Консультация для родителей «История изучения детского рисунка»
консультация на тему

О пользе рисования в общем развитии ребенка неоднократно высказывались Аристотель (384 — 322 до н. э.), Ян Амос Коменский (1592—1670), Джон Лок (1632— 1704). Жан- Жак Руссо (1712—1778), Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827). В 19 и начале 20 века вопросы методики обучения и воспитания детей средствами рисования активно разрабатываются в трудах ученых, методистов Америки, Пруссии, Австрии, Франции (Кульман, Пранг, Эльснер, Аугсбург, Брауншвиг, Тедд, Кершенштейнер и др.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_izucheni_yadetskogo_risunka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального

 образования  г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Консультация для родителей

«История изучения детского рисунка»

 

                                                                                                                                                         Подготовила:

Воспитатель          

МАДОУМО г.Нягань

                                                                           «Детский сад № 10 «Дубравушка»

Кожокарь Е.Ю.

                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                         

                                                              2014

О пользе рисования в общем развитии ребенка неоднократно высказывались Аристотель (384 — 322 до н. э.), Ян Амос Коменский (1592—1670), Джон Лок (1632— 1704). Жан- Жак Руссо (1712—1778), Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827). В 19 и начале 20 века вопросы методики обучения и воспитания детей средствами рисования активно разрабатываются в трудах ученых, методистов Америки, Пруссии, Австрии, Франции (Кульман, Пранг, Эльснер, Аугсбург, Брауншвиг, Тедд, Кершенштейнер и др.). Много ценного мы находим по проблеме эстетического воспитания детей средствами изобразительного искусства в работах русских педагогов 19 и начала 20 века: А.П. Сапожникова, К.Д. Ушинского, П.П. Чистякова, И.Н. Крамского, Д.Н. Кардовского. Вопросы специфики эстетического воздействия искусства и действительности, роли изобразительного искусства в воспитании личности человека, в формировании его убеждений, поступков освещаются русскими революционными демократами — В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевским. Особенно большое влияние оказала знаменитая диссертация Н.Г. Чернышевского «Об эстетическом отношении искусства к действительности».

Вообще, с конца XIX века детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений – психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии – детской психологии. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.

За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (Д.Селли, Н.Брауншвиг, Р.Лампрехт и др.).

Первым автором, посвятивший свой труд «Дети – художники» (1887г.) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Риччи. Исходя из биологизаторской теории спонтанного развития, Риччи дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Детские рисунки часто оценивались как произведения искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.

На основе биогенетической теории развитие детского творчества отождествлялось с развитием первобытного человека, детский рисунок понимался, как определенная ступень, предшествующая овладению речью, как особый вид игровой деятельности. Эти исследования требовали отказа от активного руководства детским творчеством, невмешательства в этот процесс, который предопределен внутренними биологическими законами. Почти одновременно с появлением зарубежных теорий развития детского творчества, интерес к детскому рисунку возник и в России.

В 1909 году в Москве открылась выставка «Искусство в жизни ребенка». Появились статьи и лекции о художественном воспитании. В 1911 году была переведена на русский язык книга К.Риччи «Дети – художники». Выходят в свет труды русских ученых, посвященных детскому рисунку (Л.Г.Оршанский, А.А.Рыбников, К.М.Лепилов, Ф.И.Шмит и др.). Характерным для работ русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций – с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.

Особый интерес представляет работа В.М.Бехтерева Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» (1910г.), не потерявшая значения до настоящего времени. В.М.Бехтерев рассматривал детское рисование в самый ранний период – у детей 3 - 4 лет. Он критически оценивал некоторые положения зарубежных авторов. В частности, он считал ненаучным вывод о возможности проникать в субъективный мир ребенка и на этой основе определять особенности его чувств и представлений. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах еще ничего не изображает.

В советский период изучением детской изобразительной деятельности занимались педагоги Е.А.Флерина, Я.А.Башилов, Н.И.Ткаченко, К.М.Лепилов, Е.В.Разыграев и другие, психологи К.Н.Корнилов, И.П.Ермаков, А.М.Шуберт, искусствоведы Ф.И.Шмит, А.В. Бакушинский и др.

Ф.И.Шмит организовал лицей детского творчества в Харькове, затем кабинет творчества при Всеукраинской Академии Наук в Киеве. Цель его исследований – выявление закономерностей детского творчества, при этом он утверждал, что ребенок воспроизводит не действительность, а образы своей фантазии.

Искусствовед, историк, педагог А.В.Бакушинский изучал творчество детей в сравнении с «примитивным искусством». Он утверждал, что источником детского творчества являются биологические факторы и развивается оно не под влиянием познания окружающего, а под влиянием накопленного родового опыта, инстинкта. А.В.Бакушинский был приверженцем биологизаторской теории, он считал, что детскому воображению и творчеству следует предоставлять полную свободу, всякое вмешательство только вредит.

В 1918 году организуется первая опытная станция Наркомпроса, в которой работали видные представители советской педагогики: С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая, Л.К.Шлегер, Е.А.Флерина. Их деятельность была направлена на решение общепедагогических задач эстетического воспитания на основе изучения личности ребенка. Итоги первых шагов изучения детского творчества в начале 20-х годов, уже показали, что творческое развитие зависит от воспитания.

Е.А.Флерина разработала основы методики изобразительной деятельности. В работе «Детский рисунок» (1924г.) она устанавливает принципы. Лежащие в основе руководства детским творчеством – широкое эстетическое воспитание; развитие наблюдательности, чувства цвета, ритма.

В разработке проблем теории и методики воспитания школьников в процессе обучения изобразительному искусству в советской общеобразовательной школе необходимо отметить работы таких известных советских ученых, научных работников, методистов, как П.Н. Анисимова, Г.В. Беда, Т. Ф. Беляева, Г.Г. Виноградовой, И.П. Глинской, С.И. Дембинского, В.В. Колокольникова, Г.В. Лабунской, Е.Е. Рожковой, Н.Н. Ростовцева, Н.И. Ткаченко, А.В. Триселева, Н. П. Сакулиной, А. М. Серова, Г. Б. Смирнова, Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Шорохова, Я.Я. Чернец, Б.П. Юсова и др.

Исследуя вопросы методики обучения и воспитания детей на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, советские ученые, методисты, педагоги, учителя-практики учитывали богатый опыт, накопленный в эстетическом воспитании дошкольников. Особенно значителен вклад в исследование проблем художественного и эстетического воспитания дошкольников Е.А. Флериной, П.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной.

Значительное влияние на разработку проблем художественного и эстетического воспитания дошкольников и школьников оказывают труды В.Н. Шацкой, В.А. Сухомлинского, И.Л. Любинского, Б.Т. Лихачева.

При разработке методистами отдельных вопросов проблемы эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства большую помощь оказывают исследования психологов в области психологии изобразительного творчества, в области эстетического восприятия, творческого воображения, пространственных представлений, чувств, интересов. Это труды Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, В.М. Теплова, Б.Ф. Ломова, А.Н. Шемякина, Е.И. Игнатьева, А.А. Люблинской, В.И. Кириенко, Н.Н. Волкова, П.М. Якобсона.

Научному обоснованию теории эстетического воспитания подрастающего поколения, раскрытию методологических основ учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства способствуют труды ведущих советских педагогов — А.М. Арсеньева, Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Л.В. Занкова, И.А. Каирова, И.Я. Лернера, Э.И. Моносзона, И.Т. Огородникова, А.И. Пискунова, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной.

Раскрытию психологических закономерностей идейно-эстетического развития школьников средствами изобразительного искусства в определенной мере помогают исследования по проблемам педагогической и возрастной психологии, психологии личности известных советских психологов — Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Г. Ковалева, Г.С. Костюка, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.Ф. Ломова, Н.А. Менчинской, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, А.А. Смирнова, Д.Б. Эльконина.

Труды А.Г. Егорова, М.Ф. Овсянникова, А. Дымшица, М.А. Лифшица, А.К. Лебедева, Г.А. Недошивина, В.А. Разумного, А.И. Бурова, В.В. Ванслова, В.К. Скатерщикова и других способствуют глубокой научной разработке теоретических вопросов проблемы эстетического воспитания школьников.

Итак, в области исследования детского творчества, которое продолжается до сих пор, ведущими являются два направления: невмешательство взрослых в изобразительную деятельность ребенка (биологизаторский подход) и активное руководство взрослыми воспитанием и обучением ребенка в процессе этой деятельности (социологизаторский подход). До сих пор вопрос о приоритете какого-либо направления остается открытым, хотя у второго направления больше последователей (особенно в отечественной педагогике).

Список источников:

1. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. - М.: ВЛАДОС,2000

2.В.Б.Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. - М.; Просвещение,1979

3.Н.М.Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск, Издательство ТИТУЛ, 1996.

4.Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР.-Вып 11. - М.: Л., 1947


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА РУССКИМИ И СОВЕТСКИМИ ПЕДАГОГАМИ И ПСИХОЛОГАМИ.

Интерес к детской психологии и детскому рисунку возник в России в первом десятилетии XX в., когда были переведены многие работы зару­бежных авторов — Дж. Селли, К. Бюллера, М. Брауншвига, К. Риччи, Г....

Консультация для родителей." Учимся читать детские рисунки."

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами....

Консультация для родителей "Учимся читать детские рисунки"

Консультация для родителей.Учимся читать детские рисунки.  Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он н...

Консультация для родителей "Как оценивать детские рисунки?"

"Как оценивать детские рисунки?" Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными....

Консультация для родителей "Как рассматривать детские рисунки"

Консультация для родителей "Как рассматривать детские рисунки"...

Консультация для родителей :"Как рассматривать детские рисунки"

Тема: «Как рассматривать детские рисунки»...

Консультация для родителей: «Что скрывают детские рисунки»?

Как расшифровать детские повседневные рисунки?...