Конспект мастер – класс для родителей «Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Абдулова Дилфуза Худжатовна

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Задачи мастер-класса:

1.     познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;

2.     познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;

3.     познакомить с пальчиковыми играми для малышей;

4.     создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2016_sensornoe_raz._v_dom._usloviyah.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 1

« Тополёк» второй категории общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.

                                             Конспект

             мастер – класс для родителей

«Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Возрастная группа: первая младшая.

Место проведения: МБДОУ № 1 с. Самарское.

Вид деятельности:

Дата проведения: 20.05.2016г.

Длительность: 30 минут.

        Воспитатель: Абдулова  Дилфуза  Худжатовна.

                                                           2016 г.

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Задачи мастер-класса:

  1. познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;
  2. познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
  3. познакомить с пальчиковыми играми для малышей;
  4. создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня, я предлагаю вам   мастер – класс

«Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире. 

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

1. Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, солнышко), буквы. Еще можно нарисовать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

2. Игра «Мозаика из пробок». Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Фото 1. Мамы во власти процесса...полны идей и интереса!

3. Игра «Шагаем в пробках». Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.   

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы. 

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое?  Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт

Идет бычок качается…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Фото 2. Топ...топ...не легки в пробках первые шаги!

Бусы из пробок. 

Для мамы. Для лисички. Вам понадобятся шнурки и пробки с дырочкой.

4. Пальчиковая гимнастика c бельевой прищепкой.

Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.         

Смена рук.

Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

  • А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
  • Колючки для ежика ( подобрать по цвету)
  • Елочка (иголки)
  • Дождик (к тучке прикрепить прищепки)
  • А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что?
  • Яблоко! А ещё?

5. Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения  и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё  руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая: 

Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи. 

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно  предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!

Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…получается?, а деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

Фото 3. Я месила тоже тесто, где ж сюрприз мой, интересно?!

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!

А также в своей работе я большое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».


И он был прав, ведь на кончиках пальцев так много точек, которые отвечают за различные органы. Соответственно,  стимулируя эти точки – мы помогаем нашим органам, помимо этого точечный массаж, в частности с использованием массажного мяча:

  • улучшает кровообращение
  • ускоряет обменные процессы в области применения
  • расслабляет и снимает стресс
  • ускоряет капиллярный кровоток
  • уменьшает венозный застой
  • повышает кожно-мышечный тонус
  • развивает мелкую маторику

Маленький колючий еж,

До чего же  он хорош!

Ежик прячется в ладошке,

(прячем в одной ручке)

Прячем ушки, прячет ножки.

Хочет ежик убежать,

(катаем по столу)

Будем мы его держать!

(сжать двумя руками)

Повторить еще раз, но другой ручкой.


Катится колючий ежик                  (выполняем круговые движения мячиком  между ладонями)

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошкам он бежит 

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Еж по пальчикам бежит               (перебираем мяч пальчиками)

И  пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда, сюда! Мне щекотно?  (движения мячом по пальчикам)

Да, да, да!

Уходи, колючий еж,                       (пускаем по столу и ловим подушечками  пальцев)

В темный лес, где ты живешь!

Ежика возьмем в ладошки             (берем массажный мячик)

И потрем его слегка,                    (в одной ручке держим мячик, другой                                                                            проводим  по нему)

Разглядим его иголки,                   (меняем ручку, делаем тоже самой)

Помассируем бока.                       (катаем между ладошек)

Ежика в руках кручу,                     (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках –          (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка.                (прижимаем ладошки к себе)

Немного о медицине.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек.

Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.

(Мизинец- сердце, безымянный палец- печень (почки), средний- кишечник, указательный- желудок, большой – голова).

Известно что, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа.

В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, шишки, карандаши и т.д.

Я подготовила игры с пальчиками и упражнения, которым хочу вас научить.

Развиваем пальчики – тренируем речь.

Итак, мы все вместе отправляемся «В гости к пальчику большому»

Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родители повторяют упражнения:

“В гости к пальчику большому”

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

На первую строчку — выставляем вверх большие пальцы, на вторую — соединяем под углом кончики обеих рук, на третью — поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую — кулачки стучат друг о дружку. На последние строчки — ритмично сжимаем и разжимаем пальцы на обеих руках.

Медвежонок в гости шел.

Медвежонок в гости шел

К рыжей белке он зашел

И на озеро к бобру

И к ежу зашел в нору

Даже к комаришке заглянул наш мишка

 ( сложное упражнение - -собирать пальчики в колечко и поэтому помогайте выполняйте вместе с ребенком)

СЕМЬЯ

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.

МЫ СЕМЬЯ ПАЛЬЧИКОВ (подпевая)

Пальчик папа, пальчик папа – дай ответ,

Вот я здесь, вот я здесь – всем привет,( или как дела)

Пальчик мама, пальчик мама– дай ответ,

Вот я здесь, вот я здесь – всем привет,

Пальчик братец, пальчик братец– дай ответ,

Вот я здесь, вот я здесь – всем привет,

Пальчик сестра, пальчик сестра– дай ответ,

Вот я здесь, вот я здесь – всем привет,

Пальчик крошка, пальчик крошка– дай ответ,

Вот я здесь, вот я здесь – всем привет.

Мы семья пальчиков.

Поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого.

А также можно с животными (кошка, птичка, свинка и т. д.)

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочерёдное сгибание каждого пальчика на обеих руках.

ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

На первые строчки поочерёдное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки — поочерёдное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

Выполнять движения согласно тексту стихотворения

КАПУСТКА

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку режем- режем,

Мы морковку трём-трём,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдно поглаживать пальцы, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки..

Я предлагаю вам проиграть в игру с предметами, пусть это будет карандаш.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали

Карандашик я возьму

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу.

Пальчики

Этот пальчик хочет спать,

(выполнять круговые движения на подушечке пальца с последующим загибанием)

Этот пальчик лёг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик не шуми,

(погрозить пальцем)

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

(показать ладошки с растопыренными пальчиками.)

В детский сад идти пора.

(хлопать в ладоши.)

Пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

Фонарики зажглись –фонарики погасли.(сжали кулачок, разжали)

Кулачок – ладошка, кулачок – ладошка.

Шарик надуваем.

Лодочка плывет по речке,

Оставляет вслед колечки.

Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье.

Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! 

Литература:

  1. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
  2. Громова О.Н. Прокопенко Т.А. : «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.
  3. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
  4. Запорожец И.Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М.: Издательство : «Скрипторий 2003». 2010.
  5. Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал : «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.
  6. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
  7. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.
  8. Интернет ресурсы   http://www.maam.ru/poleznaja-informacija/sait-dlja-vospitatelei.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс для родителей " Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию, воображению детей  дошкольного возраста в домашних условия...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Конспект мастер – класс для родителей«Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осущ...

Мастер-класс для детей и родителей группы младшего возраста «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Мастер-класс для детей и родителей   группы младшего возраста «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»...

мастер-класс Развитие мелкой моторики в домашних условиях

Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей....

Мастер-класс для родителей Развитие мелкой моторики в домашних условиях

Материал рассказывает как в домашних условиях, доступными средствами развивать мелкую моторику рук детей...

Мастер класс для родителей "Развитие мелкой моторики в домашних условиях"

Цель мастер-класса:  помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики  детей младшего дошкольного во...

Мастер-класс для детей и родителей 2 мл. группы «Гномики» «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями, пальчиковойгимнастикой, направленными на развитие мелкой моторики....