Использование метода ментальной интеллект – карты при работе с детьми дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

В статье описывается использование метода ментальной интеллектуальной карты. Это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mentalnaya_karta.docx401.51 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода ментальной интеллект – карты при работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации

Аннотация.В статье описывается использование метода ментальной интеллектуальной карты. Это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Ключевые слова. Интеллект – карта, профориентация, познавательная деятельность, дошкольное образование, инновация, профессии будущего.

Воспитанникам дошкольного возраста по своей природе свойственно быть исследователями. Поисковая активность, исследовательская деятельность – естественное состояние ребенка, потому что он по природе настроен на познание мира. Развитие познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшей успешности его обучения в школе. От того есть ли интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое, зависит основа формирования образования. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В последнее время у детей дошкольного возраста возникает потребность в ознакомлении с разнообразным миром профессий. В связи с чем, возник вопрос о том, какие профессии самые важные и необходимые в современном мире. Мы в своей работе отмечаем самые необычные профессии, востребованные на сегодняшний день, возможно некоторые из них станут профессиями будущего. Для этого мы изучили рынок труда. Выделили следующие профессии: шеф-повар, пиццмейкер, сельскохозяйственный эколог, сити-фермер, космобиолог, менеджер космического туризма, инженер роботизированных систем, инженер-конструктор, геолог, геодезист.

Кроме игровой деятельности, которая отражает полученные знания о профессиях и занимает одно из ведущих средств воспитания необходимых для трудовой деятельности, черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать,также важное значение имеет познавательная активность детей для формирования представлений о разнообразном мире профессий.

Работая в дошкольном учреждении, мы всегда стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса, огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии во все сферах ставят перед педагогами новые задачи. Среди них - необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Педагогу необходимо искать новые формы работы с детьми для того, что заинтересовать и увлечь их, изучая то, как интересен и разнообразен наш мир.

С введением ФГОС в дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как, любознательность, самостоятельность, активность, инициативность.

Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами, мы также используем метод интеллект-карт, как один из активных методов обучения, который обеспечивает высокую познавательную активность детей, мышление, инициативу и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому метод ментальной интеллект карты соответствует этим возрастным особенностям и очень подходит для образовательного процесса в ДОУ.

Воспитатель в данном случае выступает в роли организатора этого метода работы и источника информации для детей, консультантом и помощником. Воспитанники при этом занимают позицию ответственного и творческого ребенка, что направляет на получение познавательного процесса.

Интеллектуальная карта – это уникальный, но в то же время и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется их мышление.

Составление интеллект карты - это необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем очень универсальный, ведь составлять интеллект – карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект – карты стимулирует творчество воспитанников, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, то есть самое главное - это процесс, в результате которого, дети получают и закрепляют знания. Составление интеллект карты можно назвать визуализацией мышления.

Так, например, реализуя инновационный проект «Организация профориентационной работы средствами проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО», мы использовали метод ментальной интеллект карты при изучении с детьми профессии «Сельскохозяйственный эколог». Прежде чем выполнить работу по созданию интеллект карты, мы с детьми подробно изучили эту профессию. На протяжении всей тематической недели мы с детьми использовали множество форм работы, направленные на получение новых знаний. Здесь были такие формы работы, как экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Мозговой штурм», кейс-технология, художественное творчество, организованная  образовательная деятельность, художественное слово, работа с родителями и т.д.

Составление интеллект – карты мы начинаем с того, что в центре располагаем образ, в нашем случае это картинка с изображением представителя профессии «сельскохозяйственный эколог». От центрального образа рисуем «ветви» первого уровня, которые и будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего. В работе с детьми дошкольного возраста мы используем только картинки. После детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. Дети проявляют свои творческие способности, они рисуют ветви, вырезают картинки, анализируют куда приклеить ту или иную картинку.

Таким образом, дети закрепили знания о профессиональных качествах сельскохозяйственного эколога, его рабочем месте и инструментах, специальной рабочей одежде, результатах деятельности, вреде человеческой жизнедеятельности на окружающую среду, о том, что наша планета в опасности, о способах переработки отходов и т.д. В заключении подрисовываем недостающие картинки, используем разные цвета, ветви могут быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.

Такие беседы внешне должны быть импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, и не навязывает своего мнения. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми -  поиски, цепочки вопросов: «Как?», «Откуда?»,«Зачем?»,«Для чего?»,«С чем можно сравнить?» - все это и есть работа с элементами интеллект карты. Стоит отметить, что такой метод отлично подходит для проведения итогового мероприятия по теме недели. Интеллект – карта, находясь в группе в учебной зоне, является частью развивающей среды и может дополняться по мере необходимости. Интеллект – карта уникальна тем, что она также является наглядным пособием. Все перечисленное, делает интеллект карту хорошим инструментом и помощником педагога в работе с детьми.

Наш опыт проведения занятий с использованием таких интеллект карт показал, что они помогают развитию детей в достижении результатов по усвоению знаний.Дети становятся коммуникабельными, рассуждают, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни, стараются искать причинно-следственные связи при изучении и других тем. Кроме того, у  детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Применение метода интеллект – карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и им во взрослой жизни.

         

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов аппликации и рисования при работе с детьми дошкольного возраста.

Использование нестандартных подходов к организации изобразительной деятельности- повышает мотивацию ребенка; - развивает мелкую моторику пальцев рук;- раскрывает творческий потенциал;- уско...

Презинтация Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

В презинтации представлены методы технологии ТРИЗ, используемык в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

ТРИЗ - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогае...

Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста

Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату п...

Мастер - класс "Использование технологии интеллект - карт в работе с детьми дошкольного возраста коррекционной группы"

Интеллект - карта это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого рзвиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Технология "интелл...

«Интеллект карты – в работе с детьми дошкольного возраста»

Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению де...