Роль сюжетно ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.
статья на тему

Кириченко Виктория Владимировна

Роль сюжетно ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сюжетно ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Из года в год повышается роль общественного дошкольного  воспитания. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребёнка формируются  в активной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему желанию общаться со сверстниками. Реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на  формирование поведения , взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра - это  свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются  между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняют те или иные игровые действия. Важно, что сюжет  и содержание игры  они берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир,  развивается его мышление, чувства, воля, формируются его отношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В  игре дети знакомятся с такими сторонами действительности как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр. Однако главное в игре не количество сведений, полученных ребёнком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру. Дети воспринимают не так, как то, о чём они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это  потому, что игра не просто  отображает, а  моделирует социальные ситуации.

В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой  в определённых социальных взаимоотношениях и их действия. Они постигают суть отношений между людьми. Поскольку  формирование игры идёт постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей. В формировании игры можно  выделить три основных этапа:

1.Усвоение условных действий с игрушками и предметами - заместителями.

12. Усвоение ролевого поведения.

3. Усвоение способов построения сюжета.

На первом этапе взрослые делают особый акцент на игровом   действии, выделяет его и через него включает ребёнка в совместную деятельность.

На втором этапе у ребёнка  формируется умение соотносить  название роли с определённым набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями.

На  третьем этапе в качестве основной стоит задача формирования у детей умения строить сюжет игры.

На всех этапах становления игры перед взрослыми  стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей. Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей - являются игрушки. Особенно большое значение имеют игрушки на этапах раннего дошкольного детства, где предметно - игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей. Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие.  Очень важно, чтобы такая игрушка  напоминала изображаемый предмет общими контурами. При правильном руководстве игрой дети  трёхлетнего возраста не только с увлечением  используют предложенные взрослым предметы - заместители, но и сами выбирают заранее и договариваются, что они будут обозначать. Например: кубик это телефон и т.п. Иногда дети наделяют игрушку - заместитель ролью.

Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже, чаще всего, с помощью игрушки. Но они начинают уже пользоваться и жестом, и словом, и определённым положением предмета или самого ребёнка. В этом возрасте  особое значение приобретают  предметы -  атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику действий  в той или иной профессии.

Для ребёнка  6-7  лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требование к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной, сегодняшней жизни. Это уже не только игра в школу, семью. Больницу, но и покорение космоса, сбор урожая. Строительство газопровода и т. д.

Таким образом, игра и игрушки неотделимы друг от друга. Через игрушку  ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий  социальный опыт. В игре ребёнок впервые получает урок коллективного мышления. В ходе сюжетно - ролевых игр происходит развитие интеллекта ребёнка, воображения  и творчества, речи.

Сюжетно - ролевая игра помогает  решать многие воспитательные задачи, готовит почву для успешной деятельности  ребёнка в реальной жизни.     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

Здесь вы найдете консультацию для родителей, в которой описано, почему сюжетно-ролевая игра важна для детей, как воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средств...

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

Статья адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям и студентам педагогических институтов. Раскрывает роль взрослого в игре, с одной стороны, как руководителя познавательны...

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ

Роль  сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста...