Консультация "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
консультация

Колесник Евгения Валентиновна

Консультация "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Очень многое мы можем, очень многое умеем!»

(Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста)

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или  помочь ему в чем-то приходилось слышать «Я сам!».

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – родители стремятся сделать все за него сами. Но этим они причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

По мнению психологов, уже к трем годам у ребенка возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.

Первый из них - негативизм, т. е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

Затем - упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребенок настаивает на своем просто потому, что он потребовал.

Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

И наконец, своеволие. Ребенок все хочет сделать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.

Также в поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребенок будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше не употреблял.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Что же дети могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то, что они малы?

Например, трехлетние дети могут:

1. - Мыть руки, засучивая рукава;

- мыть лицо, не разбрызгивая воду;

- правильно пользоваться мылом;

- не мочить одежду;

- сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его в определенное место.

2. - Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы расстегивать, застегивать.

3. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

4. Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

5. Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом.

6. Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

7. Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется помощь взрослых. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, носков, маек), постоянное и удобное место для полотенца

и т.д.

Кроме того, для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей, необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Трехлетний ребенок уже способен включаться в различную полезную деятельность. Они очень активны и с огромным удовольствием выполняют

различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы бабушка ее почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол.

Можно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает «сам», но не делать за него.

Подготовила: воспитатель Колесник Е.В.