« Современная семья и ее роль в духовно-нравственном развитии ребенка».
консультация по теме

                                                                

Семья - одно из понятий, которое не изменяло своего значения на протяжении многих веков. В современном понимании семья – это социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями ( а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

В семье закладываются основы развития личности, физического, нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект. Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.

В семье ребенок приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся. Мировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях и поступках. Роль семьи в воспитании ребёнка, безусловно, ведущая. Именно семья является главным институтом воспитания. Ведь все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь. Роль семьи в качестве института воспитания обуславливается еще и тем, что значительную часть своей жизни ребенок находится в ней. Поэтому по длительности воздействия на личность с семьей вряд ли можно сравнить какие-либо другие институты воспитания. Ведь именно в ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому к моменту своего поступления в школу он сформировался как личность уже более чем наполовину.

Стоит отметить, что семья может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на воспитание (такова разноплановая роль семьи в воспитании ребёнка). Если говорить о положительном воздействии на личность, то никто не будет относиться к ребенку лучше, чем его семья (брат, сестра, дедушка, бабушка, мать, отец). Но с другой стороны, ни один социальный институт не может настолько сильно навредить воспитанию ребенка, чем его собственная семья. Ведь семья представляет собой своего рода коллектив, который в воспитании ребенка играет важнейшую, основную и долговременную роль. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения. Поэтому в каждой семье должен возникать вопрос о том, каким образом можно свести к минимуму отрицательные влияния на воспитание детей, а вместе с этим максимизировать положительные. Сделать этого будет намного проще, если заранее определить все социально-психологические факторы данной семьи. Достижение не только духовного единения между детьми и родителями, но и нравственной связи – это самое главное в воспитании.

Надо сказать, что именно в семье ребенок делает свои первые наблюдения, получает первый жизненный опыт, а также наглядно учится, как нужно поступать в тех или иных ситуациях - такова роль семьи в воспитании ребёнка. Поэтому так важно подкреплять конкретными примерами то, чему вы учите своего ребенка. Он непременно должен видеть, что теория и практика у взрослых не расходятся между собой. К примеру, ребенок, которому папа и мама постоянно твердили, что врать нехорошо, вдруг замечает, что сами они от этого правила отступают. Многие родители в своих детях видят именно свое продолжение, а также реализацию определенных идеалов и установок. И отступить от них бывает очень трудно. Различные подходы к воспитанию детей могут послужить причиной возникновения конфликтных ситуаций между родителями. Для начала нужно найти общее решение. В том случае, если нужно пойти на компромисс, то удовлетворены должны быть основные требования обеих сторон. Если один из родителей принимает какое-либо решение, то ни в коем случае не должен забывать о позиции второго. Сам ребенок не должен видеть противоречий в позициях своих родителей. Одним словом, не нужно при ребенке обсуждать такие вопросы. Ведь всем известно, как дети могут быстро «схватывать» сказанное. Принимая какое-либо решение, родители, в первую очередь, должны думать об интересах ребенка, а не о своих собственных.

Можно выделить следующие принципы общения у детей и взрослых, в чём проявляется положительная роль семьи в воспитании ребёнка:

1)Принятие ребенка. То есть родители должны принимать его таким, какой он есть.

2)Эмпатия (или сопереживание). В данном случае на проблемы взрослый смотрит глазами ребенка, принимая его позицию.

3)Конгруэнтность. Ко всему происходящему взрослый относится весьма адекватно.

Стоит отметить, что своего ребенка родители должны любить не за что-то. И неважно, что он не умен или некрасив, что на него постоянно жалуются соседи. То есть это безусловная любовь. Однако бывает и так, что родители любят своего ребенка только тогда, когда он хорошо себя ведет, прилежно учится или полностью соответствует их ожиданиям. И стоит ему перестать удовлетворять их потребностям, как отношение к нему изменяется в самую худшую сторону. В этом случае ребенок перестает чувствовать эмоциональную безопасность, не уверен в своих родителях. Это обусловленная любовь.

Иногда ребенок вообще не принимается собственными родителями. То есть им он совершенно безразличен. В некоторых случаях он просто отвергается ими. К примеру, если это семья алкоголиков. Однако, даже живя в благополучной семье, можно быть нелюбимым родителями.

Актуальные проблемы воспитания детей в семье остро ощущаются в наши дни, когда объективно возрастает роль семьи в духовно-нравственном развитии личности. Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, но и круг близких людей. Она связывает каждого человека с традициями народа, его нравственным и культурным наследием, богатым воспитательным опытом.

Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и важным. Для воспитания духовно-нравственных качеств требуется формирование национального самосознания детей через внедрение в их жизнедеятельность традиций народной жизни с дошкольного возраста.

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка - оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка.

Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности .

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Наша цель, как педагогов, обеспечить тесный контакт родителей и педагогов в решении основной задачи духовно-нравственного воспитания дошкольника, задать правильное направление родителям, помочь с возникающими вопросами, ведь семейное воздействие на детей уникально. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно – на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения. Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

 « Современная семья и ее роль в духовно-нравственном развитии ребенка».                                                                           

Семья - одно из понятий, которое не изменяло своего значения на протяжении многих веков. В современном понимании семья – это социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями ( а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

В семье закладываются основы развития личности, физического, нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект. Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.

В семье ребенок приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся. Мировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях и поступках. Роль семьи в воспитании ребёнка, безусловно, ведущая. Именно семья является главным институтом воспитания. Ведь все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь. Роль семьи в качестве института воспитания обуславливается еще и тем, что значительную часть своей жизни ребенок находится в ней. Поэтому по длительности воздействия на личность с семьей вряд ли можно сравнить какие-либо другие институты воспитания. Ведь именно в ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому к моменту своего поступления в школу он сформировался как личность уже более чем наполовину.

Стоит отметить, что семья может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на воспитание (такова разноплановая роль семьи в воспитании ребёнка). Если говорить о положительном воздействии на личность, то никто не будет относиться к ребенку лучше, чем его семья (брат, сестра, дедушка, бабушка, мать, отец). Но с другой стороны, ни один социальный институт не может настолько сильно навредить воспитанию ребенка, чем его собственная семья. Ведь семья представляет собой своего рода коллектив, который в воспитании ребенка играет важнейшую, основную и долговременную роль. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения. Поэтому в каждой семье должен возникать вопрос о том, каким образом можно свести к минимуму отрицательные влияния на воспитание детей, а вместе с этим максимизировать положительные. Сделать этого будет намного проще, если заранее определить все социально-психологические факторы данной семьи. Достижение не только духовного единения между детьми и родителями, но и нравственной связи – это самое главное в воспитании.

Надо сказать, что именно в семье ребенок делает свои первые наблюдения, получает первый жизненный опыт, а также наглядно учится, как нужно поступать в тех или иных ситуациях - такова роль семьи в воспитании ребёнка. Поэтому так важно подкреплять конкретными примерами то, чему вы учите своего ребенка. Он непременно должен видеть, что теория и практика у взрослых не расходятся между собой. К примеру, ребенок, которому папа и мама постоянно твердили, что врать нехорошо, вдруг замечает, что сами они от этого правила отступают. Многие родители в своих детях видят именно свое продолжение, а также реализацию определенных идеалов и установок. И отступить от них бывает очень трудно. Различные подходы к воспитанию детей могут послужить причиной возникновения конфликтных ситуаций между родителями. Для начала нужно найти общее решение. В том случае, если нужно пойти на компромисс, то удовлетворены должны быть основные требования обеих сторон. Если один из родителей принимает какое-либо решение, то ни в коем случае не должен забывать о позиции второго. Сам ребенок не должен видеть противоречий в позициях своих родителей. Одним словом, не нужно при ребенке обсуждать такие вопросы. Ведь всем известно, как дети могут быстро «схватывать» сказанное. Принимая какое-либо решение, родители, в первую очередь, должны думать об интересах ребенка, а не о своих собственных.

Можно выделить следующие принципы общения у детей и взрослых, в чём проявляется положительная роль семьи в воспитании ребёнка:

1)Принятие ребенка. То есть родители должны принимать его таким, какой он есть.

2)Эмпатия (или сопереживание). В данном случае на проблемы взрослый смотрит глазами ребенка, принимая его позицию.

3)Конгруэнтность. Ко всему происходящему взрослый относится весьма адекватно.

Стоит отметить, что своего ребенка родители должны любить не за что-то. И неважно, что он не умен или некрасив, что на него постоянно жалуются соседи. То есть это безусловная любовь. Однако бывает и так, что родители любят своего ребенка только тогда, когда он хорошо себя ведет, прилежно учится или полностью соответствует их ожиданиям. И стоит ему перестать удовлетворять их потребностям, как отношение к нему изменяется в самую худшую сторону. В этом случае ребенок перестает чувствовать эмоциональную безопасность, не уверен в своих родителях. Это обусловленная любовь.

Иногда ребенок вообще не принимается собственными родителями. То есть им он совершенно безразличен. В некоторых случаях он просто отвергается ими. К примеру, если это семья алкоголиков. Однако, даже живя в благополучной семье, можно быть нелюбимым родителями.

Актуальные проблемы воспитания детей в семье остро ощущаются в наши дни, когда объективно возрастает роль семьи в духовно-нравственном развитии личности. Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, но и круг близких людей. Она связывает каждого человека с традициями народа, его нравственным и культурным наследием, богатым воспитательным опытом.

Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и важным. Для воспитания духовно-нравственных качеств требуется формирование национального самосознания детей через внедрение в их жизнедеятельность традиций народной жизни с дошкольного возраста.

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка - оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка.

Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности .

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Наша цель, как педагогов, обеспечить тесный контакт родителей и педагогов в решении основной задачи духовно-нравственного воспитания дошкольника, задать правильное направление родителям, помочь с возникающими вопросами, ведь семейное воздействие на детей уникально. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно – на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения. Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды.

Список использованной литературы.

  1. Потаповская О.М.Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей ..                          
  2. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.
  3. . Антонов А.И. Микросоциология семьи.- М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребенка" МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"

Проект "Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребенка" МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"...

Родительское собрание "Роль семьи и детского сада в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребенка, через знакомство с программой "Истоки"

Ддуховно-нравственное воспитание ребенка, привитие ему правильных ценностей в жизне в ответе и семья и детский сад.Только вместе мы воспитаем гармоничную личность....

Роль семьи и родителей в воспитании духовно-нравственных качеств у детей с ОВЗ через православные праздники.

Роль семьи и родителей в воспитании духовно-нравственных качеств у детей с ОВЗ через православные праздники....

Современная семья и ее роль в духовно-нравственном развитии ребенка

Какую цель сегодня выводят на первый плант современные родители? Чего они хотят от своих детей? Именно об этом пойдет разговор....