Статья для родителей:" Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста» «Виды деятельности и способы их освоения детьми 5-7 лет».
статья ( группа) на тему

Павлова Анастасия Геннадьевна

Старший возраст – это развитие очень важного  периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся,  в пять лет..... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_roditeley.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей.

 «Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста»

«Виды деятельности и способы их освоения детьми 5-7 лет».

Старший возраст – это развитие очень важного  периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся,  в пять лет. Идет процесс активного созревания организма. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик ребенка и исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными мотивами. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.                          
 Большую значимость для детей 5-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Они продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

Богаче по содержанию становится общение ребёнка с взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают. Развитие общения детей со взрослыми к концу седьмого года жизни создаёт отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой — очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.        
Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра.  В сюжетно-ролевых играх дошкольники  седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.
 Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.  В этом возрасте они могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой; они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания).  

Каждый тип детской деятельности предполагает определенные способы ее реализации, помогающие организовывать овладение различными аспектами культурного опыта - первоначально в совместной деятельности со взрослым, а впоследствии в самостоятельной деятельности ребенка. Игрушки - единственно доступное культурное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством организации самостоятельной деятельности и задает зону ближайшего развития, то есть обеспечивает переход от совместной со взрослым деятельности к индивидуальной. Самостоятельную деятельностью ребенка с игрушкой принято называть игрой. Поэтому для развития игры большое значение имеют особенности игрушек, которые даются детям и на которых взрослый показывает им игровые действия.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра. Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Ряд игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно, или лишь обозначается словами.

Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам.

В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

Среди разнообразных видов творческой деятельности, которыми любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей.

Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Итак, ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это - сотрудничество со сверстниками, с взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры - общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один - учебная деятельность, и ребенок 5 - 6 лет практически оказывается вовлеченным по меньшей мере в семь-восемь различных видов деятельности, каждый из которых специфически интеллектуально и морально развивает его.

Следует подчеркнуть, что все описанные игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, следит за выполнением правил.

В любой игре содержатся два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т. д.). Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умения со своими. И наконец, игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.

Два вида правил в простой, доступной для ребенка форме, без назидательности способствуют повышению организованности, ответственности, самоограничения, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

Но все это становится возможным только в том случае, если игра, предложенная ребенку, в готовом виде (т. е. с определенным содержанием и правилами) активно принимается им и становится его собственной игрой. Доказательством того, что игра принята, являются просьбы детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлечет ребенка, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

На каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, их тоже необходимо учитывать при проведении игр. Почти в каждой группе есть по крайней мере три типа детей, которые по-разному ведут себя и соответственно требуют разного подхода.

Активные, подвижные, склонные к сильному возбуждению дети. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто они не обращают внимания на других и заняты только демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них. При проведении игры надо показывать таким детям важность соблюдения правил и сделать так, чтобы эти дети получили удовлетворение от их выполнения.

Робкие, опекаемые, осторожные дети. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую дня них деятельность. Сначала держатся напряженно, но с интересом наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и сверстников интересом к игре и через некоторое время сам начинает проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным только при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) взрослого.

Вялые, пассивные дети, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Даже при многократном повторении игры они не понимают ее суть и избегают активных ролей, а взяв их на себя, действуют неправильно. Такие дети требуют особого внимания. Коллективная, групповая работа с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте с взрослым, его внимании, объяснении, поощрении. Индивидуальные занятия необходимы для их нормального психического и личностного развития.

Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях при освоении ими способов выполнения видов деятельности. Вместе с тем, к сожалению, в детских садах иногда пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при каких обстоятельствах. Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача взрослого (и в этом заключается особенность взаимодействия) – заинтересовать ребенка, увлечь его полезным занятием, поддерживать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить способствовать потере интереса к игре, что сделает ее бессмысленной. Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить в игре. Ребенок в дошкольном возрасте не может учиться лишь по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. В интересной и увлекательной игре такая необходимость возникает естественно. Подменять игру упражнением или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо. Тем более недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми. Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика – это искусство. Только радость от успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию личности человека.

В ходе игр каждый ребенок овладевает определенными навыками общения, которые невозможны без овладения определенными способами общения. К таким способам относятся:

- ведущей роли игровой деятельности – опора на игровые методы воспитания и обучения; учет того, что игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребенку, применение игр, основанных на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, реализовывать свои потребности, интересы, задачи развития;

- субъективность в развитии детей – предполагает отношения как  к субъекту, построение взаимодействия с ним на основе субъект – порождающего и субъект совместного типов (по В. И. Панову); обусловливает проявление у ребенка нового отношения к миру, себе, другим людям, новых способностей, желаний, интересов, побуждений к деятельности, развитие творческих способностей;

- способ интеграции – объединение усилий всех субъектов образовательного процесса для реализации психолого-педагогической программы, использование интегративных форм деятельности на занятиях и в воспитательных делах;

- способ взаимосвязи изучаемых структурных блоков программы – сочетание, взаимное проникновение содержательных блоков;

- способ систематичности – последовательное и непрерывное изучение учебного материала;

- способ диалогичности – открытое диалогичное взаимодействие субъектов образовательного процесса, основанное на безусловном принятии дошкольника; позитивное восприятие педагогом детей и детьми друг друга, вера в ребенка; создание ситуации успеха каждому дошкольнику исключает негативную оценку; указание на ошибки, критику, предусматривает поддержку возможностей достижений, позитивных устремлений, положительных черт, потенциала дошкольника;

- способ рефлексивности – осмысление педагогом-психологом продвижения в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников, детьми – личностных изменений в собственном развитии;

- способ самоценности дошкольного возраста – учет того, что каждый период детства рассматривается как настоящая, яркая, самобытная жизнь; решение образовательных и воспитательных задач должно опираться на характерные для каждого возраста виды деятельности и общения со взрослыми и со сверстниками;

- способ совместимости – содействия, сопереживания, организация взаимодействия педагога с детьми и детей друг с другом, соблюдение правил поведения.

Таким образом, в возрасте 5-7 лет у дошкольников формируются различные виды деятельности, которые могут рассматриваться как особые формы передачи и освоения культурного опыта, отражающие специфику жизни детей в обществе. К ним относятся следующие: игровая деятельность, творческая деятельность, совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста

статья для работников дошкольных учреждений...

Загадки в развитии детей дошкольного возраста . Виды загадок.

Загадки в развитии детей дошкольного возраста . Виды загадок.В ходе многолетней работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. С ...

: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...