Направления и формы работы с семьей в соответствии с ФГОС
консультация (старшая группа) на тему

Шелкунова Анжела Александровна

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_microsoft_word_2.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Направления и формы работы с семьей в соответствии с ФГОС

Воспитатель: Шелкунова А.А

Ставрополь-2016

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность образовательной организации необходимо вести по четырем направлениям

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начать работу целесообразно с анкетирования «Сотрудничество образовательной организации и семьи». На основе собранных данных проводится анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфики семьи и семейного воспитания ребенка с ОВЗ, выработка тактики своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Важным критерием является «включенность» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее  можно выделить качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет  выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса приводит к изменению понимания типов семей:

активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;

заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;

равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей с ОВЗ разного возраста. Совместная работа специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, учитель, классный руководитель -в зависимости от образовательной организации (ОО или ДОО)) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах развития ребенка, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из цели всего учреждения, необходимо сформулировать свои цели в работе с родителями в условиях группы (класса).

Примерные цели:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» можно  провести в нетрадиционной форме.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в квартал, в зависимости от особенностей группы, возраста детей, контингента родителей. Если подбор родителей группы таков, что это люди, уже имеющие старших детей, то в таком случае они знают и практически, и теоретически, что значит иметь ребёнка-дошкольника.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень дисциплинирует родителей и даёт понять, что образовательная организация  целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты  воспитательно-образовательного процесса в группе (классе), результаты проводимых мероприятий и праздников и др.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей группы (класса). Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения воспитанников группы (класса), собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники,  походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Педагог должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

    I. Анкетирование родителей по теме собрания.

       Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

    II. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.

    Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети.

    Приглашения раздаются за неделю до собрания.

    III. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.

    Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

    IV. Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания.

    В конкурсах участвуют дети и родители.

    Педагог знакомит родителей с образцами работ.

    Все работы выставляются до начала собрания.

    Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.

    V. Запись ответов детей по теме собрания ни магнитофон.

    VI. Приглашение сказочного героя на собрание (для родителей детей дошкольного возраста).

    VII. Написание плакатов по теме собрания.

    VIII. Проведение заседания родительского комитета за месяц до собрания.

    Распределение обязанностей по подготовке собрания: ответственный за музыкальное оформление, ответственный за организацию конкурса, ответственный за проведение рейдов проверки, ответственный за оформление группы и столов.

    Хорошо, если до начала собрания звучит музыка.

    На столах, расставленных по кругу, необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей, конверты с цветограммами, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

    На столе педагога: магнитофон, настольная лампа или подсвечник со свечами, материалы для проведения собрания.


Родительские собрания нетрадиционной формы

«Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – образовательная организация» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель (учитель)  узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»

«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

«Семинар-практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции,  игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка  (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер-класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенда « Копилка родительского опыта».

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать  следующие методы  активизации родителей.

«Мозговой штурм»  - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений».  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики   (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись  наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах».  При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них , родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Какой бы вид собрания ни выбрал воспитатель (учитель), следует придерживаться десяти правил:

  -собрание должно запомниться;

  - должно заставить задуматься;

  - настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;

  - информационный блок должен быть хорошо подготовлен;

  - в присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с родителем;

  - на каждого родителя должно хватить времени;

  - собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу;

  - уважайте свое время и время родителей – собрание не должно длиться более 1ч 20 мин: 20 мин –довести новую информацию,15 – 20 мин выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы.  Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения;

 - каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству;

  - будьте изобретательны – проводите собрание по – новому.

Наглядно – информационное направление

Наглядно-информационное направление включает в себя:

родительские уголки; папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»; семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»; библиотека – передвижка

фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»

фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья»; семейный вернисаж «Лучшая  семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой», эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» копилка Добрых дел и др.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Данная форма в большей степени используется в дошкольной образовательной организации. Для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей можно использовать, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Варианты оформления уголков для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ С УЧЕТОМ ФГОС ДО...

Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО

В презентации содержатся новые формы работы с родителями, такие как "Родительские уроки", совместные проекты, "Дни добрых дел", опыт семейного воспитания, проведение совместных праздников, создание ст...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС»

Цель мастер-класса:- способствовать формированию активного творческого восприятия музыки, умению получать наслаждение от игр и совместных действий, воспитывая доброжелательность и умение быть ком...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Статья содержит инновационные формы работы, приненяемые в нашем ДОУ....

Формы работы с семьей в соответствии с требованиями ФГОС

Установление партнерских отношений с семьей и каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей....