Приобщаем к искусству
консультация (младшая группа) на тему

Балашова Татьяна Анатольевна

 

Приобщаем к искусству

 

Потешки, загадки, песенки для детей 2-4 лет

 

  Потешки, загадки, русские народные песенки оказывают очень большое влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Предлагаем произведения, которые могут быть использованы с первых дней работы с малышами. Их легко инсценировать даже тогда, когда дошкольники ещё не владеют активной речью. Они динамичны, богаты глаголами. Построены на множестве повторов, что способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению.

 

   Многие фольклорные произведения содержат повторы слогов, что развивает фонематический слух, воспитывает чувство ритма и рифмы.

   Потешки, в содержании которых- диалог в сочетании с движениями, помогут взрослому развить у детей умение использовать в игре предметы-заместители.

 

Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»

 

Цели: привлечь интерес к потешке. Помочь её запомнить. Выразительно повторять за взрослыми.

  Дети сидят на стульях, перед ними иллюстрация к потешке «Кисонька- мурысонька».

Взрослый:  кто это? Это киса, кисонька.

Дети повторяют слова «киса, кисонька».

Взрослый: кисонька красивая. Пошла кисонька на мельницу, муку молола. Прянички пекла. Кисонька ела прянички.

Взрослый спрашивает: покажи кисоньку, какая кисонька, куда пошла кисонька, что делала кисонька,что ела кисонька? После беседы читает потешку. Показывает запрещающие движения указательным пальцем правой руки. Предлагает детям следовать за игровыми движениями, повторять за ним слова «не ешь одна». Потешка прочитывается несколько раз.

 

-Кисонька- мурысонька,

ты где была?

-на мельнице.

Что там делала?

-муку молола.

-кисонька- мурысонька,

что из муки пекла?

-прянички.

-кисонька- мурысонька,

с кем прянички ела?

-одна.

-не ешь одна! Не ешь одна!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чтение потешки «Киска, брысь»

 

   Цели:учить воспринимать ритм потешки. Обучать игровым движениям согласно тексту (прогонять кошку, делать запрещающие движениями указательным пальцем правой руки).

 

  Дети сидят на стуле. Перед ними картинка или игрушка- пушистый котёнок.

Взрослый: кто это? Это котик, киска.

Дети повторяют слова «киска».

Взрослый: (по картинке) киска красивая, зелёные глазки, длинные усы, мягкая пушистая шубка. Киска стоит.

Взрослый спрашивает: кто это? Какая киска? Какая у неё шубка? Какие усы? Что делает киска?

Потешка прочитывается несколько раз.

 

Киска,киска,киска брысь!

На дорожку не садись:

наша деточка пойдёт,

через киску упадёт!

 

чтение сопровождается игровыми действиями: прогоняет котёнка, делает запрещающие движения указательным пальцем правой руки, предлагает детям следовать его игровым движениям, повторять за ним слова: «брысь, садись, пойдёт, упадёт». Затем вместо слова «деточка» взрослый называет имена детей.

 

 

 

 

 

Исполнение колыбельной песни «Котя, котенька коток»

 

  Цели: развивать внимание при прослушивании песенки.

Формировать умение выполнять действия согласно тексту ( покачивать куклу и укладывать в постель).

 

     Взрослый показывает кровать, где лежит кукла.

-Посмотрите, наша Танечка устала, она легла спать.

Кто это? Что делает Танечка? Где она спит? Поёт колыбельную песенку, укачивая куклу в кроватке, произносит «а-а-а». Песня поётся несколько раз. Взрослый предлагает во время пения покачать куклу.

 

Котя, котенька, коток,

котя- серенький хвосток,

приди, котик, ночевать,

нашу деточку качать.

уж как я тебе, коту,

за работу заплачу:

дам кусочек пирога

и кувшинчик молочка.

Уж ты кушай, не кроши,

больше кушать не проси.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение потешки «Ладушки»

 

   Цели:учить подражать игровым действиям, чувствовать ритм потешки, воспроизводить подражательные звуки.

