"Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
статья (младшая группа) на тему

Тимошенкова Людмила Ивановна

Представляю статью проведения родительского собрания в дошкольной группе (дошкольники младшей группы с нарушением интеллекта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobr._no8.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Слайд 1

        Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки каждого ребёнка к школе.

Слайд 2

        Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми. 

Слайд 3

        Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Слайд 4

         Руки и пальцы - это универсальный инструмент, который всегда с ребенком. Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты.

Слайд 5

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) – предыдущий год. В 2015-2016 году списочный состав в группе изменился (возрастной состав детей (от 4-7 лет). Поэтому было необходимым провести дополнительное первичное психолого-педагогическое обследование детей. Диагностические исследования показали, на что нужно обратить особое внимание, где наблюдаются успехи или наоборот, проблемы и наметить пути их решения.

Слайд 6

        Трудность оказалась в том, что результаты динамики развития двигательной сферы вновь принятых детей указали на ослабленность развития ручной и мелкой моторики: несогласованности действия рук, нарушение координации движений. Работоспособность и характер деятельности снижены, дети быстро устают, правила не выполняют. Мелкая моторика обеих рук развита плохо.  

У детей весьма малый запас слов, знаний и умений, они не уверенно действуют с предметами, моторно не ловки, почти у всех нарушена координация движений. Это накладывает большой отпечаток на их трудовую деятельность, которая состоит не только из практических, но и познавательных действий.

        Таким образом, имеющиеся отклонения в развитии познавательных процессов, существенно затрудняют процесс обучения воспитанников на продуктивном занятии – лепка. Это явилось причиной уменьшения количества воспитанников осваивать программу Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой  "Коррекционно - развивающее воспитание и обучение".

Слайд 7

Именно лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимого для детей с ОВЗ на начальных этапах формирования художественно-эстетического развития. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Также ребёнок усваивает способы передачи основных признаков предмета – формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребёнка концентрируется на предмете, а выполняемые действия закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи ребёнка. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Слайд 8

        Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.

        Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).

        С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов - лепка становится самым интересным и любимым занятием.

Слайд 9

ПРИЕМЫ ЛЕПКИ:                               
- отщипывание 
- раскатывание 
- сплющивание 
- вдавливание 
- оттягивание 
- прищипывание 
- примазывание 
- прижатие 
- сглаживание 
- налепы 
- процарапывание.


Виды лепки:

- предметная лепка

- сюжетная

- декоративная

Слайд 10

        Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (презентация к родительскому собранию)

Презентация к родительскому собранию "Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. .

Описание: предлагаю Вашему вниманию материал, который может быть полезен педагогам в детских садах (например взять за тему собрания, или консультацию для родителей), так и студентам обучающимся в...

Приложение №4. Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследовани...

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Цель: дать теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами лепки. Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? Мелкая моторика влияет на развитие...

Консультация для родителей. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.     Цель: дать теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошк...