Мастер - класс "Использование технологии интеллект - карт в работе с детьми дошкольного возраста коррекционной группы"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Софья Гаврилюк

Интеллект - карта это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого рзвиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Технология "интеллект - карт" была создана американским ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном. По - английски она называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще в переводах используется термин "интеллект - карты". Для обучения детей дошкольного возраста, эта технология была предложена кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик - Валентиной Михайловной Акименко.

Интеллектуальная карта решает следующие задачи:

- во - первых позволяет: получить знания, обобщить их и педагогу проверить.

- во - вторых учит: выделять главное, обобщать, систематизировать.

- в - третьих способствует: обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.

- в - четвертых развивает: речь, память, мышление, ввоображение.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование технологии интеллект - карт в работе с детьми дошкольного возраста коррекционной группы » воспитатель 1 категории Гаврилюк Софья Мансуровна Мастер – класс по теме ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

Слайд 2

Интеллектуальная карта - это ПОНЯТИЕ техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме; уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление; средство, помогающее развивать у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Слайд 3

Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном . Для обучения детей дошкольного возраста этот метод был предложен кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Валентиной Михайловной Акименко. АВТОРЫ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 4

И нтелект-карта РЕЧЬ ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 5

СВОЙСТВА ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 6

Создание интеллектуальной карты Создание ИК

Слайд 7

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ИК

Слайд 8

ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ИК

Слайд 9

Задание командам: 1 . Объединиться в компании. 2. Получить задание. 4 . Подобрать необходимый материал. 5 . Создать интеллектуальную карту 6.Презентовать продукт своей деятельности. Время на выполнение задания – 15 минут ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Слайд 10

РЕФЛЕКСИЯ Я возьму технологию интеллект - карт в свой педагогический багаж Неплохая технология, возможно попробую применить её в своей деятельности Этот метод мне не подходит

Слайд 11

Спасибо за внимание! Творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме

«Использование технологии интеллект - карт в работе

с детьми дошкольного возраста коррекционной группы»

        Цель: расширять представления педагогов о технологии интеллект - карт.

        Задачи: 

  1. Познакомить педагогов с технологией «Интеллект - карт», рекомендациями по их составлению.
  2. Показать возможности применения интеллект - карт в образовательной деятельности с дошкольниками.
  3. Отработать методику создания интеллект - карт.

План проведения:

  1. Теоретическая часть

Актуальность

Понятие «Интеллектуальные карты»

Задачи технологии

Свойства «Интеллект - карт»

Создание «Интеллектуальной карты»

Этапы работы

Правила создания

  1. Практическая часть
  2. Рефлексия

Ход мастер – класса:

СЛАЙД 1: тема

        Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Гаврилюк Софья Мансуровна, воспитатель первой категории «Центра развития ребенка – детский сад «Белоснежка». Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по применению технологии «Интеллектуальные карты» в работе с дошкольниками.

Работаю я на логопедической группе и об этой технологии узнала от своего учителя – логопеда, и  поняла, что за все время работы  я об этом ни чего не слышала и решила посмотреть на просторах интернета, что представляет эта технология.  

Ни для кого не секрет, что дети коррекционной группы менее инициативны и самостоятельны, им сложно воспринимать информацию в полном ее объеме, психические процессы развиты не достаточно, и, конечно же, самое главное, у них западает речь.

Изучив достаточно статей об интеллектуальных картах и оперевшись на опыт коллег, поняла, что с помощью этой технологии я смогу решить многие задачи в развитии детей и решила попробовать внедрить её в свою работу.

СЛАЙД 2: понятие

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

СЛАЙД 3: авторы

Технология «интеллект – карт» была создана американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По – английски она называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» - «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще в переводах используется термин «интеллект - карты». Для обучения детей дошкольного возраста эта технология была предложена кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Валентиной Михайловной Акименко.

        СЛАЙД 4: задачи

Какие же задачи решает ИК:

- во – первых позволяет: получить знания, обобщить их и мне их проверить;

- во – вторых учит: выделять главное, обобщать, систематизировать;

- в – третьих способствует: обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации;

- в – четвертых развивает: речь, память, мышление, воображение;

СЛАЙД 5: свойства

Почему ИК актуальна и пользуется спросом, потому что она обладает простыми свойствами:

- Наглядности. Вся тема с ее многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

- Привлекательности. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

- Запоминаемости. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

- Своевременности. Интеллект – карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает

- Творчества. Интеллект - карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

СЛАЙД 6: создание ИК

Работу по интеллектуальным картам я начинаю со старшей группы.

