Семинар для воспитателей. «Использование педагогической песочницы, ПЕКС карт в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогическая песочница: основные характеристики, использование песочного поля для развития дошкольников»
консультация

Шелковая Елена Александровна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей

«Использование педагогической песочницы, ПЕКС карт в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогическая песочница: основные характеристики, использование песочного поля для развития дошкольников»

Подготовил: педагог – психолог МАДОУ «Детский сад №33» г. Хабаровска

Шелковая Елена Александровна

Классическая песочная терапия – метод, который с начала 50-х годов прошлого века используется в терапии, дефектологии, педагогике и логопедии.

Классическая юнгианская песочница представляет собой герметичный деревянный ящик прямоугольной формы с размерами 70*50*10 см., он может быть снабжен крышкой. Дно и борта окрашены голубым цветом, что символизирует небо. В комплект также входят миниатюрные фигурки, изображающие животных, людей, элементы живой природы.

В песочнице используется сухой или влажный песок по желанию ребёнка. Рекомендуется к использованию морской кварцевый песок, т.к. он имеет выраженную фактуру, в нем отсутствует ил, и он не пачкает рук.

В ходе игры с песком человек погружается в творческий процесс, пробуждая эмоции, скрытые внутренние переживания. Так как специальных навыков в работе с песком не требуется, метод песочной психотерапии широко используется при работе с детьми дошкольного возраста. Одним из условий создания ребёнком «песочного мира» является полная свобода творческого самовыражения.  Очень важен принцип не вмешательства терапевта в игру. Роль психолога  в реализации  песочной терапии заключается в организации свободного творческого процесса, пробуждающего искренние эмоции и глубинные переживании, актуальные в частности при работе с людьми, пережившими психологическую травму.

Песочная терапия способствует расслаблению, снимает стресс, нормализует эмоциональное состояние. Работа с песком помогает заглянуть в внутренний мир ребёнка без специально вмешательства. Ребёнок наслаждается игрой и творчеством, а психолог анализирует процесс, интерпретирует содержание игры. роме того, песочная терапия развивает мелкую моторику, воображение, мышление, способствует речевому развитию ребёнка и стабилизации его эмоционального состояния.

В современной педагогической практике размер, форма и содержание песочницы может значительно отличаться от классического канона. Так классические юнгианские песочницы становятся интерактивными. Принцип действия интерактивной песочницы связан со светом проектора и технологией захвата движения. На песок проецируется изображение, а программа определяет глубину и высоту создаваемой песочной фигуры, ребёнок может сам менять «земную поверхность» движением руки, и создавать собственный рельеф, наблюдать за извержением вулкана или изменением времен года. Производители интерактивной песочницы включают в программное обеспечение обучающие игры для детей разного возраста, а также комплектацию панелей, превращающих песочницу в интерактивный стол.

Стол для рисования песком представляет собой песочницу, снабженную подсветкой её нижней части. В комплект стола входят различные аксессуары, позволяющие создавать на столе изображения при помощи песка.

Метод рисования песком не имеет возрастных ограничений, и может использоваться для работы с детьми начиная с 2-3 летнего возраста.

Игровой сеанс проводится в затемненной комнате, в ходе работы может использоваться музыкальное, звуковое сопровождение.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности. Перенос занятия в песочницу даёт больший воспитательный образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения он усиливается желание ребёнка узнать что – то новое, экспериментировать,  развивает тактильную чувствительность как основу  «ручного интеллекта». Также игра с песком более гармонично и интенсивно развивает все познавательные процессы.

При работе в песочнице педагог сначала демонстрирует ребёнку песочницу, фигурки для игры, объясняет правила  игр с песком; это является ритуалом входа. Далее педагогом формулируется тема занятия, инструкция к играм. Основная часть занятия может в себя включать развитие мелкой моторики, ознакомление со свойствами песка и экспериментирование с сухим и мокрым песком, сенсорное развитие (изучение цвета, размера, формы), развитие речи, формирование математических представлений, обучение грамоте, и т.д.

Использование педагогической песочницы разного размера и формы позволяет проводить как индивидуальную работу с одним ребёнком, так и работу в микрогруппе с несколькими детьми или подгруппе из 6-8 человек. При организации занятий необходимо учитывать возрастные, психологические особенности детей.

«Методы и средства  альтернативной коммуникации;

использование ПЕКС карт в работе воспитателя ДОУ»

ААС  альтернативная аугментативная (дополнительная, поддерживающая, расширяющая) коммуникация – это термин, который включает методы, используемые для понимания вербальных сообщений людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи. В основании ААС лежит идея, что знаковая деятельность, проявляющаяся в процессе коммуникации, многообразна и полимодальна, то есть информация может передаваться и поступать по различным каналам. Важно учитывать, что речь практически никогда не идет о замене вербальных средств на невербальные, а только лишь о дополнении одной системы другой.

Избыточность символов, репрезентирующих объекты, позволяет развивать и поддерживать разные виды памяти, ассоциативность мышления и, безусловно, лежит в основе развития когнитивных функций и собственно речевой вербальной деятельности.

AAС используется как людьми с недостаточно сформированной устной речью, с тяжелыми речевыми нарушениями, вызванными врожденными заболеваниями, такими как церебральный паралич, интеллектуальные проблемы и аутизм, так и приобретенными, такими как боковой амиотрофический склероз и болезнь Паркинсона. AAС может быть постоянным дополнением к коммуникации человека или применяться временно.

Системы AAС разнообразны: коммуникация с помощью движений тела и жестов, а также коммуникация с использованием специальных средств; картинок и коммуникативных досок до устройств, производящих речь.

Символы, используемые в AAС, включают жесты, фотографии, картинки, пиктограммы, надписи и слова, которые могут использоваться как одиночно, так и в комбинации.

Исследования показывают, что использование AAС не препятствует развитию речи, скорее наоборот, может привести к постепенному увеличению речевого продуцирования. Люди – пользователи ААС достаточно успешно социализируются в обществе и устраиваются на работу, несмотря на свои ограничения, связанные с нарушениями речи.

ПЕКС – это Коммуникационная Система Обмена Изображениями, где для общения используют картинки (карточки pecs). Такой вид обучения понятен аутичным детям, а также всем детям с речевыми и коммуникационными проблемами. Он эффективен и для пациентов с остальными невербальными болезнями – ЗПР, ДЦП, глухотой и др. Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) появилась в Канаде, широко использовалась в Португалии и странах Скандинавии. Эта система стала применяться вместо блисс-символов для людей с тяжёлой умственной отсталостью, так как пиктограммы в этом случае представляли собой стилизованные рисунки – белый силуэт на тёмном фоне. Рисунок сопровождается написанным словом. Такие пиктограммы проще блисс-символов, поэтому их легко понимают дети с умственной отсталостью, а также их родители и специалисты, работающие с ними Использование графических символов требует постоянного обучения персонала и семьи. Основная задача и основная трудность обучения в системе альтернативной коммуникации – вывести использование системы за пределы занятий и суметь использовать её в интерактивном режиме. Общение с помощью символов может происходить через передачу картинки с изображением, через указание на неё рукой или пальцем, нажатием на соответствующую кнопку, указанием с помощью направления взгляда.

Альтернативная система коммуникации pecs  (в частности карточки) используется одновременно с общим речевым развитием. Она не только обучает выражению мыслей, но и показывает, как совершить какое-либо действие (войти в другое помещение, подойти к незнакомцу для контакта и т.д.) и начать общение. Главная цель системы – побудить ребенка к совершению активных действий:

  • найти необходимую картинку;
  • привлечь внимание партнера;
  • обменять карточку на нужный предмет.

Индивидуальный подбор картинок для каждого больного создает максимально наглядную коммуникацию, не сводя общение к простейшим просьбам и визуализации объектов. Поскольку аутисты не понимают смысла самого контакта, цель специалиста – сделать этот процесс осознанным.

Важные плюсы систем «pecs»:

  • наглядная коммуникация (прямая передача картинок делает общение предметным и привлекает собеседника);
  • снижение неправильного поведения (чем больше навыков коммуникаций, тем меньше необдуманных поступков);
  • самостоятельное общение (ребенок учится инициировать контакт, выражать мнение или потребность);
  • усвоение устной речи (развитие коммуникабельности повышает возможности словесного общения у аутиста, имеющего «недостаток слов»).

Специалисты, практикующие в данной сфере, признали метод ПЕКС лучшим среди программ развития способностей к общению у аутистов.

Как работают с системой PECS:

В программу входят несколько этапов обучения и способы введения в речь ребёнка предметных свойств (цвета, размеры и др.).

 Процесс проходит в три этапа.

  1. Вначале вводят карточки двух цветов (допустим, красный и зеленый), которые обозначают «да» и «нет». Это нужно для тех, кто не умеет показывать жестами согласие и отрицание.
  2. Затем берутся мотивационные картинки предметов (мороженое, фрукты, конфеты) и изображения действий (качаться на качелях, играть с мячом и др.). Их применяют до тех пор, пока малыш не станет проговаривать предмет, не глядя на рисунок.
  3. В конце используются карточки с событиями дня (есть, гулять, умываться и т.п.).

Что изображают карточки pecs?

Обучающие картинки ПЕКС показывают действия или предметы. Это могут быть фото и графические рисунки в цветном и черно-белом исполнении. Под каждой из них есть текстовая надпись. Картинки ребёнок размещает в ПЕКС- планшете, формулируя таким образом свою просьбу, пожелание, высказывание. В свою очередь, человек,  вступающий в контакт с ребёнком, использующим альтернативную коммуникацию, также может использовать ПЕКС – планшет.

При помощи системы ПЕКС карточек в условиях детского сада возможно формирование у детей представлений о последовательности выполнения бытовых действий, связанных с самообслуживанием (посещением туалета, одеванием, приёме пищи); формировании представлений о схеме тела и названии отдельных его  частей, развитии номинативной функции речи в целом, развитии навыков пространственной ориентировки, употребления пространственных предлогов,  навыков выполнения операции анализа, синтеза, классификации, сравнения; составления схем предложений, рассказов, и т.д.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов. Современные требования к инклюзивному дошкольному образованию предполагает обеспечение совместного обучения и развития типично развивающихся детей и детей с ОВЗ.  В данных условиях перед воспитателем возникает дополнительная задача по решению проблемы социальной адаптации дошкольников с ОВЗ в детском коллективе.

 Таким образом, использование в практике массового детского сада методов и средств альтернативной коммуникации позволяет реализовать большой круг воспитательно – образовательных задач.

Использованная литература:

Лорн Фрост, Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации при помощи карточек (pecs). Руководство для педагогов». «Теревинф», 2011 год

О.В. Сапожникова, Е.В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников». Москва, «Сфера», 2017 год