Главные вкладки

    Влияние сказки на формирование личности. (Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок)
    статья (младшая группа) на тему

    Михалькова Анна Николаевна

    Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vliyanie_skazki_na_formirovanie_lichnosti.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

            Влияние сказки на формирование личности.

                                                            Воспитатель:Михалькова А.Н.

    Важное значение для развития ребенка, особенно в дошколь​ном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вби​рает и хранит в себе народную мудрость, особенности нацио​нального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимуще​ственно с участием волшебных, фантастических сил, - гово​рится в словаре С.И. Ожегова.      Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со време​нем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвисти​ческий подход анализирует эволюцию сказки как устной тра​диции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, линг​висты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении в разных культурах. Психоана​литический подход,возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и ком​плексов человека.   Возрастом сказок является дошкольный возраст.     Сказки -наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию.                      Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт ис​пользования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ре​бенка является потеря смысла жизни и обрести его может по​мочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбу​дить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.   Особенно важна народная сказка, передающаяся из поко​ления в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудро​сти, опыта, результатом работы человеческого сознания и под​сознания. Сказка является элементом культуры народа, отра​жая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, ост​роумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивно​сти с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает индивидуаль​но-психологические черты и проекции того, кто ее писал.

    По мнению Д.Соколова, народные сказки характерны тем, что:

    - время появления основных сюжетов сказки неустановимо. В масштабах человеческой культуры - очень давно;

    - сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами;

    - сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре, В отличие от мифов, которые также являются сгустком чело​веческого опыта, сказка понятна ребенку, ее герои досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф о Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее - смертью ни в чем неповинных ее детей);

    - сказки могут служить матрицами и источником инфор​мации при образовании основных форм поведения и жизненных  сценариев;

    - сказки влияют на человека преимущественно на бессознательном   уровне.

              Психологический анализ сказок.

    Бихевиоральный подход рассматривает сказку как описа​ние возможных форм поведения. Чисто прагматически сказка может объяснить ребенку «что будет, если...». Сказка про ко​лобка объясняет ребенку как далеко можно уйти от родителей. Золушка - как важно влияние труда на счастливую жизнь.        Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаи​модействия в сказках и манипуляции. Каждый персонаж мо​жет описывать реального отдельного человека или отдельную роль, которую может играть человек, или даже брать в основу жизненного сценария. Эрик Берн прекрасно описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица. Сказка про хитрую лису, глупого волка и удачливого зайца может стать описанием обычной семьи из мамы, папы и сына. Психосинтез рассматривает героев сказки как суб - личности, части «Я» одного человека.                                                       Важной чертой сказки является трансформация. Некто ма​ленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это история о по-взрослении. К.Юнг называл основным мотивом сказки процесс индивидуации. Можно сказать, что ребенка сказка движет впе​ред, а взрослого возвращает назад, в детство.  Экзистенциальный подход к сказке обращает внимание на такие стороны человеческого бытия, как выбор (стоит герой на распутье - по одной дороге пойдешь - коня потеряешь, по вто​рой - смерть свою найдешь, по третьей пойдешь — себя потеря​ешь); отношение к смерти, умение принимать решения, спо​собность быть свободным и независимым. Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера почти одна и та же: ребенок слушает сказку, засыпая, от человека, которому он доверяет; речь рит​мичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки). Соответственно сказка может не только предлагать, но и вну​шать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сце​нарии.

        Психологические механизмы влияния         сказки на развитие ребенка

                                                           Воспитатель:Михалькова А.Н.

    1. Механизм идентификации. По определению К. Юнга, идентификация — это бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-нибудь другое, способное обеспечить или причину, или способ существования. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трех братьев, дурак, падчерица, т. е. герой, чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребенку легче отождествить себя с неумелым, внеш​не неприглядным персонажем, чем с сильным и уверенным в себе героем (как в мифах). Ребенок может без труда занять по​зицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Малышу легче понимать смысл сказки, если он может опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки дол​жны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет ребенку читают первые сказки - «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Тере​мок», в которых обязательно присутствие маленького съедоб​ного персонажа, героев, олицетворяющих родителей («Жили-были дед да баба...»), и отрицательных персонажей, основная задача которых: «съесть» главного героя. Сказки заканчива​ются «не в пользу» главного героя - вытягивают «на свет» реп​ку («Репка»), разбивают родители яйцо («Курочка Ряба»), съе​дает колобка отрицательный персонаж («Колобок»). Сюжеты этих сказок отражают определенную последовательность событий: рождение («Репка»), взаимоотношения с родителя​ми («Курочка Ряба»), взаимоотношения с незнакомыми («Ко​лобок»). Благодаря сказке ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.

    2. Освоение морально-этических норм поведения. В рус​ских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпе​ние («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполне​ны ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой соверша​ет отрицательные поступки, хороший - добрые.

    3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергают​ся испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.

    4. Получение нового опыта через сказку. Сказка предла​гает ребенку различные модели поведения. В результате про​слушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он при​обретает качества, необходимые для решения трудных ситуа​ций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от исполь​зования различных ресурсов.

    5, Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмо​циональному .выражению. Снятие эмоционального напряже​ния происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок по​строен в этой же логике: встреча с противником, борьба, побе​да героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царев​на», «Кащей Бессмертный», «Змей-Горыныч».

    6. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной ста​дии развития) - стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особен​ностях сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной ге​роини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро коз​лят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизнен​ные ситуации.

    Возраст 5-7 лет связан с появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием супер-Эго и расши​рением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков от​сутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трех сыновь​ях. Для девочек - сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребенка начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобрать​ся в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». Обратим внимание на то, как много ябед среди 5-7-летних детей. Дети делают это не из вредности, а из жела​ния поставить все на свои места; если они замечают, что кто-то ведет себя, с их точки зрения, «неправильно», то торопятся со​общить об этом факте родителям или педагогам. Тем самым они как бы убеждаются в правильности своих моральных суждений. Возраст 5-7 лет также связан с формированием половой иден​тичности, понимания своей половой принадлежности, основан​ной не на случайных признаках («я ношу брюки, поэтому я - мальчик»), а на подражании взрослым. Отсюда сказки, адресо​ванные мальчикам: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк » и др., и девочкам: «Морозко», «Се​стрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошеч-ка», сказки о мачехе и падчерице. В мачехе проецируются страх и нелюбовь к собственной матери. В сказках присутствует глу​бокая эмоциональная связь главной героини с отцом и ненавис​тное отношение к матери. Сказки дают во


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщенный педагогический опыт по теме: «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»

    Обобщенный педагогический опыт «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста  посредством сказок в соответствии с ФГОС»...

    Доклад.Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

    В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвы...

    Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".

    Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...

    Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС.

    Воспитание интереса к книге, стремления общения с ней, умения слушать и понимать художественные произведения....

    Обобщенный педагогический опыт по теме:«Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок »

    Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок....

    Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством сказок

    Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последни...

    Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством организации "дистанционного" взаимодействия ребенка с родным городом

    Электронный справочник «Петербург – Культурная столица» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего народа с позиции ю...