статья по применению интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка

Гуляева Анна Валерьевна

«Применение метода интеллектуальных карт Т. Бьюзена в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_intellekt-kart.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение метода интеллектуальных карт Т. Бьюзена в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам, и он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».  

К. Д. Ушинский

       Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного общего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых технологий и методов. Одним из таких современных методов являются интеллект-карты. Метод создания интеллект-карт обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

Метод интеллект-карты был создан американским ученым, бизнесменом Тони Бьюзеном. Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику, а в дошкольный мир пришел благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

 Mind-maps - термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума» – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.

       Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации. Благодаря своим свойствам использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет повысить интерес детей к программному содержанию, делает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.

Свойства интеллект - карт:

  • Наглядность - в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними;
  • Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен;
  • Запоминаемость - благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • Своевременность - интеллект - карта помогает выявить недостаток информации;
  • Творчество - интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • Возможность пересмотра - пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями.

Цель применения интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста: развитие коммуникативных и творческих способностей детей в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

  • Расширять кругозор детей и целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира;
  • Учить создавать интеллект-карту по наблюдениям и познанию объектов и предметов окружающего мира;
  • Воспитывать умение договариваться при составлении интеллект-карты и обосновывать свою точку зрения.

Интеллект-карты могут составляться:

  • Воспитателем в совместном взаимодействии с воспитанниками как иллюстрирование рассматриваемой в занятие темы или в ходе проектной деятельности, а также при решение проблемных ситуаций;
  • Детьми самостоятельно в ходе итогового мероприятия как закрепление материала по определенной теме или объединить детей в команды по интересам, давая возможность детям право выбора темы и товарищей по работе;
  • Детьми вместе с родителями. Это послужит поводом увлечь родителей тем, какую тему обсуждает педагог с детьми в стенах детского сада, а в дальнейшем сформирует у детей умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала.

Методика составления карты:

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

  • Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
  • В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
  • Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту
  • рассматриваемой темы.
  • Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
  • Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
  • Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова.
  • Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными   иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами.
  • Различными стрелочками показываются связи между понятиями. 

Интеллект - карту в работе с детьми старшего дошкольного возраста желательно вводить постепенно, этот процесс делится на 3 этапа:

1 этап. Подготовительный.

Знакомство детей с интеллект - картой (2 половина старшей группы).

В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками».

1 вариант – сначала дети составляют рассказ по схеме интеллект -карты, созданной педагогом.

2 вариант – далее дети с помощью педагога (родителя) составляют интеллект - карты по заданной теме.

2 этап. Основной.

Использование интеллект - карт для обобщения знаний по теме комплексно-тематического плана (1 половина подготовительной группы).

3 этап. Заключительный.

 Планирование своей деятельности и осуществление самоконтроля (2 половина подготовительной группы):

1 вариант - Составление интеллект карты в начале изучения темы, для определения знаний детей по данной теме.

2 вариант - Составление интеллект карты в конце изучения темы, чтобы понять, чему научились дети по данной теме.

Как применять карты в дальнейшем?

Готовая интеллект-карта в дальнейшем может быть применена следующим образом :

  • Карта может помещаться в родительском уголке для обозрения, чтобы привлечь внимание родителей и активизировать их деятельность в решении совместных воспитательно-образовательных задач.
  • Закрепления имеющихся у детей знаний в ходе занятий или свободной деятельности.
  • Интеллект – карту можно использовать при составлении и защите детско - родительского проекта на определенную тему.
  • По желанию детей, интеллект - карту можно передать в другую группу для аналогичного использования.
  • Самостоятельно составленную ребенком карту можно предложить поместить в его личное портфолио.
  • Изготовленные «семейные» или «командные» интеллект - карты могут принять участие в выставках или конкурсах на лучшую карту.

При систематическом применении ментальных карт у детей старшего дошкольного возраста повышается активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. Дети приобретают определённые навыки по заполнению ментальных карт, планированию своей деятельности, развиваются коммуникативные навыки и умения.

Наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра через некоторое время делают ментальные карты современным и эффективным методом на занятиях с детьми дошкольного возраста. Навык составления ментальных карт пригодится ребятам и при дальнейшем обучении в школе. С её помощью они смогут систематизировать огромный поток информации и при необходимости смогут легко и быстро повторить, вспомнить изученный ранее материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность и практичность применения СКАЗКИ в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.

В статье освещена проблема, актуальность и практическое использование сказки и сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста для формирования и развития морально-нравственной сферы личности....

«Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время ост...

Использование метода интеллект-карт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Презентация для педагогов по теме  "Использование метода интеллект-карт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста"...

Статья "Применение интерактивного пола в работе с детьми дошкольного возраста"

В современном мире большое внимание уделяется созданию нестандартной и мобильной развивающей предметно - пространственной среды. Использование в детском саду информационно-коммуникационных технологий ...

Использование Интеллект – карт в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,    с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется ...