Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Работа с родителями по экологическому воспитанию"
    консультация (младшая группа) на тему

    Мокрова Ольга Александровна

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

          Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXIв.

           В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

           Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т.д.).

          В работе с родителями  по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания,  консультации, беседы, конференции), так и не традиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогическом сотрудничестве. Работу следует проводить в двух направлениях:

    • педагог – родитель;
    • педагог – ребенок – родитель.

          Прежде чем выстраивать работу надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

         При  выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное   анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (приложение 1). Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

    • основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;
    • одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80% черт характера ребенка закладывается в семье.

           Как мы уже сказали, для формирования экологической культуры нужно  дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания  (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката… И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

          Чувство природы является основой экологического – и эстетического – сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например.

    • Лекарственные растения – это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
    • Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг – не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
    • Ягоды – источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

           Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремление мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной сфере можно использовать экологические ситуации. Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли  это для ежика? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить необходимые для  жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)

           Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

    • Дайте оценку этому поступку.
    • Как бы Вы поступили?
    • Что надо делать, когда встречаете птиц?
    • Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
    • Надо ли помогать птицам? Как?
    • Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?

          В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его  участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

          Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».

          Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель – заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

          Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.   

    1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
    2. Как  относится ребенок к ним в семье, на улице?
    3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?
    4. Как Вы сами относитесь к животным?
    5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход).

    Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.

    1. Имеются ли дома объекты природы?
    2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?
    3. Есть ли у него желание  ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?
    4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы  предложили для поддержания интереса к природе?
    5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?

         Советы родителям. чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

    1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.
    2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.
    3. Оказать вместе с ребенком помощь животным на улице.

         Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.

    1. Вырастить в семье комнатные растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель – подарить кому-то, украсить комнату).
    2. Приобрести игрушку – образ животного, обыграть ее.

       Еще одна форма работы с семьей – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатель может предлагать родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети  могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

          Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Например. Проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Объясните.

          Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье» (приложения 2,3), можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценку, например «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи (Каркуша, Гном-Гномыч и др.) расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать детям дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т.д.

           А консультацию «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений» можно начать с викторины, задавая вопросы детям и взрослым. Например.

    • Отгадай по загадке растение и найти его (по три растения).
    • Назови растение и расскажи: какого ухода оно требует?
    • Придумай нежные слова своему растению.
    • придумай нежные слова своему растению.

          После ухода детей воспитатель.

    • рассказывает о видах работ по уходу за комнатными растениями дома и показывает их;
    • дает советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома;
    • напоминает родителям о том, что дети должны знать цель труда;
    • советует родителям придумать имя своему комнатному растению, разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые с ним происходят, и зарисовать их.

         Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

         И  в заключение. В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый  человек пришел; если обходился грубо – настораживались, так как по отношению к животному проверяется и отношение к человеку.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"

    Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Воспитание любви к природе"

    Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! ...

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе»

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников...

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе».

    Экологическое воспитание играет большую роль в современном мире- в развитиии ребёнка.Чем больше мы взрослые будем уделять времени этой теме,тем больше наши дети будут знать о природе, любить её и доро...

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию. «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе».

    Заботиться об охране природы должен каждый человек на земле. Потому что мы не отделяемая часть её.Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с раннего детства.Помните, что человек – сам...

    Консультация "Формы работы с родителями по экологическому воспитанию"

    В преентации даны формы работы с родителями по экологическому воспитанию...