Игра в жизни ребенка
статья (младшая группа) на тему

Герасименко Ольга Александровна

В статье рассказываеться о игре как ведущем виде детской деятельности, даны советы по организации игры, по подбору игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_v_zhizni_rebenka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

"Игра в жизни ребенка"

Игра-ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с различными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет (кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. Без такого опыта невозможно сформировать нравственные понятия.

Все это происходит в том случае, если игры ребенка находятся под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то и у четырехлетнего ребенка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнерами. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или укачиванию кукол. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро игру, требуют новых игрушек. В младшем дошкольном возрасте игра становится в том случае средством развития и воспитания, если построена на  содержательном общении взрослых ( родителей, бабушек и т.д.) с ребенком. В играх  с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его нравственный опыт, накопленный в детском саду и в семье.

Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры.

Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, рассуждения, размышления. Иногда простая коробка из под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по- разному: возить строительный материал (кубики), превратить в кровать для больного мишки или коляску для его прогулки, использовать как чемодан для кукольной одежды и т.д. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Важны и образные, и двигательные, и дидактические игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие игрушек не означает их обилия. Достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у малыша много одинаковых игрушек, ограничивается его игровой опыт, интересы, следовательно, и развитие.

Покупая игрушки, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость. Главное при покупке игрушки - их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится ему новая игрушка.

Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Игрушки обычно хаотично хранятся в ящиках, коробках, узлах. Если игрушки малыша не находятся в поле его зрения, он не может начать игру, создать игровую ситуацию, так как не умеет планировать игру. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только здесь. Он стремиться играть там, где находятся старшие члены семьи.

 Нуждаясь в постоянной помощи, поддержке, поощрениях, место для игр он выбирает комнату бабушки, в которой можно играть, кухню, если там находится мать, и т. д. Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ситуации, влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт.

Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из-за того, что, наигравшись, ваш ребенок отказывается убирать их.

Рассмотрим такой пример.

Игра закончилась, но девочке Маше так не хочется после себя убирать игрушки.

- Ну-ка, кто быстрее наведет у себя порядок: ты или я? – предлагает мама дочке.

- Ты собираешь свои игрушки, а я мою тарелки и уберу со стола. Этот прием не раз выручал маму, и дело обходилось без капризов дочери.

- Моя дочка – аккуратная девочка. Она молодец : всегда убирает свои игрушки. Девочка довольна у нее хорошее настроение.

Сюжетно- образная игрушка – одно из средств нравственного воспитания детей. Важно, чтобы такой игрушкой пользовались в играх и мальчики, и девочки.

Домашние игрушки заменяют ребенку братьев и сестер, если их у него нет. Но игрушка развивает игру лишь при наличии детского опыта, а у малыша он еще мал. Малыш не умеет пользоваться игрушкой, не может играть самостоятельно, поэтому ищет сотрудничества со взрослыми и старшими детьми. Помогайте ребенку освоить назначение игрушки, формируйте у него умение играть. Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней обращаться, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка становится неинтересной, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой, проследите ролевое поведение ребенка, его отношение к игрушке.

Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет у ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.

Время от времени вместе с ребенком осматривайте его игровое хозяйство. Если ребенок нечаянно сломал игрушку, не спешите выбрасывать ее. Это сделать никогда не поздно. Конечно, сломанную игрушку можно заменить подобной, но помните, что со старой игрушкой у ребенка связаны приятные воспоминания. Иное дело, если ребенок намеренно ломает игрушку. Тогда его поведение заслуживает осуждения, и все члены семьи должны быть в этом единодушны. Отремонтированная взрослым в присутствии малыша игрушка становится ему дороже новой. Ремонт игрушки может обыгрываться по – разному: если у мишки оторвалась, ухо, взрослому на время можно превратиться в Айболита, а ребенку предложить роль медсестры (подержать или постоять рядом) если у машины отскочило колесо ее можно поставить на время ремонта в гараж, сделанный из строителя.

Родителям необходимо знать, что совместные игры обогащают внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов семьи, эмоционально удовлетворяют взрослых и детей, дают возможность более глубоко понимать ребенка, целенаправленно осуществлять его развитие.

Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними отношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО

Консультация для воспитателей...

Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....