Мастер - класс "Использование технологии интеллект - карт в работе с детьми дошкольного возраста коррекционной группы"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Интеллект - карта это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого рзвиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Технология "интеллект - карт" была создана американским ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном. По - английски она называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще в переводах используется термин "интеллект - карты". Для обучения детей дошкольного возраста, эта технология была предложена кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик - Валентиной Михайловной Акименко.
Интеллектуальная карта решает следующие задачи:
- во - первых позволяет: получить знания, обобщить их и педагогу проверить.
- во - вторых учит: выделять главное, обобщать, систематизировать.
- в - третьих способствует: обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.
- в - четвертых развивает: речь, память, мышление, ввоображение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеллектуальная карта - это ПОНЯТИЕ техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме; уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление; средство, помогающее развивать у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном . Для обучения детей дошкольного возраста этот метод был предложен кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Валентиной Михайловной Акименко. АВТОРЫ ТЕХНОЛОГИИ
И нтелект-карта РЕЧЬ ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ
СВОЙСТВА ТЕХНОЛОГИИ
Создание интеллектуальной карты Создание ИК
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ИК
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ИК
Задание командам: 1 . Объединиться в компании. 2. Получить задание. 4 . Подобрать необходимый материал. 5 . Создать интеллектуальную карту 6.Презентовать продукт своей деятельности. Время на выполнение задания – 15 минут ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
РЕФЛЕКСИЯ Я возьму технологию интеллект - карт в свой педагогический багаж Неплохая технология, возможно попробую применить её в своей деятельности Этот метод мне не подходит
Спасибо за внимание! Творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме
«Использование технологии интеллект - карт в работе
с детьми дошкольного возраста коррекционной группы»
Цель: расширять представления педагогов о технологии интеллект - карт.
Задачи:
- Познакомить педагогов с технологией «Интеллект - карт», рекомендациями по их составлению.
- Показать возможности применения интеллект - карт в образовательной деятельности с дошкольниками.
- Отработать методику создания интеллект - карт.
План проведения:
- Теоретическая часть
Актуальность
Понятие «Интеллектуальные карты»
Задачи технологии
Свойства «Интеллект - карт»
Создание «Интеллектуальной карты»
Этапы работы
Правила создания
- Практическая часть
- Рефлексия
Ход мастер – класса:
СЛАЙД 1: тема
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Гаврилюк Софья Мансуровна, воспитатель первой категории «Центра развития ребенка – детский сад «Белоснежка». Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по применению технологии «Интеллектуальные карты» в работе с дошкольниками.
Работаю я на логопедической группе и об этой технологии узнала от своего учителя – логопеда, и поняла, что за все время работы я об этом ни чего не слышала и решила посмотреть на просторах интернета, что представляет эта технология.
Ни для кого не секрет, что дети коррекционной группы менее инициативны и самостоятельны, им сложно воспринимать информацию в полном ее объеме, психические процессы развиты не достаточно, и, конечно же, самое главное, у них западает речь.
Изучив достаточно статей об интеллектуальных картах и оперевшись на опыт коллег, поняла, что с помощью этой технологии я смогу решить многие задачи в развитии детей и решила попробовать внедрить её в свою работу.
СЛАЙД 2: понятие
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
СЛАЙД 3: авторы
Технология «интеллект – карт» была создана американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По – английски она называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» - «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще в переводах используется термин «интеллект - карты». Для обучения детей дошкольного возраста эта технология была предложена кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Валентиной Михайловной Акименко.
СЛАЙД 4: задачи
Какие же задачи решает ИК:
- во – первых позволяет: получить знания, обобщить их и мне их проверить;
- во – вторых учит: выделять главное, обобщать, систематизировать;
- в – третьих способствует: обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации;
- в – четвертых развивает: речь, память, мышление, воображение;
СЛАЙД 5: свойства
Почему ИК актуальна и пользуется спросом, потому что она обладает простыми свойствами:
- Наглядности. Вся тема с ее многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательности. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемости. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременности. Интеллект – карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает
- Творчества. Интеллект - карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
СЛАЙД 6: создание ИК
Работу по интеллектуальным картам я начинаю со старшей группы.
