Влияние сказки на формирование личности. (Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок)
статья (младшая группа) на тему

Михалькова Анна Николаевна

Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_skazki_na_formirovanie_lichnosti.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

        Влияние сказки на формирование личности.

                                                        Воспитатель:Михалькова А.Н.

Важное значение для развития ребенка, особенно в дошколь​ном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вби​рает и хранит в себе народную мудрость, особенности нацио​нального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимуще​ственно с участием волшебных, фантастических сил, - гово​рится в словаре С.И. Ожегова.      Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со време​нем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвисти​ческий подход анализирует эволюцию сказки как устной тра​диции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, линг​висты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении в разных культурах. Психоана​литический подход,возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и ком​плексов человека.   Возрастом сказок является дошкольный возраст.     Сказки -наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию.                      Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт ис​пользования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ре​бенка является потеря смысла жизни и обрести его может по​мочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбу​дить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.   Особенно важна народная сказка, передающаяся из поко​ления в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудро​сти, опыта, результатом работы человеческого сознания и под​сознания. Сказка является элементом культуры народа, отра​жая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, ост​роумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивно​сти с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает индивидуаль​но-психологические черты и проекции того, кто ее писал.

По мнению Д.Соколова, народные сказки характерны тем, что:

- время появления основных сюжетов сказки неустановимо. В масштабах человеческой культуры - очень давно;

- сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами;

- сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре, В отличие от мифов, которые также являются сгустком чело​веческого опыта, сказка понятна ребенку, ее герои досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф о Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее - смертью ни в чем неповинных ее детей);

- сказки могут служить матрицами и источником инфор​мации при образовании основных форм поведения и жизненных  сценариев;

- сказки влияют на человека преимущественно на бессознательном   уровне.

          Психологический анализ сказок.

Бихевиоральный подход рассматривает сказку как описа​ние возможных форм поведения. Чисто прагматически сказка может объяснить ребенку «что будет, если...». Сказка про ко​лобка объясняет ребенку как далеко можно уйти от родителей. Золушка - как важно влияние труда на счастливую жизнь.        Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаи​модействия в сказках и манипуляции. Каждый персонаж мо​жет описывать реального отдельного человека или отдельную роль, которую может играть человек, или даже брать в основу жизненного сценария. Эрик Берн прекрасно описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица. Сказка про хитрую лису, глупого волка и удачливого зайца может стать описанием обычной семьи из мамы, папы и сына. Психосинтез рассматривает героев сказки как суб - личности, части «Я» одного человека.                                                       Важной чертой сказки является трансформация. Некто ма​ленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это история о по-взрослении. К.Юнг называл основным мотивом сказки процесс индивидуации. Можно сказать, что ребенка сказка движет впе​ред, а взрослого возвращает назад, в детство.  Экзистенциальный подход к сказке обращает внимание на такие стороны человеческого бытия, как выбор (стоит герой на распутье - по одной дороге пойдешь - коня потеряешь, по вто​рой - смерть свою найдешь, по третьей пойдешь — себя потеря​ешь); отношение к смерти, умение принимать решения, спо​собность быть свободным и независимым. Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера почти одна и та же: ребенок слушает сказку, засыпая, от человека, которому он доверяет; речь рит​мичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки). Соответственно сказка может не только предлагать, но и вну​шать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сце​нарии.

    Психологические механизмы влияния         сказки на развитие ребенка

                                                       Воспитатель:Михалькова А.Н.

1. Механизм идентификации. По определению К. Юнга, идентификация — это бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-нибудь другое, способное обеспечить или причину, или способ существования. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трех братьев, дурак, падчерица, т. е. герой, чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребенку легче отождествить себя с неумелым, внеш​не неприглядным персонажем, чем с сильным и уверенным в себе героем (как в мифах). Ребенок может без труда занять по​зицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Малышу легче понимать смысл сказки, если он может опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки дол​жны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет ребенку читают первые сказки - «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Тере​мок», в которых обязательно присутствие маленького съедоб​ного персонажа, героев, олицетворяющих родителей («Жили-были дед да баба...»), и отрицательных персонажей, основная задача которых: «съесть» главного героя. Сказки заканчива​ются «не в пользу» главного героя - вытягивают «на свет» реп​ку («Репка»), разбивают родители яйцо («Курочка Ряба»), съе​дает колобка отрицательный персонаж («Колобок»). Сюжеты этих сказок отражают определенную последовательность событий: рождение («Репка»), взаимоотношения с родителя​ми («Курочка Ряба»), взаимоотношения с незнакомыми («Ко​лобок»). Благодаря сказке ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.

2. Освоение морально-этических норм поведения. В рус​ских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпе​ние («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполне​ны ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой соверша​ет отрицательные поступки, хороший - добрые.

3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергают​ся испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.

4. Получение нового опыта через сказку. Сказка предла​гает ребенку различные модели поведения. В результате про​слушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он при​обретает качества, необходимые для решения трудных ситуа​ций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от исполь​зования различных ресурсов.

5, Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмо​циональному .выражению. Снятие эмоционального напряже​ния происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок по​строен в этой же логике: встреча с противником, борьба, побе​да героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царев​на», «Кащей Бессмертный», «Змей-Горыныч».

6. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной ста​дии развития) - стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особен​ностях сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной ге​роини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро коз​лят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизнен​ные ситуации.

Возраст 5-7 лет связан с появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием супер-Эго и расши​рением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков от​сутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трех сыновь​ях. Для девочек - сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребенка начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобрать​ся в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». Обратим внимание на то, как много ябед среди 5-7-летних детей. Дети делают это не из вредности, а из жела​ния поставить все на свои места; если они замечают, что кто-то ведет себя, с их точки зрения, «неправильно», то торопятся со​общить об этом факте родителям или педагогам. Тем самым они как бы убеждаются в правильности своих моральных суждений. Возраст 5-7 лет также связан с формированием половой иден​тичности, понимания своей половой принадлежности, основан​ной не на случайных признаках («я ношу брюки, поэтому я - мальчик»), а на подражании взрослым. Отсюда сказки, адресо​ванные мальчикам: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк » и др., и девочкам: «Морозко», «Се​стрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошеч-ка», сказки о мачехе и падчерице. В мачехе проецируются страх и нелюбовь к собственной матери. В сказках присутствует глу​бокая эмоциональная связь главной героини с отцом и ненавис​тное отношение к матери. Сказки дают во


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»

Обобщенный педагогический опыт «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста  посредством сказок в соответствии с ФГОС»...

Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС.

Воспитание интереса к книге, стремления общения с ней, умения слушать и понимать художественные произведения....

Обобщенный педагогический опыт по теме:«Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок »

Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок....

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством организации "дистанционного" взаимодействия ребенка с родным городом

Электронный справочник «Петербург – Культурная столица» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего народа с позиции ю...

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...

Обобщение опыта работы по теме «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»

использование сказок в работе с детьми дошкольного возраста спосбствует формированию нравственно-этических представлений...