Учитесь играя "Блоки Дьенеша"
консультация (младшая группа) на тему

Емельянова Екатерина Михайловна

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskie_bloki_denesha.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Играйте с детьми.

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  • формой -  круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
  • цветом - красные, желтые, синие;
  • размером - большие и маленькие;
  • толщиной - толстые и тонкие.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.

Сначала предлагаются самые простые игры.

  • Найди все фигуры (блоки), как эта" по цвету (по размеру, форме).  

  • Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру).

  • Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

  • Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).

  • Найди такие же, как эта" по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета.

Более сложный вариант:

Найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

"Цепочка" От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку.

Варианты построения цепочки:

а)        чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

б)        чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и т.д.);

в)         чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

г)        чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

"Второй ряд"

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

"Домино"

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей. Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному.

Например:

а)        фигурами другого цвета (формы, размера);

б)        фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы;

в)        фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);

г)         такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);

д)        ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

        "Раздели фигуры"

Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:

  • Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).
  • А у зайки? (Все не красные). Попробуйте разделить фигуры по-другому:

а)        чтобы у мишки оказались все круглые;

б)        чтобы зайцу достались все большие;

в)        чтобы зайцу достались все желтые и т.д.

Более сложный вариант этой игры:

Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие).

Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, не квадратные). Предлагаются другие варианты заданий.

Разделите фигуры так, чтобы:

  • У мишки оказались все треугольные, а у зайки - все большие;
  • Мишке достались все маленькие, а зайке - все прямоугольные;
  • У мишки оказались некруглые, а у зайки - все желтые.  
  • Наконец, наиболее трудный вариант игры "Раздели фигуры". Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки- все желтые, у Незнайки все большие.
  • Какие фигуры достались только Буратино? (Круглые, нежелтые, маленькие).
  • Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые, маленькие, некруглые).
  • Скажи, какие фигуры достались только Незнайке? (Большие, нежелтые, некруглые).
  • Какие фигуры подошли сразу и Буратино и Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие).
  • Какие фигуры достались сразу и Буратино и Незнайке? (Круглые, большие, нежелтые).
  • Незнайке с Чебурашкой? (Большие, желтые, некруглые).
  • Какие фигуры подошли всем трем персонажам? (Круглые, желтые, большие).
  • А какие фигуры оказались ничьи? (Большие, некруглые, не желтые).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Учимся , играя. Блоки Дьенеша"

Логические блоки Дьенеша – что это такое? Как играть? Какая польза?На эти вопросы вы найдете ответы в данной консультации...

Учить творчеству? Невозможно! Создать условия, но не учить! Учить, но не собственно творчеству…»

Дать элементарные экологические знания о дереве, лесе. Учить выявлять и разре¬шать противоречия, проблемные ситуа¬ции. Закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы....

Консультация для родителей. "Логические блоки Дьенеша: учимся играя"

Цель: познакомить родителей и детей с логическими блоками Дьенеша, каков их состав и назначение. В консультации предложены игры и упражнения с блоками Дьенеша....

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...

Консультация для родителей на тему: «Логические блоки Дьенеша: учимся играя».

Консультация для родителей на тему:«Логические блоки Дьенеша: учимся играя»....

Консультация для родителей. "Логические блоки Дьенеша: учимся играя"

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического,...