СЛАЙД 7: этапы
Используя модель 3 – х вопросов я выявляю базовые знания детей, о том, что они знают и что хотят узнать. Мною фиксируются ответы детей, которые я вывешиваю в приемную к приходу родителей, для того чтобы родители понимали какой информацией обладают их дети и что хотят узнать, а ещё для того чтобы помогли с материалами для пополнения среды. Поняв, что дети знают по теме недели, я к понедельнику подготавливаю материал: картинки – раскраски, иллюстрации, творческий материал дети выбирают самостоятельно. В начале работы я готовлю весь материал, а впоследствии привлекаю детей и родителей.
В понедельник, зайдя в группу, дети видят большой лист ватмана, на котором обозначена тема, так как дети старшей группы не умеют читать, я обращаю их внимание на материал по теме недели, материал для творчества. Они изучают это и выявляют, о чем будет интеллект – карта.
Далее дети выбирают, какую часть интеллект – карты хотят оформить, т.е. идет изготовление карты. Изначально я сама направляла детей, каждый раз предполагая, как будет оформлена карта, я разбивала её на блоки, по которым дети потом работали. (пример и - к «одежда»). Но, даже предполагая, как будет оформлена карта, я стараюсь не давать четких указаний детям, где что должно находиться, а даю возможность определить это самим. С каждым годом оформление меняется, иногда вносили свои идеи в оформление дети, какие то идеи я привносила сама. Если в начале, в интеллект – карте мы расширяли представления по теме недели, по блокам, например: из чего это сделано, какая, кто изготавливает и т.д. и дети просто наклеивали картинки, и шло развитие только по одному компоненту речи – активизация словаря, то сейчас мы не только изучаем тему, но я решаю и свои коррекционные задачи. Я добавила блок «Расскажи-ка» - на развитие связной речи, составление описательного рассказа, который мы рисуем схематично и дидактические игры на развитие грамматического строя речи, которые рисуются так же схематично: «Один - много», «Назови ласково», «Посчитай», «Детёныши» и т.д. (пример и- к:«игрушки», «птицы» и т.д.). В течение недели идет дополнения, по мере изучения темы и интеллект – карта используется на индивидуальной работе и в повседневной жизни. А уже созданная интеллект – карта со всеми дополнениями, применяется на итоговом мероприятии в конце недели.
СЛАЙД 6: правила
При создании интеллект – карт мы соблюдаем определённые правила:
- главная идея находится в центре листа;
- использование цветных карандашей или фломастеров;
- применение картинок с реалистичным изображением или символами, придуманными самими детьми.
СЛАЙД 5: практическая часть
Я думаю, за такое небольшое количество времени я смогла вам донести идею технологии интеллект – карт. А сейчас предлагаю изготовить карту самостоятельно. Для этого необходимо чтобы вы объединились в две компании. Для каждой компании я приготовила загадку, общая тема отгадки и является тематикой ИК. Так как вы уже большие, творческие и умеете рисовать, конкретных иллюстраций я вам не готовила, а подготовила материал для творчества, который расположен на столах. Так же я не ограничиваю вас в творчестве, вы можете добавлять свои блоки в вашу ИК. Создается карта для детей старшего дошкольного возраста. Можете приступать, удачи!
СЛАЙД 5: рефлексия
Для практической части: ватман, картинки, фломастеры, карандаши цветные и простые, клей;
СЛАЙД 7: Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста
Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату п...
Мастер класс «Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Повысить компетентность педагогов в вопросах применения игрового стретчинга как одного из видов здоровьесберегающих технологий....
Использование метода ментальной интеллект – карты при работе с детьми дошкольного возраста
В статье описывается использование метода ментальной интеллектуальной карты. Это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способ...
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Применение метода интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников в целом способствует речевому развитию ребенка. Метод является очень эффективным для детей, так как на всех этапах работы преду...
«Интеллект карты – в работе с детьми дошкольного возраста»
Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению де...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста на примере колоды «Монстрики чувств»
Метафорические карты – отличный метод работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Увидев на столе психолога красивые изображения, ребенок наверняка проявит к ним интерес. В ...
Мастер-класс использование интеллект- карт в работе с детьми дошкольного возраста
Мастер-классТема: «Использование метода «интеллект - карт» в работе с дошкольниками»Цель: по...