Факторы успешного речевого развития
консультация на тему

Паршенкова Елена Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы речевого развития дошкольников, условия его успешной реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktory_uspeshnogo_rechevogo_razvitiya.docx257.65 КБ

Предварительный просмотр:

ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

     Проблеме речевого развития детей дошкольного возраста педагоги и родители всегда уделяли особое внимание. И это не случайно, поскольку в педагогике и психологии отмечается не только тесная взаимосвязь интеллектуального и речевого развития детей, но и сензитивность периода дошкольного детства к усвоению речевых умений и навыков, к овладению основами культуры речи. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Хорошо развитая речь – залог успешного обучения и развития ребенка.    

    Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, ребенок должен:

- быть психически и соматически  здоровым;

- иметь сохранный интеллект (По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга. Подобные отклонения, так или иначе, скажутся на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.);

- иметь нормальный слух и зрение;

- обладать достаточной психической активностью;

- обладать потребностью в речевом общении;

- иметь полноценное речевое окружение.

   Работа по развитию речи включает несколько направлений:

- работу по звуковой культуре речи (развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, формирование правильного звукопроизношения);

- работу по развитию мелкой моторики;

- работу по обогащению словарного запаса (активного и пассивного);

- работу по формированию грамматического строя речи;

- работу по развитию связной речи (монологической и диалогической);

- работу по развитию интонационной выразительности, плавности речи.

   Речь не передаётся по наследству. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

    Первое условие – это потребность в общении, или коммуникации. Ребенок постоянно должен сталкиваться с такими ситуациями, которые определяют мотивацию речи, ставят его перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то. При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для общения с малышом.

    Поощряйте любую речевую активность ребенка. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на самые разные объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Обращайте внимание детей на красоту окружающей природы, наблюдайте за растениями, животными. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.  

     Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите об их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет,  выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь  детей), учите наблюдать, сравнивать предметы и явления. Мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.

     Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры, как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

     Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки,  потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

     Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью. Инсценируйте знакомые сказки, песенки, потешки.

     Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

     Большое внимание  уделяйте заучиванию и чтению стихотворений, учите читать стихи выразительно, громко, чётко проговаривая все слова, неторопливо.

    Т.о., развитие речи осуществляется в процессе бесед, речевых и театрализованных игр, рассматривания картин, описания картинок, игрушек, предметов одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок,  пересказа сказок,  наблюдения за природой, чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций в книгах.

    Второе условие – создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его речи. Речевая среда - это речь родителей, окружающих взрослых, сверстников, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр и т.д.

    Важно, чтобы ребенок слышал правильную, грамотную речь. Речь взрослого должна быть эмоционально-выразительной, доступной пониманию ребенка.

    Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает и создание предметно - развивающей речевой среды. «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева, известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.    

    Насыщая пространство, родители должны заботиться в первую очередь о том, чтобы дети могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности, обеспечения богатства сенсорных впечатлений, обеспечения самостоятельной индивидуальной деятельности, возможности для исследования. Она должна быть оснащена разнообразными сенсорными раздражителями, оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.  Среда должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.

   При этом нужно учитывать, что книга – одно из величайших ценностей и атрибутов детства, без которых не может состояться полноценной личности. Книга была и остается главным предметом в духовной жизни ребенка, источником усвоения родного языка, культурного наследия народа. Ежедневное общение ребенка с книгой помогает ему научиться осмысленно и грамотно говорить, получить первоначальные представления о языке, литературе, обогатить лексический запас, развить внимание и интерес к  речи, привить любовь к чтению книг, сформировать свой личностный вкус к тому или иному жанровому стилю литературных произведений. Книга – источник живого слова родного языка для дошкольника и ей отводится центральное место в организации предметно – пространственной среды по ознакомлению с окружающим и развитию речи.

  Третье условие – значимость материала. Ребенок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас представлений по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.

   Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее ребенок пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе.     Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

   Желаем вам успеха в этой работе. И  не забывайте, что только игровая форма изложения позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"

Консультация  "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"...

"Факторы успешного речевого развития"

Речь взрослого – пример для подражания....

Факторы успешного речевого развития детей 4-5 лет

Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста....

"Речевое дыхание". Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)

 Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....

"Речевое дыхание".Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)

Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....