   Дети рассматривают иллюстрацию к потешке «Ладушки». Взрослый спрашивает: кто это? (малыш), как его зовут? Предлагает имя- Петя, Петенька. Затем задаёт вопросы по картинке: Какой Петенька? Где он сидит? Что делает? Кто прилетел к Петеньке?

   Взрослый читает  потешку  и сопровождает её игровыми действиями: ритмично хлопает в ладоши, поднимает руки вверх, кладёт на голову ладони.при последующем чтении просит детей повторить движения и слова.

 

-ладушки, ладушки,

где были?

-у бабушки.

-что ели?

-кашку.

-что пили?

-бражку.

Кашка масленька,

бражка сладенька,

бабушка добренька.

попили,поели,

шу, полетели!

На головку сели!

Сели, посидели,

прочь улетели!

 

 

Чтение потешки «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко»

 

   Цели: уточнение звукопроизношения. Совершенствование умения повторять слова. Развитие памяти.

  Взрослый показывает картинку или игрушки- курочку и цыплят. Спрашивает и сам же отвечает: кто это? (курочка, цыплята). Дети повторяют слова: «курочка, цыплята».

 Курочка гуляет, цыплята гуляют. Какие цыплята?(жёлтые), как зовёт цыплят курочка? ( ко-ко-ко).

  Цыплята клюют зёрна. Покажите, как они это делают?(дети стучат пальчиками по столу).

  Цыплята гребут лапками. Как они это делают?(дети имитируют движения ногами).

  Что делают цыплята?(ищут червяка, пьют воду, клюют зёрна).

  Взрослый читает потешку, воспроизводит игровые движения. Дети повторяют за ним.

 

Вышла курочка гулять,

свежей травки пощипать.

А за ней ребятки-

жёлтые цыплятки.

«ко-ко-ко, ко-ко-ко,

не ходите далеко!

Лапками гребите,

зёрнышки ищите».

Съели толстого жука,

дождевого червяка,

выпили водицы

полное корытце.

 

 Чтение потешки «скачет зайка по дорожке»

 

  Цели: учить воспринимать ритм потешки, произносить отдельные слова, выполнять игровые движения.

 

   Дети сидят на стульях. Перед ними картинка (игрушка)- заяц.

Взрослый: кто это? Это зайчик.(дети повторяют слово «зайчик»). Зайчик красивый. Чёрные глазки, длинные ушки, серая шубка. Он скачет по дорожке.

   Взрослый проводит беседу по картинке, задаёт вопросы: Какой зайчик? Какие глазки у зайки? Какие у него ушки? Какая шубка? Что делает зайчик?

  Чтение потешки взрослый сопровождает игровыми действиями: прыгает поочерёдно на правой и левой ноге, на обеих ногах. Читая повторно, предлагает детям следовать его игровым движениям и повторять слова «скок, зайчик».

 

Скачет зайчик по дорожке,

скок,скок.

Правой ножкой,левой ножкой,

скок,скок.

Прыгай,прыгай,вместе ножки,

скок, скок.

И похлопаем в ладошки,

скок,скок.

 

 

 

 

 

 

Чтение потешки «Еду, еду...»

 

   Цели: развивать активное восприятие потешки. Учить произносить отдельные слова и делать игровые движения.

 

    Дети рассматривают картинку. Взрослый задаёт вопросы, отвечает на них: Кто это? -Мальчик. Что делает мальчик? Покажи где у него шапка? Какого цвета шапка? -шапка красная. Как его зовут? -Ваня.

Где он едет?- по дорожке. Как едет Ваня? К кому он едет? - к бабе, к деду.

   Взрослый предлагает повторить за ним игровые движения: «скачем на лошадке». По его просьбе дети воспроизводят крик лошади: «и-го-го», при слове «бух» присаживаются на корточки.

 

Еду, еду,к бабе , к деду

на лошадке в красной шапке,

по ровной дороженьке,

на одной ноженьке,

в старом лопаточке,

по рытвинам, по кочкам,

всё прямо и прямо,

а потом вдруг...в яму

бух!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchaem_k_iskusstvu_k.d.r.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщаем к искусству

Потешки, загадки, песенки для детей 2-4 лет

  Потешки, загадки, русские народные песенки оказывают очень большое влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Предлагаем произведения, которые могут быть использованы с первых дней работы с малышами. Их легко инсценировать даже тогда, когда дошкольники ещё не владеют активной речью. Они динамичны, богаты глаголами. Построены на множестве повторов, что способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению.

   Многие фольклорные произведения содержат повторы слогов, что развивает фонематический слух, воспитывает чувство ритма и рифмы.

   Потешки, в содержании которых- диалог в сочетании с движениями, помогут взрослому развить у детей умение использовать в игре предметы-заместители.

Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»

Цели: привлечь интерес к потешке. Помочь её запомнить. Выразительно повторять за взрослыми.

  Дети сидят на стульях, перед ними иллюстрация к потешке «Кисонька- мурысонька».

Взрослый:  кто это? Это киса, кисонька.

Дети повторяют слова «киса, кисонька».

Взрослый: кисонька красивая. Пошла кисонька на мельницу, муку молола. Прянички пекла. Кисонька ела прянички.

Взрослый спрашивает: покажи кисоньку, какая кисонька, куда пошла кисонька, что делала кисонька,что ела кисонька? После беседы читает потешку. Показывает запрещающие движения указательным пальцем правой руки. Предлагает детям следовать за игровыми движениями, повторять за ним слова «не ешь одна». Потешка прочитывается несколько раз.

-Кисонька- мурысонька,

ты где была?

-на мельнице.

Что там делала?

-муку молола.

-кисонька- мурысонька,

что из муки пекла?

-прянички.

-кисонька- мурысонька,

с кем прянички ела?

-одна.

-не ешь одна! Не ешь одна!

 

чтение потешки «Киска, брысь»

   Цели:учить воспринимать ритм потешки. Обучать игровым движениям согласно тексту (прогонять кошку, делать запрещающие движениями указательным пальцем правой руки).

  Дети сидят на стуле. Перед ними картинка или игрушка- пушистый котёнок.

Взрослый: кто это? Это котик, киска.

Дети повторяют слова «киска».

Взрослый: (по картинке) киска красивая, зелёные глазки, длинные усы, мягкая пушистая шубка. Киска стоит.

Взрослый спрашивает: кто это? Какая киска? Какая у неё шубка? Какие усы? Что делает киска?

Потешка прочитывается несколько раз.

Киска,киска,киска брысь!

На дорожку не садись:

наша деточка пойдёт,

через киску упадёт!

 

чтение сопровождается игровыми действиями: прогоняет котёнка, делает запрещающие движения указательным пальцем правой руки, предлагает детям следовать его игровым движениям, повторять за ним слова: «брысь, садись, пойдёт, упадёт». Затем вместо слова «деточка» взрослый называет имена детей.

Исполнение колыбельной песни «Котя, котенька коток»

  Цели: развивать внимание при прослушивании песенки.

Формировать умение выполнять действия согласно тексту ( покачивать куклу и укладывать в постель).

     Взрослый показывает кровать, где лежит кукла.

-Посмотрите, наша Танечка устала, она легла спать.

Кто это? Что делает Танечка? Где она спит? Поёт колыбельную песенку, укачивая куклу в кроватке, произносит «а-а-а». Песня поётся несколько раз. Взрослый предлагает во время пения покачать куклу.

Котя, котенька, коток,

котя- серенький хвосток,

приди, котик, ночевать,

нашу деточку качать.

уж как я тебе, коту,

за работу заплачу:

дам кусочек пирога

и кувшинчик молочка.

Уж ты кушай, не кроши,

больше кушать не проси.

Чтение потешки «Ладушки»

   Цели:учить подражать игровым действиям, чувствовать ритм потешки, воспроизводить подражательные звуки.

