ДЕТИ В ПЕСОЧНИЦЕ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лесман Людмила Евгеньевна

В статье представлено значение развивающих игр с песком,
как арт – терапии для гармонизации психо-эмоционального состояния ребенка, раскрыты особенности использования педагогического арт – метода в использовании песочной терапии в условиях дошкольного образования, актуализируются возможности песочной терапии для решения образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дети в песочнице30.49 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТИ В ПЕСОЧНИЦЕ

ИЛИ

ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ

Семенова  Ирина Юрьевна

Лесман  Людмила Евгеньевна

Колонистова Ирина Геннадьевна

Педагоги дошкольного образования

ГБДОУ детского сада № 30

Кировского района Санкт - Петербурга

В статье представлено значение развивающих игр с песком,
как арт – терапии для гармонизации психо-эмоционального состояния ребенка, раскрыты особенности использования педагогического арт – метода в использовании песочной терапии в условиях дошкольного образования, актуализируются возможности песочной терапии для решения образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных задач.

В современном мире образования одним из основополагающих требований Федерального Образовательного Стандарта (ФГОС) является  не только охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, но и в том числе их эмоционального благополучия. Это определяет здоровьесберегающую и здоровьесохраняющую направленность дошкольного образования в целом.

Здоровье взрослого человека в большей его части определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребенка заботиться о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении, поддерживать развивать эмоциональную сферу, воспитывать чувство понимания и сострадания к ближним. Здоровье – это целенаправленная работа на всю жизнь.

Здоровый образ жизни уже нельзя рассматривать только через организацию правильного питания, соблюдения режима дня, культурно-гигиенических навыков, закаливания, занятий спортом, отказом от вредных привычек и т.д. В мегаполисах, где ребенок становится все более непонятым и страдает от нехватки внимания и ласки со стороны близких ему людей, одним из главных вопросов здоровьесбережения становиться гармонизация психо - эмоциональной сферы ребенка.

Одним из методов в становлении гармонизации психо - эмоционального состояния ребенка становиться в реализации дошкольного воспитания песочной арт – терапия, как «терапия искусством».

Реализация песочной терапии требует не только определенного насыщения предметно пространственной среды группы ДОУ, в которой учтена индивидуальная и групповая работа детей с пеком, но и компетентного педагога.

Большое значение имеет работа с родителями воспитанников по ознакомлению с возможностями и методами работы педагога с детьми: проведение мастер-классов, анкетирования, тестирования, ведение консультаций в соцсетях.

Для осуществления работы в групповом пространстве педагогу потребуются: столы для песочного рисования, столы для экспериментирования с песочным наполнением,  деревянные или пластиковые ящики (подносы) с наполнением.  Также работа педагога с детьми проводятся  в песочнице  на прогулочном участке группы детского сада.

Обязательным компонентом для работы в «песочнице» – фигурки или их изображения. Их разнообразие безгранично, но существует перечень обязательных объектов: люди, животные, символы социализации (машины, предметы быта и т.д.), растительный мир, символические предметы (бусинки, ракушки и т.д.).

Формы работы, через которые реализуются на практике  песочная терапия: самостоятельная игра; совместная деятельность педагога с детьми (ежедневно, для работы по поставленным тематическим проблемным ситуациям); индивидуальная работа по выявленным проблемам ребенка; цикл занятий непрерывной образовательной деятельности с детьми (не чаще 1 раз в месяц, чтобы не вызвать чувства «навязанности», а оставить выражение свободного творчества и сотворчества с ребенком).

Все формы работы по реализации песочной - терапии являются интегрированными в социально – коммуникативном, познавательном, речевом и художественно – эстетическом развитии. В любом из выбранных вариантов песочная - терапия помогает раскрыть потенциал ребенка, «вынуть наружу» скрытые переживания.

Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагога вводится понятие педагогического арт - метода в рамках реализации песочной терапии. Роль педагога в реализации педагогического метода в большей степени становится наблюдательной, а не корректирующей. Педагогическое направление в арт - терапии понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психическом здоровье личности ребенка, средствами художественной деятельности. Применение педагогических методов песочной терапии дает возможность педагогам  научить детей не только возможности выражать  волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции детей, помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности и воображения, социальной адаптации личности и ее поддержке.

 Здесь на первый план выходят задачи социализации, развития, воспитания,  а не художественного образования. Песочная терапия дает возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Создание песочных композиций в отличии, например от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, это особенно важно для тех детей, чей труд всегда строго оценивается родителями, что в дальнейшем приводит к критической самооценке. Работа с песком в большей степени сводиться к игре, как основой и естественной деятельности дошкольников.

 Песочные игры подходят тем, кому трудно выразить свои переживания в слова (на сознательном уровне), или свою внутреннюю тревогу (на бессознательном уровне).

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение поставленной перед ним задачи. Дети делают из песка различные постройки, фигуры, фантазируют, придумывают различные фантазийные и реалистические ситуации и с удовольствием рассказывают о своих «песочных сказках». Поэтому такой подход в организации игры с песком соединяет в себе ещё активизацию речевой  активности и другие виды деятельности. Объединение всех видов деятельности дает хорошие результаты в развитие и эффективно решает образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи.

Как говорил Ф. Шиллер: «В игре детей есть часто смысл глубокий».  Развивающие игры с песком – это современный подход по развитию и здоровьесбережению детей, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка.


Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт – терапия детей и подростков. – М.: Когито-Центр, 2014.
  4. Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей, и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2014.
  5. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  6. Инновационные формы взаимодействия с семьёй: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт. -сост. Н.М.Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

арт - песочница "Чудеснее песка нет для детей забавы"

Чудеснее песка нет для детей забавы,Его всегда имеется в достаткеТечет он нежно так сквозь руки,Что не сравнить его ни с чем… «Что ты, что ты! А ну-ка пойдём быстро мыть ручки», - ска...

Театрализованное занятие в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной группы.

Пополнение экспрессивной речи словами – антонимами, совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование звукового и слогового анализа и синтеза слов, ...

Консультация для родителей "Безопасные игры детей в песочнице"

Материал поможет родителям правильно организовать игры детей с песком....

Статья в газету "Пустите детей в песочницу"

Статья рассказывает об играх с песком для малышей...

Технологическая карта организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей «Весенняя песочница»

Возрастная группа: средний возраст (4-5)Форма проведения НОД: познавательно-исследовательская деятельностьТехнология: здоровьесберегающаяФорма организации: подгрупповая...


 

Комментарии

Свирина Елена Владимировна

Спасибо большое за интересную статью. Игры с песком, песочная терапия должна получить повсеместно признание, активное использование, по своей значимости для ребёнка.