Русская народная мудрость о воспитании.
статья на тему

Гонтова Ольга Яковлевна

   Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.

   Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_mudrost_o_vospitanii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКАЯ   НАРОДНАЯ   МУДРОСТЬ   О   ВОСПИТАНИИ.

   Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.

   Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки.

   Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь мёда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

   Влияние былин, сказок, пословиц, поговорок обнаруживается во множестве творений изобразительного и прикладного искусства. Мастер писал на иконе святого Григория, повергающего копьём дракона, - выходил победитель сказочного Змея Горыныча, а  спасённая дева напоминала царевну. Ювелир плавил золото с серебром, вытягивал тонкую нить, свивал её, крепил сверкающий самоцветный камешек – и возникала явь многоцветного сказочного дива. Строитель возводил храм – получалась просторная палата, под куполом которой из узких проёмов в стене лился и играл сказочный луч. В наличниках и коньке, тонком деревянном полотенце, украшавших избу, плотник творил фантастических зверей и птиц, цветы и травы. Ковш для питья напоминал утицу. Прямо с расписной прялки скакали былинные кони, а праздничные сапоги сшитые сапожником, напоминали те, про которые в былинах пели, что под пяту воробей пролетит, а около носка хоть яйцо прокати…

   Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания – мудрость воспитания. Ознакомившись с нею, убеждаешься: народ – величайший педагог-мыслитель, педагог-практик. Теоретическая глубина и поэтическая прелесть, образность и афористичность – всё слилось в поэтическом голосе народа. Недаром ещё К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю…» («О народном элементе в русском воспитании»). И задача учёных-педагогов, их долг – осмыслить и классифицировать всё ценное, что создано народом за его многовековую историю в области воспитания детей.

   Виссарион Григорьевич Белинский сравнивал пословицы и поговорки с «ходячей, житейской, практической философией народа». И не только с «философией», но и с «поэзией души народа». К.Д. Ушинский отмечал: пословицы и поговорки по форме своей – это животрепещущее проявление родного слова, «вылетевшего прямо из его живота, глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся души народа». Ушинскому принадлежит и другое высказывание. «По содержанию, - писал он, - наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех сторон жизни».

   Итак, какие же философские и педагогические проблемы волновали столетиями русский народ? Прежде всего обратим внимание на высказывания о сущности счастья. Ведь именно в связи с этой философской проблемой ставились и решались вопросы воспитания детей. На извечный вопрос: «Для чего надо воспитывать детей?» - народ отвечал: «Для счастья. Чтобы дети, став взрослыми, были счастливыми людьми».

   Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том , чтобы в семье был ребёнок, а в том, чтобы была «полная горница детей». Какой же смысл вкладывался в слово «полна»? Ответ, очевидно, можно найти в пословице «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – целый сын». Счастье родителей и счастье детей – нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ так подмечает: «Добрые дети – делу венец, а плохие дети – дому конец». Счастье и горе, радость и печаль, изматывающий труд и умиротворённое отдохновение, постоянная забота и редкая благодарность, нескончаемые тревоги и неугасающая надежда, муки усталости и вечное самопожертвование – всё сливается в родительском предназначении. Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснёшь».

   Разумное воспитание – одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания – тело без души», «Самое лучшее наследство – воспитанность», «Дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношения, умение, воспитывать народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил», «Не чванься отцом – хвались сыном молодцом».

   Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях; верно подметил, что «детушек воспитать – не курочек ощипать (пересчитать)». Своеобразным предупреждением звучат наставления: «Умел дитя родить, умей и научить», «Кому детей родить, тому и их вскормить», «Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле». Особую тревогу и заботу в народном сознании вызывают дети-сироты. Нет горше судьбы сиротской: «В сиротстве жить – слёзы лить», «Зайцу да воробышку, а третьему – приёмышу нет житья на свете хуже». Всего печальнее, если в семье нет матери. «Без матушки родной и цветы не цветут», «Отец умрёт – полсироты, мать умрёт – вся сирота».

   Извечный и основной вопрос педагогики: каким и кем будет сын или дочь. Прежде всего каким, а потом – кем. «Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрёшься». Воспитание детей следует начинать как можно раньше, с учётом их возрастных особенностей. «Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь», «Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается», «Не учила, когда поперёк лавочки лежал, а во всю вытянулся – не научишь», «Ум придёт, да пора пройдёт».Народ подметил немаловажную роль наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений: «От плохого семени не жди доброго семени», «Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки», «От свиньи бобры не родятся, а такие же поросята», «От вороны павы не жди», «От яблони яблоко родится, а от ёлки – шишки».  

   Народ эмпирически пришёл к важному в научном отношении выводу: качество ума и нравственный облик родителей не передаются по наследству детям. Кому не известны крылатые фразы: «Сын мой, а ум у него свой», «Глупому сыну и отец ума не пришьёт»?

   Обобщая свои наблюдения, народ весьма образно сказал о неоднозначности наследования: «Из одной печи, да неодинаковые калачи», «От одной матки, да разные ребятки».

   Какие же качества выше всего ценит русский народ в человеке? На первое место ставится здоровье: «Здоровье – всему голова», «Было бы здоровье – остальное будет»,  «Было бы здоровье – остальное будет», «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял», «Береги платье снова, а здоровье смолоду», «Смолоду закалишься – на весь век пригодится», «Здоровье сгубишь – новое не купишь».

   Народная мудрость щедра на добрые советы, как сохранить и укрепить здоровье: «Умеренность – мать здоровья», «Курить – здоровью вредить», «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле». Самое главное, о чём следует помнить всегда, - «Живи умом, так и лекарств не надобно».

   А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Красна птица перьями, а человек знанием», «Верёвка крепка повивкой, а человек знанием».  Знание приобретается учением, учение способствует развитию ума. «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Ученье лучше богатства», «Человек неучёный – что топор неточеный», «Ученье в детстве, как резьба на камне», «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит», «Книга книгой, а своим умом двигай», «Почитай учителя как родителя».

   Труд и трудолюбие в народном мировоззрении, во взглядах на духовные ценности понимаются как сердцевина личности: «Без дела жить, только небо коптить», «Где труд, там и счастье», «Труд, труд и труд – вот три вечных сокровища». Труд и счастье нераздельны в представлении народа. «Счастливым и красивым делает человека работа», «Дерево ценят по плодам, а человека по делам», «Если труд удовольствие, то жизнь наслаждение».

   В пословицах и поговорках нашли своё отражение также деловитость, изобретательность и мастерство русского человека. «Каков мастер – такова и работа», «Недаром говорят, что дело  мастера боится», «Не топор тешет, а плотник», «Всякому молодцу ремесло к лицу».

   Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качеством правдивость: «Правда светлее солнца», «Где правда, там и счастье», «Правда дороже золота», «Всё минется, одна правда останется», «Жизнь без правды не житьё, а вытьё», «Дело знай, а правду помни», «За правое дело стой смело», «Ко всякому правому дело надобно быть смелу», «Кто за правду горой, тот истый герой». Правдивость народ не отделяет от чувства чести и достоинства: «В ком честь, в том и правда», «В ком правды нет, в том и добра мало», «Всяк про правду трубит, да не всяк правду любит», «Правду всяк хвалит, а не всяк её хранит», «За честь хоть голову снесть», «Бесчестье хуже смерти», «Добрая слава дороже богатства», «Береги честь смолоду», «Честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь», «Любовь к Родине сильнее смерти», «Человек без Родины – соловей без песни».

   Естественно возникают вопросы: какие методы воспитания рекомендуются народной педагогикой? Какие условия необходимы и какие средства целесообразны в формировании личности? Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей. В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя которые уму-разуму учат да «сердцем награждают»: «Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит», «Не тот батька, кто родил, а тот, кто уму-разуму научил», «Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел», «Возле батьки-матки учатся дитятки», «Какова матка, таковы и детки», «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы». Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании: «Материнская ласка – конца не знает», «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят».

   Обычаи и традиции народная педагогика рассматривает как один из факторов успешного воспитания. Их утрата означает утрату того духовного богатства, которую накопил народ за его многовековую историю. Одна из прекрасных традиций – обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой – долг детей перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает», «Оскорбивший отца или мать презирает народ».

   Как святыню следует чтить родную мать, ибо все мы её вечные должники. Ничем не вознаградить её самопожертвование, до седых волос человек в долгу перед ней за её материнский подвиг: «Если для матери сделаешь яичницу  даже на ладони, и тогда у неё будешь в долгу».

  Народ так ещё говорит о самовоспитании: «Кто как себя поведёт, такова слава и пойдёт», «Не дав слово – крепись, а дав слово – держись», «Учись доброму, так худое на ум не пойдёт». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная мудрость о воспитании детей

Воспитание детей в народном фольклоре...

Для чего надо воспитывать детей.(Русская народная мудрость о воспитании)

Устное народное творчество...Это история народа,его духовное богатство. С раннего возраста мы используем в воспитании детей песенки и сказки, потешки и поговорки.Русское народное творчество важно для ...

Русская народная мудрость о воспитании

Консультация для родителей по вопросам воспитания...

Рекомендация для родителей «Русская народная мудрость в воспитании»

Устное народное творчество-это история народа, его духовное богатство. Ещё 1000 лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось сказывать детям сказки, петь былины. Они перехо...

Русская народная мудрость о воспитании

Консультация для родителей...

Консультация для родителей: Тема: «Русская народная мудрость о воспитании»

Консультация о влиянии устного народного творчества на воспитание дошкольника...

Консультация для педагогов по теме: «Русская народная мудрость о воспитании.»

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа....