игровые упражнения на развитие логического мышления
статья на тему

Мищенко Мария Валерьевна

развиваем логические мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya_na_razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКГО МЫШЛЕНИЯ

  1. «Составь загадку».

Эта игра  основана на известной методике (психологической)  «Четвертый лишний».  Экспериментатор предлагает испытуемому четыре картинки, среди которых три можно отнести к какой-то одной группе предметов или живых существ, а четверную к этой группе отнести нельзя, поэтому ее надо исключить. Например, кастрюля, чайник, сковорода, стул. Три картинки (кастрюля, чайник, сковорода) можно объединить в одну группу – «посуда», а картинку «стул» надо исключить как неподходящую к остальным.

Сначала с детьми проводится в виде игры на отгадывание загадок непосредственно методика «Четвертый лишний»: при этом преследуется цель – развить у ребят эмпирическое обобщение, т.е. научить их классифицировать предметы по существенным признакам или подводить под общее понятие. Обучаясь этой игре, сделанной из лото, ребята знакомятся с такими обобщающими понятиями как «мебель», «посуда», «транспорт».

После того, как с этим вариантом игры все участники группы справляются хорошо, им предлагается другой вариант.

Дети должны самостоятельно составить загадку на исключение четвертого лишнего. Все участники разбиваются на пары,  и каждый для другого составляет свою загадку, Причем по условиям игры требуется не просто исключение лишнего предмета, но и объяснение ответа. Если ребенок затрудняется это сделать, то объяснение дает тот, кто придумал загадку.

Второй вариант игры позволяет лучше освоить процесс эмпирического обобщения, т.к. требует не просто решения предложенной задачи, но и самостоятельного составления таковой, что гораздо сложнее.

Игра проводится в виде соревнования.

  1. «Лодочки».

Ребенку показывают картинку, где нарисованы красный и синий карандаши, стоящие возле реки.  У берега три лодки: красная, красно-синяя и синяя.  Показывая на картинку, взрослый предлагает ребенку следующую сказочную задачу: «Красный и синий карандаши хотят вместе покататься по реке на одной лодке. У берега стоят три лодки. Красному карандашу нравится лодка красного цвета, а синему нравиться синяя. Какую лодку им выбрать, чтобы они могли покататься вместе в одной лодке и чтобы и красный, и синий карандаши были довольны?».

Успешно справиться с этим заданием ребенок может только в том случае, если совместит данные сразу о  двух объектах. Содержащиеся в условии задачи (желание красного и синего карандашей), что позволяет ему выбрать лодку красно-синего цвета.

  1. «Точки, снежинки, палочки».

Перед ребенком кладут три ряда карточек по четыре в каждом. В первом ряду нарисованы точки, во втором – снежинки, а в третьем – палочки.

Взрослый показывает на первую карточку в первом ряду. «Посмотри, здесь нарисована одна точка. А здесь?», - спрашивает он, поочередно показывая на вторую, третью и четвертую карточки первого ряда.

Ребенок отвечает, что на второй карточке нарисованы две точки, на третьей – три,  на четвертой –  четыре. Затем взрослый показывает на первую карточку второго ряда и говорит: «Тут нарисована одна снежинка. А здесь?», - и поочередно показывает на каждую карточку второго ряда.  Ребенок отвечает, что на второй карточке две снежинки, на третьей – три, на четвертой – четыре. Тогда ведущий игру говорит: «Смотри, в первом и втором ряду точки и снежинки расположены в определенном порядке, а в третьем – палочки расположены в беспорядке. Разложи, пожалуйста, карточки с точками и снежинками».

Чтобы справиться с этой игрой, ребенку необходимо понять принцип построения первого и второго рядов, а затем перенести его на третий. Принцип построения первого и второго рядов фактически дается, т.к. дети сами называют количество возрастающей последовательности из точек и снежинок.

  1. «Составь рассказ».

Перед  тем, как проводить игру, приготовьте серию последовательных картинок, образующих связный сюжетный рассказ.

Перед детьми раскладывается серию картинок в неправильном порядке. Играющие должны установить верную последовательность картинок и составить по ним рассказ.

  1. «Дома зверей».

Для этой игры нужны изображения 6 зверей, различающихся по величине (например, слон, медведь, волк, заяц, еж, мышь). Сами рисунки должны быть одинакового размера. Кроме того, для зверей потребуются дома – 6 листов бумаги разной величины (например, квадраты, стороны которых равны, 17, 15, 13, 11, 9 и 7 см).  Разложите дома по порядку от большего к меньшему и предложите ребенку расселить зверей. Он догадается, что в самом большом доме будет жить слон, и положит его на соответствующий квадрат,  в самом большом из оставшихся – медведь и т.д. После этого звери пойдут гулять (перемешайте картинки с их изображениями и отложите в сторону). На прогулке зайчик вдруг вспомнит, что забыл дома морковку. Задача ребенка – помочь зайчику найти свой дом. Если это не сразу получится, предложите ребенку проверить. Где дом зайчика. Для этого всем зверям придется на время вернуться в свои дома. Конечно, с прогулки по разным причинам могут возвращаться разные звери, причины для этого придумайте сами.

  1. «Поезд».

Вам потребуется  10 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это вагончик. Все картинки должны быть разными. Вы и ребенок берете по 5 картинок. Вы говорите ребенку: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки должны быть  тоже скреплены. Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить любую картинку, например, картинку, на которой нарисована тарелка. Мы скрепили тарелку и ложку, потому что тарелка и ложка – посуда. После тарелки кладем вазу, потому что они сделаны из одного материала – фарфора. А теперь кладем картинку с поливальной машиной, потому что и в вазу, и в поливальную машину наливают воду. А теперь мы по очереди будем класть свои картинки, и объяснять, как их скрепить».

Картинки можно класть в любом порядке. Главное. Чтобы ребенок объяснил свое скрепление. Когда поезд будет готов, проверьте вместе с ребенком, как скреплены вагоны, чтобы они не отцепились во время движения. Затем картинки перемешиваются, и игра повторяется. Игру можно проводить неоднократно, меняя картинки.

  1. «Задом наперед».

Приготовьте 10 пар рисунков, качество которых не имеет особого значения.  Пары картинок должны быть такими:  1/ гнездо с птичкой – яйцо; 2/ мальчик в постели – он же идет с портфелем; 3/ гриб  большой – гриб маленький; 4/  бабушка вяжет носки – носки связаны; 5/ мальчик грязный –  мальчик моется в душе; 6/ женщина стирает белье  – белье сушится; 7/ чистый лист бумаги перед мальчиком  – на листе рисунок; 8/ мальчик едет на велосипеде – велосипед сломан; 9/ дети играют в кубики, в комнате порядок  –  пустая комната, игрушки разбросаны; 10/ у мальчика воздушный шар – мальчик без шара, шар в воздухе.

Теперь можно начинать игру. Ведущий (эта роль принадлежит вам) говорит: «Я кладу картинки по порядку и рассказываю по ним историю». Он раскладывает первые две картинки и продолжает: «Наступила весна, прилетела птичка в свое старое гнездо, снесла яичко. А теперь я кладу картинки задом наперед (меняет картинки местами). Расскажите другую историю по этим картинкам». Вот возможный вариант « В гнездышке лежало яичко, потом из него вылупился птенчик, он вырос и сам стал взрослой птичкой». Рассказы, придуманные детьми, сравниваются, выбирается наиболее удачный. Аналогичным образом анализируются остальные пары изображений. Потом полезно придумать такие пары изображений самим. За игру можно рассмотреть  4-5 пар рисунков. Важно,  чтобы рассказ ребенка был действительно новым, а не повторением старого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация " Влияние игр и упражнений на развитие логического мышления дошкольников"

" Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.    В.А.Сухомлинский...

«Систематизация математических игр и упражнений для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлени...

игры и упражнения на развитие логического мышления и развития речи для детей старшего дошкольного возраста

Эти игры помогут развивать у детей логическое мышление и способствовать развитию связной речи...

"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников 2019 год РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников2019 годРАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕМожет ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Поче...

Игровые упражнения способствующие развитию логического мышления

Игры на развитие логического мышления в старшей группе «Логические концовки».Цель: развивать логическое мышление, речь воображение, способность к анализу.Описание: предложить ребенку ...

Программа профессионального развития педагога "Игровые технологии в развитии логического мышления младших дошкольников" на 2021-2022 учебный год

Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах...