статья "Современная семья и ее роль в развитии ребенка"
статья на тему

Гудзик Татьяна Владимировна

в данной статье рассматривается вопрос влияния стиля родительского поведения на личностное развитие ребенка.

ключевые слова: стиль родительского поведения, стиль воспитания, родительские установки, личностная зрелость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Гудзик Т.В.

  Современная семья и ее роль в развитии ребенка.

ГБДОУ №14 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Своеобразным и главным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Ей принадлежит основная долговременная и важнейшая роль: доверие и страх, уверенность, и радость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности. Все эти качества ребенок приобретает в семье. По поводу воспитания детей существует множество теорий. Наверное, каждый из нас не может дать точный ответ на вопрос: «Какой стиль, какую теорию применяете   в воспитании своего «чада». Чаще всего родители ведут себя  так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт и как складываются обстоятельства. Короче говоря, как получится. А как же получается?

  Утверждение  о том, что тип семейного воспитания и родительские установки  определяют особенности личности и поведения ребенка – истина. Разделяют четыре стиля родительского поведения:

Авторитетный – родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ребенком  признают право на саморазвитие. Открыты для общения и трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка. Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.

Авторитарный – родители хорошо представляют, каким должен вырасти   ребенок, прилагают к этому максимум усилий. Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). В своих требованиях они   очень категоричны и не уступчивы.  Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок. Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под  контролем родителей.

Либеральный – родители высоко ценят своего ребенка, считают простительным его слабости. Слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему ребенку ни в чем, любые его требования тут же выполняются. Легко общаются с ним, доверяют ему, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям. Однако стоит задуматься по плечу ли ребенку такая свобода.

Индефферентный – родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил. Практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них других забот немало. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позицией «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои». Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность. Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым. Свои проблемы ребенку приходится решать самому.

 В каждом стиле родительского воспитания выделяются две важнейшие переменные – эмоциональное принятие и контроль. Сочетание этих двух переменных  многое определяет в том, как строиться поведение взрослых и какие психологические качества, свойства формируются у ребенка. Эмоциональное принятие имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения до 3-х лет. Только полное эмоциональное принятие ребенка обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, подталкивает к поддерживающему поведению, формирует чувства доверия к ребенку. В результате у самого ребенка формируется чувство доверия к миру, любознательность и открытость к отношениям. Примерно с трех лет вступает в силу вторая переменная – контроль. При высокой степени контроля родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способы настаивать на выполнение своих требований, быть последовательным в их предъявлении, стремятся к развитию у детей способностей. Настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности. Добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку и готовы обсуждать ее с ребенком. Эмоционально поддерживают детей, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований.

При низкой степени контроля родители устраняются от контроля, предоставляя детям, возможность самим формировать систему требований и правил, не считают своих детей обладателями каких-либо выраженных достоинств. Однозначно не формируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, подаркам, наказаниям. Эмоциональная поддержка зависит от послушания ребенка.

Безусловно, выбранный   вид контроля  влияет на личностное развитие детей и можно выделить три группы детей, обладающих различной степенью личностной зрелости:

Компетентные дети обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения.

Избегающие дети – чаще всего у детей преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении нее только дружеских, но и поверхностных контактов.

Незрелые дети  не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Своей инфантильностью они, прежде всего, обязаны личностной незрелостью своих родителей. Главной чертой поведения, которых является отсутствие способности к последовательному «контролю», при этом эмоциональная поддержка может присутствовать.

Не вызывает сомнения то, что каждый родитель хотел, чтобы его ребенок относился к группе «компетентные». Конечно, компетентные дети обладают по сравнению с прочими явными преимуществами. Поэтому значение родительского контроля тоже становится очевидным. Один из основных механизмов формирования характера – интериоризация средств и навыков контроля, используемых взрослым.

В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. В предложенной схеме (рис.1) предоставляется возможность определить наиболее точно стиль родительского поведения, роль, особенности взаимодействие с ребенком и реакции, личностные свойства, которые вы можете наблюдать, в поведении своего ребенка. Адекватной, благоприятной родительской установке соответствует авторитетный стиль воспитания.

Рис.1. «Стили родительского поведения».

В заключении, родительская позиция – важный фактор личностного развития ребенка, но не первичный. Родительская позиция, поведение формируется на основе того, какое место в  жизненных ценностях занимает процесс воспитания ребенка. Наибольшие и положительные, благоприятные перспективы открываются, если воспитание собственных детей является для родителей ценностным процессом. Значительно больше подводных камней и опасностей таит в себе другой вариант, когда воспитание является «вставкой» в жизненные различные мотивы человека.

Литература:

  1. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
  2. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  3. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. – М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. – К.: Рута, 2001.
  5. Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
  7. Смирнова Е. О. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии / Смирнова Е. О., Быкова М. В. – 2000. – № 4.
  8. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя//Практическая психология в образовании – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и детского сада в развитии ребенка

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного р...

Роль семьи в преодолении недостатков речевого развития ребенка.

Успешность коррекционно – воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита ...

Семья и ее роль в воспитании ребенка

Влияние семьи на воспитание ребенка. Функции семьи в воспитании гражданина, патриота, законопослушного члена общества....

Ведущая роль семьи в гармоничном воспитании и развитии ребенка

Статья расскажет о роли семьи в гармоничном воспитании и развитии ребенка....

Консультация для родителей, «Какую роль в развитии ребенка играет семья?»

Семья – неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Для ребенка, семья – близкие и род...

Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста

Роль семьи в формировании речи и познавательного развития. Практические советы....