   Дети рассматривают иллюстрацию к потешке «Ладушки». Взрослый спрашивает: кто это? (малыш), как его зовут? Предлагает имя- Петя, Петенька. Затем задаёт вопросы по картинке: Какой Петенька? Где он сидит? Что делает? Кто прилетел к Петеньке?

   Взрослый читает  потешку  и сопровождает её игровыми действиями: ритмично хлопает в ладоши, поднимает руки вверх, кладёт на голову ладони.при последующем чтении просит детей повторить движения и слова.

-ладушки, ладушки,

где были?

-у бабушки.

-что ели?

-кашку.

-что пили?

-бражку.

Кашка масленька,

бражка сладенька,

бабушка добренька.

попили,поели,

шу, полетели!

На головку сели!

Сели, посидели,

прочь улетели!

 

Чтение потешки «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко»

   Цели: уточнение звукопроизношения. Совершенствование умения повторять слова. Развитие памяти.

  Взрослый показывает картинку или игрушки- курочку и цыплят. Спрашивает и сам же отвечает: кто это? (курочка, цыплята). Дети повторяют слова: «курочка, цыплята».

 Курочка гуляет, цыплята гуляют. Какие цыплята?(жёлтые), как зовёт цыплят курочка? ( ко-ко-ко).

  Цыплята клюют зёрна. Покажите, как они это делают?(дети стучат пальчиками по столу).

  Цыплята гребут лапками. Как они это делают?(дети имитируют движения ногами).

  Что делают цыплята?(ищут червяка, пьют воду, клюют зёрна).

  Взрослый читает потешку, воспроизводит игровые движения. Дети повторяют за ним.

Вышла курочка гулять,

свежей травки пощипать.

А за ней ребятки-

жёлтые цыплятки.

«ко-ко-ко, ко-ко-ко,

не ходите далеко!

Лапками гребите,

зёрнышки ищите».

Съели толстого жука,

дождевого червяка,

выпили водицы

полное корытце.

 Чтение потешки «скачет зайка по дорожке»

  Цели: учить воспринимать ритм потешки, произносить отдельные слова, выполнять игровые движения.

   Дети сидят на стульях. Перед ними картинка (игрушка)- заяц.

Взрослый: кто это? Это зайчик.(дети повторяют слово «зайчик»). Зайчик красивый. Чёрные глазки, длинные ушки, серая шубка. Он скачет по дорожке.

   Взрослый проводит беседу по картинке, задаёт вопросы: Какой зайчик? Какие глазки у зайки? Какие у него ушки? Какая шубка? Что делает зайчик?

  Чтение потешки взрослый сопровождает игровыми действиями: прыгает поочерёдно на правой и левой ноге, на обеих ногах. Читая повторно, предлагает детям следовать его игровым движениям и повторять слова «скок, зайчик».

Скачет зайчик по дорожке,

скок,скок.

Правой ножкой,левой ножкой,

скок,скок.

Прыгай,прыгай,вместе ножки,

скок, скок.

И похлопаем в ладошки,

скок,скок.

 

Чтение потешки «Еду, еду...»

   Цели: развивать активное восприятие потешки. Учить произносить отдельные слова и делать игровые движения.

    Дети рассматривают картинку. Взрослый задаёт вопросы, отвечает на них: Кто это? -Мальчик. Что делает мальчик? Покажи где у него шапка? Какого цвета шапка? -шапка красная. Как его зовут? -Ваня.

Где он едет?- по дорожке. Как едет Ваня? К кому он едет? - к бабе, к деду.

   Взрослый предлагает повторить за ним игровые движения: «скачем на лошадке». По его просьбе дети воспроизводят крик лошади: «и-го-го», при слове «бух» присаживаются на корточки.

Еду, еду,к бабе , к деду

на лошадке в красной шапке,

по ровной дороженьке,

на одной ноженьке,

в старом лопаточке,

по рытвинам, по кочкам,

всё прямо и прямо,

а потом вдруг...в яму

бух!