пусть он перемешает их в третий цвет. Попробуйте красный и синий (чтобы получился фиолетовый), синий и желтый (чтобы получился зеленый) или красный и желтый (чтобы получился оранжевый).

Мамин помощник

В эту игру лучше всего играть летом, потому что малыши (и родители) обязательно промокнут. За ребенком нужно постоянно смотреть, особенно если он стоит на стуле или табуретке перед раковиной.

Все малыши любят мыть посуду в раковине или даже на столе в наполненном теплой водой тазу или в большой чашке. (Не используйте мыльную воду, потому что ребенок может попить воду)

Дайте своему малышу губку, тряпку для мытья посуды или щетку с мягкой щетиной, и пусть он «вымоет» всю безопасную для детей посуду в доме.

Другие варианты

Пусть ваш ребенок опустит губку в воду и выжмет ее в кружки, чашки и другие емкости.

Это очень хорошо, если у вашего малыша будет свой собственный шкаф, когда вы заняты на кухне, и он тоже хочет быть там с вами. Выберите один шкаф, до которого ваш ребенок сможет достать (как можно дальше от плиты), и положите в него безопасные и образовательные предметы. Например:

*    Емкости: возьмите набор разных по размеру пластиковых емкостей или кружек, чтобы ваш малыш мог ставить их друг в друга и делать из них пирамиду. Составление емкостей в пирамиды и разделение объектов по размеру и форме поможет вашему ребенку решать задачи, ориентироваться в пространстве и развивать другие элементарные математические способности.

*    Шейкеры: шейкеры также способствуют обучению. Ваш малыш узнает многое о различных звуках, причинах и следствиях: когда его трясешь, он издает звук. Вы можете сами сделать шейкер, наполнив маленькие емкости бобами, рисом или макаронами. Проверьте, чтобы крышка была хорошо закрыта, потому что ребенок обязательно захочет узнать что внутри

Игры с тестом открыты для фантазии, с ним очень многое можно сделать. Например:

*    Самые маленькие дети могут просто обследовать его (или съесть). Они могут его катать, сжимать и толочь.

*    Раскатайте его скалкой.

»    Сделайте шарики, веревки и ленты.

*    Поэкспериментируйте с отпечатками: надавите на него формочками для печенья, фрагментами от пазлов, листьями и (или) цветами, пустой пластмассовой емкостью или крышкой.

*    Оставьте следы на тесте игрушечной машиной или пластмассовым животным.

*    «Нарисуйте» блин палочкой, пластмассовой ложкой или вилкой на раскатанном тесте.

*    Наполните формочки для печенья или маленькую чашку шариками.   Приготовьте что-нибудь из теста (веселое печенье, пироги и торты) и разложите в пластмассовые тарелки.

Если все необходимое для «игры с тестом» вы храните в большой пластмассовой емкости или банке из-под кофе, то вам не придется обыскивать кухню каждый раз, когда вы захотите сделать веселое тесто.

Другие варианты

Сделайте из песочного теста печенье в форме руки. Раскатайте тесто примерно 1 см толщиной и вырежьте круг. Плотно надавите рукой ребенка на тесто и быстро ее уберите, чтобы он не успел сжать руку и испортить отпечаток.

•   Насыпьте подкрашенный сахар или другие украшения на отпечаток руки малыша.

*   Опустите руку вашего ребенка в теплую воду, затем в подкрашенный сахар и затем на печенье.

.   Используйте пластмассовый нож, чтобы очертить контур руки малыша и вырезать ее форму.

Нужно быть предельно осторожным во время использования плиты. Необходимо, либо печь печенья во время сна ребенка, либо поставить перегородку между ним и плитой.

Мука        
Мерные ложки, стаканы, черпаки

Банка из-под кофе        
Овсяная, кукурузная крупа (необязательно)                                  

Насыпьте на стол немного муки. Подготовьте мерные ложки, чашки и черпаки. Ваш малыш может поиграть в «химика», пересыпая муку из одной емкости в другую; в «пекаря», насыпая ложкой муку в мерный стакан, или он может просто наслаждаться тем, что играет с предметами, при помощи которых мама и папа делают выпечку!

Высыпьте муку в старую банку из-под кофе для повторного использования.

Другие варианты

*    Пусть ваш малыш поэкспериментирует с другими веществами: овсяной или кукурузной крупой.

*    Покажите ему, что произойдет, если в муку добавить воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

Самые распространенные ошибки, которые допускают взрослые при обучении детей чтению в домашних условиях - как их избежать?...

Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях

Ознакомить родителей с использованием игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях...

Сидим дома с пользой. Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях.

Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях....

07.05.2020 г Сидим дома с пользой. Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях.

В дни "карантина" предлагаю вместе с детьми погрузится в "волшебную магию". Опыты, эксперименты очень интересны детям. А самое главное, исследуя ребенок сам отвечает на с...

Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях.

В дни "карантина" предлагаю вместе с детьми погрузится в "волшебную магию". Опыты, эксперименты очень интересны детям. А самое главное, исследуя ребенок сам отвечает на с...

Рекомендации для родителей. Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях.

Когда сынишке было три,Хотел он всё на свете знать.И задавал, пока он рос,На дню стотысячный вопрос.  Предлагаю вместе с детьми погрузится в "волшебную магию". Опыты, экспер...

Картотека для опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.

Совместная опытно-экспериментальная деятельность предоставляет прекрасную возможность для взаимодействия всех участников педагогического процесса. Для активного включения родителей в воспитательно-обр...