СЛАЙД 7: этапы

Используя модель 3 – х вопросов я выявляю базовые знания детей, о том, что они знают и что хотят узнать. Мною фиксируются ответы детей, которые я вывешиваю в приемную к приходу родителей, для того чтобы родители понимали какой информацией обладают их дети и что хотят узнать, а ещё для того чтобы помогли с материалами для пополнения среды. Поняв, что дети знают по теме недели, я к понедельнику подготавливаю материал: картинки – раскраски, иллюстрации, творческий материал дети выбирают самостоятельно. В начале работы я готовлю весь материал, а впоследствии привлекаю детей и родителей.

В понедельник, зайдя в группу, дети видят большой лист ватмана, на котором обозначена тема, так как дети старшей группы не умеют читать, я обращаю их внимание на материал по теме недели, материал для творчества. Они изучают это и выявляют, о чем будет интеллект – карта.

Далее дети выбирают, какую часть интеллект – карты хотят оформить, т.е. идет изготовление карты. Изначально я сама направляла детей, каждый раз предполагая,  как будет оформлена карта, я разбивала её на блоки, по которым дети потом работали. (пример и - к «одежда»). Но, даже предполагая, как будет оформлена карта, я стараюсь не давать четких указаний детям, где что должно находиться, а даю возможность определить это самим. С каждым годом оформление меняется, иногда вносили свои идеи в оформление дети, какие то идеи я привносила сама. Если в начале, в интеллект – карте мы расширяли представления по теме недели, по блокам, например: из чего это сделано, какая, кто изготавливает и т.д. и дети просто наклеивали картинки, и шло развитие только по одному компоненту речи – активизация словаря, то сейчас мы не только изучаем тему, но я решаю и свои коррекционные задачи. Я добавила блок «Расскажи-ка»  - на развитие связной речи, составление описательного рассказа, который мы рисуем схематично и дидактические игры на развитие грамматического строя речи, которые рисуются так же схематично: «Один - много», «Назови ласково», «Посчитай», «Детёныши» и т.д. (пример и- к:«игрушки», «птицы» и т.д.). В течение недели идет дополнения, по мере изучения темы и интеллект – карта используется на индивидуальной работе и в повседневной жизни. А уже созданная интеллект – карта со всеми дополнениями, применяется на итоговом мероприятии в конце недели.

СЛАЙД 6: правила

При создании интеллект – карт мы соблюдаем определённые правила:

- главная идея находится в центре листа;

- использование цветных карандашей или фломастеров;

- применение картинок с реалистичным изображением или символами, придуманными самими детьми.

СЛАЙД 5: практическая часть

Я думаю, за такое небольшое количество времени я смогла вам донести идею технологии интеллект – карт. А сейчас предлагаю изготовить карту самостоятельно. Для этого  необходимо чтобы вы объединились в две компании. Для каждой компании я приготовила загадку, общая тема отгадки и является тематикой ИК. Так как вы уже большие, творческие и умеете рисовать, конкретных иллюстраций я вам не готовила, а подготовила материал для творчества, который расположен на столах. Так же я не ограничиваю вас в творчестве, вы можете добавлять свои блоки в вашу ИК. Создается карта для детей старшего дошкольного возраста. Можете приступать, удачи!

СЛАЙД 5: рефлексия

Для практической части: ватман, картинки, фломастеры, карандаши цветные и простые, клей;

СЛАЙД 7: Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста

Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату п...

Мастер класс «Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Повысить компетентность педагогов в вопросах применения  игрового стретчинга как одного из видов здоровьесберегающих технологий....

Использование метода ментальной интеллект – карты при работе с детьми дошкольного возраста

В статье описывается использование метода ментальной интеллектуальной карты. Это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способ...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Применение метода интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников в целом способствует речевому развитию ребенка. Метод является очень эффективным для детей, так как на всех этапах работы преду...

Мастер класс «Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»

laquo;Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»...

«Интеллект карты – в работе с детьми дошкольного возраста»

Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению де...